Россияне беднеют быстрее, чем предполагали власти еще несколько месяцев назад. Реальные располагаемые доходы россиян по итогам года упадут на 4,7–4,9%, ожидает Минэкономразвития. Об этом, как передает
«Интерфакс», на банковском форуме в Сочи сообщил директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития
Кирилл Тремасов.
Вероятно, многие из горожан подтвердят - сводить концы с концами становится все труднее. Иллюстрация: pixabay.com
Это значит, что прогноз ведомства по доходам населения ухудшился. В
прогнозе, опубликованном в мае, министерство исходило в базовом сценарии из того, что реальные располагаемые доходы по итогам 2016 года снизятся на 2,8%. Консервативный вариант предполагал падение доходов на 5%, то есть новый прогноз оказался ближе к прежнему, пессимистическому.
Реальные доходы россиян сокращаются в годовом выражении уже 21 месяц подряд, следует из данных Росстата. Падение доходов ускорилось в июле до 7% (столь же глубокая просадка показателя в этом году была только в апреле).
В то же время Минэкономразвития ожидает прироста реальных зарплат по итогам года — он должен составить 0,5–0,7%, также рассказал Тремасов в четверг. В предыдущем базовом прогнозе, официально пока действующем, говорилось о падении реальных зарплат на 1,5%. Реальная среднемесячная зарплата в России в 2016 году росла во все месяцы, кроме двух (январь и апрель), в июле рост составил 0,6% к июлю прошлого года. Зарплаты являются лишь частью доходов россиян, остальные источники доходов (социальные выплаты, доходы от собственности и т.п.) в реальном выражении продолжают падать, указывал ЦБ в последнем обзоре «О чем говорят тренды». В частности, в реальном выражении снижаются пенсии, а они включаются в реальные доходы, говорит экономист «ВТБ Капитала» Александр Исаков. То же самое происходит и, например, с доходами по вкладам. Это объясняется тем, что инфляция превышает и процентные ставки, и индексацию пенсий, отмечает Исаков.
Надежда на потребление
При этом, если раньше реальные зарплаты всегда были связаны с показателями потребительского спроса, в частности с розничной торговлей, то сейчас этой корреляции нет, заметил чиновник. Зарплаты растут, но потребление падает из-за увеличения склонности россиян к сбережению своих средств. «Такое было в 2009–2010 годах, тогда эти показатели тоже расходились, но, может быть, не так резко», — напомнил чиновник.
Впрочем, по оценкам министерства, в течение 2016 года этот разрыв в динамике зарплат и потребления начал сокращаться. Как считает Минэкономразвития, потребительский спрос вскоре покажет положительную динамику вслед за реальными зарплатами. Однако оборот розничной торговли, отметил Тремасов, по итогам года все равно сократится на 4,2–4,4%. Ранее ведомство ожидало, что падение составит 2,7%.
Феномен расхождения между ростом реальных зарплат и непрекращающимся падением розничного торгового оборота стал возможен из-за
сохраняющегося режима экономии, объяснял ранее Центробанк. По логике рост зарплат должен приводить к росту потребительского спроса, но пока этого не происходит. Доходы растут неравномерно по группам населения, зарплаты в основном растут в отраслях с высокими доходами, причем в этих отраслях неравенство смещено в сторону сотрудников высшего звена, а у них нет нужды наращивать потребление, указал ЦБ в своем недавнем обзоре. Кроме того, следует учитывать фактор наличия кредитов у россиян: те средства, которые они могли бы направить на потребление, идут на погашение задолженности, пишет
РБК.
Дна все нет
Минэкономразвития также ухудшило прогноз по ВВП: в этом году оно теперь ожидает падения ВВП от 0,5 до 0,7% (в весенней редакции прогноза было минус 0,2%). Прежний базовый вариант прогноза исходил из средней цены нефти в 2016 году в $40 за баррель, но теперь Минэкономразвития ожидает чуть большего показателя — на уровне $41–42. Тем не менее в основу бюджетных проектировок правительства все равно ляжет средняя цена в $40 за баррель, сказал журналистам Тремасов, как передал ТАСС.
Дно цикла падения российской экономики будет достигнуто во втором полугодии 2016 года, после этого следует ждать оживления в промышленности, не исключил Тремасов. Второе полугодие началось со снижения ВВП на 0,1% (месяц к месяцу), говорилось в последнем экономическом мониторинге Минэкономразвития. Министерство связывало возобновившееся сокращение ВВП с отрицательной динамикой обрабатывающих производств и оптовой торговли.
В 2017 году Минэкономразвития ожидает рост ВВП на 0,7–0,8% при той же среднегодовой цене нефти в $40. Тремасов сообщил, что среднегодовые темпы роста ВВП на следующие три года ожидаются на уровне 1,5%. «Понятно, что 1,5% — это очень мало. В этом случае мы по-прежнему будем терять нашу долю в мировой экономике. Для устойчивого развития нам необходимы темпы роста не ниже среднемировых, хотя бы 3–3,5%», — сказал чиновник (цитата по «Интерфаксу»).
Прогноз по инфляции на 2016 год Минэкономразвития улучшило. По итогам года ведомство ожидает более низкого уровня инфляции, чем было заложено в весенней версии базового прогноза: 5,8–5,9% против 6,5%. О вероятном снижении прогноза по инфляции ранее уже сообщали чиновники Минфина и Минэкономразвития. В частности, заместитель министра экономического развития Алексей Ведев и министр финансов Антон Силуанов говорили, что инфляция на конец года составит не более 6%.