Табельное оружие, бронежилет, каска, газ, наручники, фонарик, резиновая палка – стандартный набор спецсредств сотрудников патрульно-постовой службы, получаемый ими ежедневно перед заступлением в наряд. Водители проверяют состояние автомобилей. Проходит общий развод. После этого патруль выходит на линию.
30 августа на дежурство в город вышли автопатрули С одним из них в составе командира взвода от дельной роты патрульно-постовой службы полиции (далее – ОР ППСП), лейтенанта полиции Аллы Гишиваровой и командира отделения ОР ППСП, старшего сержанта полиции Александра Новикова, посчастливилось попасть на дежурство корреспонденту «Глобуса».
Алла Гишиварова и Александр Новиков работают в паре уже около трех лет. Александр решил связать свою жизнь со службой в рядах правоохранительных органов в армейские годы. По собственному признанию, когда пришел устраиваться на работу, предложили выбор: ГАИ или ППСП, выбрал патрульно-постовую службу. Алла Гишиварова поступила в ряды полиции в 2006 году, окончила Уральскую государственную юридическую академию, имеет первый дан по каратэ. За все годы службы ни Алла, ни Александр ни разу не пожалели о своем выборе.
Фото: Константин Бобылев, «Глобус»
Алла Геннадьевна в патрульно постовой службе работает с 20 марта 2006 года. Свой первый патруль она помнит, как будто все было вчера:
– Помню номер патруля, 187. Со мной были два старослужащих, сейчас они уже на пенсии. Чего-то примечательного не произошло, просто запомнился как первый день в патрульно-постовой службе.
По словам Аллы Геннадьевны, каждое дежурство запоминается чем-то своим.
– Первый год службы запоминается, а потом идет как по накатанной, – подхватывает разговор напарник Аллы Александр.
Патрульный «Уазик» резво бежит по городским улицам, подпрыгивая на каждой ямке серовского бездорожья. Первый вызов с того момента, как корреспондент «Глобуса» «заступил» в патруль, поступает с улицы Белореченской. Звучит формулировка «Семейный конфликт».
– Все по-разному. Иногда бывает и негатив, а бывает и «спасибо» говорят, – рассказывает Алла Геннадьевна.
– Я бы не сказал, что часто попадаются такие уж совсем буйные граждане. Бывало всякое и с холодным оружием нападали, и с огнестрельным было. Слава Богу, без ранений, – подхватывает Александр Александрович.
На вопрос, какой по счету вызов на Белореченскую, патрульные отвечают, что считать вызовы не принято. Главное ясно, что не последний.
2 сентября свой праздник отметили сотрудники патрульно-постовой службы органов внутренних дел Российской Федерации. В этот день в 1923 году Центральное административное управление НКВД опубликовало «Инструкцию постовому милиционеру». Этот документ регламентировал общие положения о постовой службе, а также права и обязанности ее работников.
«Так я ж ее люблю!»
Сам адрес, с которого поступил вызов, место весьма колоритное. Подъезд не то чтобы обшарпан, штукатурка на стенах отсутствует в принципе. На оголенной кирпичной кладке красуются разного рода и содержания надписи. Пол в буквальном смысле слова, завален бытовым мусором. На подоконнике Почтовые ящики отсутствуют) лежит груда корреспонденции, в основном это счета за коммунальные услуги за последние полгода, как минимум. Конверты даже не распечатаны, а судя по запаху, «клали» на них не только местные жители, но и местные коты и кошки.
Выясняется, что история, послужившая мотивом вызова полиции, стара как мир – влюбленный сожитель устроил для своей дамы пьяный спектакль и отказывается покидать жилплощадь, на которой, кстати говоря, даже не прописан. Говорил, что «любит».
– Я не знаю, что с ним делать, – сетует женщина, вызвавшая наряд. – Прошлый раз драться кинулся, нос мне сломал. Заявление писать не стала. Мне родителей его жалко... Почему ругаемся? Не работает, сидит на моей шее! У меня двое детей!
– А зачем он вам, если он не работает, а у вас двое детей? – резонно спрашивает Алла Геннадьевна.
– Да я его выгнать не могу! Я один раз его не пустила, он мне дверь поломал, – рассказывает сожительница буйного мужчины.
Дебошира с Белореченской доставят к участковому. Для разбирательства. Фото: Константин Бобылев, «Глобус»
Несмотря на злоключения, мучения и побои, женщина наотрез отказывается писать заявление на обидчика. Сожителей доставляют в отдел на разбирательство к участковому уполномоченному.
– Вероятность, что женщина все-таки напишет заявление на своего сожителя в данном случае 99,9%, – опираясь на опыт, говорит Алла Геннадьевна. – Потому что женщина уже устала и это видно.
В подобных ситуациях, по словам Аллы Гишиваровой, граждан обычно доставляют к участковому, только иногда объяснения берутся на месте, также как и заявления. Бывает это в тех случаях, когда участковый, к прмеру, на вызове и не может в данный момент принять людей.
– В этот район часто на вызовы ездим, – говорит Александр Александрович, – дома №5 и №7 по Белореченской известные адреса. Есть еще улица Ключевая. Бывают на Парковую часто вызовы. А вообще по всему городу ездим, нет такого определенного места, локального.
«С таксистами мы дружим»
Нет какого-то определенного маршрута, по которому передвигается автопатруль, есть только закрепленные за каждым экипажем участки города, которые объезжаются в зависимости от оперативной обстановки. За экипажем Аллы и Александра закреплен центр города.
– Могу сказать, что после 23 часов преобладают жалобы на нарушение тишины, – рассуждает Александр Александрович. – В основном от соседей. В летнее время бывает с улицы музыка. А так, что днем, что ночью – все, что угодно может быть.
Проверка пеших постов по Уставу ППСП за сутки осуществляется неоднократно. Она происходит на стационарных постах, коих в городе три: у досугового центра «Родина», на автовокзале, возле торгового центра «Тайга». Командир взвода заполняет служебные книжки всех сотрудников проверяемого поста. Фото: Константин Бобылев, «Глобус»
Думать, что работа сотрудников ППС заключается только в патрулировании улиц и реагировании на жалобы жителей города, было бы ошибочно. Патруль часто задействуют в оперативных мероприятиях и при «раскрытии преступлений по горячим следам».
– От нас главное – незамедлительная реакция, что мы и делаем. Обязательно сбор информации. Все зависит от ситуации. Допустим, грабеж. В первую очередь опрашиваем потерпевшего, собираем приметы злоумышленника и патрулируем соответствующий район. Главное, чтобы граждане своевременно обратились за помощью. Бывает такое, что теряются «золотые минуты», – рассказывают Алла и Александр, внимательно осматривая дворы по улице Каляева, освещенные фарами патрульного «уазика». Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться сотрудникам ППС – отсутствие должного освещения во дворах.
Останавливаемся на автовокзале, следует обязательная проверка помещения. На вопрос адресованный диспетчеру, все ли в порядке, Алла Геннадьевна получает утвердительный ответ. На площади перед зданием кроме двух пассажиров, ожидающих на скамейке своего рейса, кучкуются таксисты.
– Вообще, с таксистами мы дружим, они часто помогают нам в работе, бывали случаи, когда они помогали предотвратить преступления, – рассказывают сотрудники ППСП.
«Отпустите меня, пожалуйста»...
Первая машина, за рулем которой удалось поработать Александру Новикову была тоже «УАЗ».
– Он был зеленого цвета, километров 40 в час ездил, – вспоминает про свой первый служебный автомобиль старший сержант. – Как молодому бойцу дали... Какой-нибудь вызов, драка, на место приезжаешь, а все патрули уже всю работу сделали.
Алла Геннадьевна называет Александра лучшим водителем в их службе.
– Он у нас виртуоз, наверное, один из лучших наших водителей. Такие чудеса творит. Годами проверенный, – с гордостью говорит Алла.
Вскоре удается в этом убедиться. Поступает вызов в один из домов по улице Лизы Чайкиной, что в поселке Новая Кола. Под звук сирены с проблесковыми маячками за считанные минуты попадаем на адрес.
– Сирену включаем для оперативности, в основном водители пропускают, но бывают и такие, кто дорогу не уступает, – рассказывает Алла Геннадьевна. – Нам говорят по рации простую формулировку «семейный конфликт», а что там? Поэтому и торопимся, чтобы не допустить драматичной концовки.
Все происходящее в машине автопатруля фиксируется камерами. Две расположены внутри автомобиля и одна снаружи (видеорегистратор). Камеры записывают не только видео, но и звук. Новшество это появилось на всех автомобилях патрульно-постовой службы меньше года назад и очень помогает в работе.
На месте сотрудников полиции уже встречают пострадавшая, ее мама и законный муж.
– Человек раскодировался, запил, нет от него никакого покоя! Из дома я его сегодня выгнала, где проживали вместе! Он пришел сюда! Сил уже никаких нету! – эмоционально и не стесняясь в выражениях описывает ситуацию пострадавшая девушка.
Уже позже, когда благоверный находился в патрульной машине, пострадавшая рассказала Алле Геннадьевне, что находится в законном браке со своим обидчиком. Не прошло и двух месяцев с момента как мужчина закодировался, когда он вновь начал употреблять алкоголь. Поссорившись в очередной раз на этой почве, девушка ушла из дома к своей маме. Супруг пришел и на этот адрес.
– Мы уже опасаться стали, да и чтобы ребенка не пугать пришли сюда, – объясняет успокоившись женщина. – Он за это время сходил, напился, выломал дверь, бегал вокруг дома с поленом, кричал, что все окна высадит. Просил, чтобы я полицию вызвала.
Мужчину доставляют к участковому уполномоченному. Дорога до города сопровождается его просьбами выпустить и речами о том, что его никто не понимает.
На этом совместное дежурство корреспондента «Глобуса» и сотрудников патрульно-постовой службы полиции завершено. Рабочие сутки у Аллы и Александра закончатся как минимум через 4 часа. В этом году праздничный для них день, 2 сентября, выпал на выходной.
Сказано!
Алла Гишиварова, командир взвода ОР ППСП, лейтенант полиции:
– У нас очень хороший коллектив, взвод. Очень сильно повезло с ребятами. Коллектив дружный и какие бы ни были ситуации все друг друга поддерживают. Порой бывает страшно, очень страшно, но с такими верными напарниками – хоть куда.