Говорят, по содержимому помойки можно судить о благосостоянии жителей страны. Если применить это наблюдение к Серову, то окажется, что у нас город сплошь богачей, так как старые диваны, кресла, шкафы, оконные рамы, коробки из-под бытовой техники с завидной регулярностью заполняют контейнерные площадки и дворы. Кто должен убирать и увозить этот крупногабарит? Кто отвечает за то, чтобы он не мозолил глаза жильцам и не захламлял территорию?
Не весь мусор бытовой
Мусор бывает разный. Он разделяется по классу опасности (ртутные градусники из-за вредного содержимого должны утилизироваться иначе, чем картофельные очистки), он бывает бытовой, строительный, крупногабаритный и т. д.
По графе «вывоз ТБО» в квитанциях на квартплату мы с вами оплачиваем избавление от твердых бытовых отходов. Уборка вынесенной жильцами к контейнерам старой мебели, коробок и строительного мусора этим тарифом не предусмотрена.
Иначе говоря, организации, избавляющие горожан от бытовых отходов (в Серове это МП «Серовавтодор»), вовсе не обязаны освобождать площадки от матрацев, содранных обоев и выброшенного домашнего скарба.
Хорошо. Но за порядком на придомовой территории и на той, что у контейнеров в том числе, должны следить управляющая компания или товарищество собственников жилья (ТСЖ). Уборка и вывоз крупногабаритного сора заложены в тарифе на оплату содержания придомовой территории.
– Эта составляющая в тарифе – примерно 5 копеек с квадратного метра. То есть при 100 тысячах кв. метрах жилья, которые обслуживает наша УК, в месяц выходит 5 тысяч рублей. В год – 60 тысяч, – приводит расчеты руководитель УК «Наш дом» Ирина Шуклина. – Мы посчитали – во что нам обходится вывоз крупногабарита. Нужно нанять грузчика, машину, заплатить за прием мусора на полигон... За первое полугодие расход составил под 60 тысяч рублей. То есть за полгода «съели» деньги, предназначенные на год.
Большой сор «Наш дом» из дворов вывозит раз в месяц – за свалки у домов руководство компании надзирающие контролеры по головке не погладят. Но завалы на тех же площадках вырастают буквально на следующий день после того, как с них увезли мебель, коробки и старые паласы.
Выходит, колоритные баррикады из рам, унитазов и книжных полок во дворах так и будут «радовать» взор жителей?
Для "большого" мусора на площадке должен стоять контейнер объемом в 8 раз больше обычного. Фото: Антон Муханов, "Глобус"
Миллион за выброс «не туда»
Вернемся к разграничению мусора еще раз. В законе есть четкое определение – что такое крупногабаритный мусор (КГМ). Это старая мебель, велосипеды и т. п. предметы, потерявшие свои потребительские свойства, а также остатки от текущего ремонта квартир (текущий ремонт – это смена обоев, линолеума, кафельной плитки, покраска стен, пола, потолков, дверных полотен, оконных рам, смена электропроводки. Остальные работы – уже ремонт капитальный).
Вывоз не названного в перечне строительного мусора из квартиры после ремонта – обязанность жителя однозначно.
В любом киоске Роспечати Серова сегодня можно купить талон, по которому привезенные вами отходы домашней перестройки без проблем примут на городской свалке (полигоне). С 1 июля по 8 октября таких талонов горожане купили около 700 штук. Принято на полигоне 440. В общей сложности за 3 месяца серовчане самостоятельно доставили на свалку 1 300 контейнеров мусора.
Деревянные рамы, которые поменяли на современные пластиковые, должны быть увезены на свалку теми, кто оказывает услугу. Это тоже не проблема УК, согласитесь. Тут для нерадивых есть карающая статья закона – 15.1 областного закона № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»: по ней за выбрасывание бытового мусора и иных предметов в не отведенных для этого местах должностное лицо (директора) могут наказать штрафом от 10 до 30 тысяч рублей. А взыскание на организацию (юридическое лицо), страшно сказать – от 100 тысяч до миллиона рублей.
В общем, если хотя бы одну контору по установке пластиковых окон наказали штрафом в миллион, владельцы других, думается, строго-настрого запретили бы своим рабочим оставлять старые рамы возле контейнеров.
Суровый штраф наверняка повлиял бы и на тех, кто складирует к площадкам спиленные ветки и стволы деревьев.
Впрочем, любого из жильцов, кто захламляет двор (лес, город) выброшенным мусором и детскую площадку старыми диванами в том числе, тоже могут наказать штрафом – от 1 до 5 тысяч рублей. И таких штрафов административная комиссия выписала уже 26 (на юрлицо – один).
Но все же риск быть наказанным невелик, а тратиться на вывоз мебели на полигон, когда ее можно тихонько вынести в двор, большинство жителей не станет.
Фото: Антон Муханов, "Глобус"
Город пока в «завале»
Пока в Серове мусор-крупногабарит живет и побеждает. Нет, наверное, в городе ни одной контейнерной площадки (а их к середине октября установлено уже 116), нет ни одного двора у большого дома, где бы не красовались мини-свалки гнилых деревяшек, рваного поролона и другого старья. Эти завалы даже при введении контейнерного сбора мусора сводят на нет идею чистоты и порядка во дворах, о чем так давно мечтают жители.
Руководитель комитета ЭТС и ЖКХ мэрии Андрей Царегородцев, выступая перед депутатами на заседании профильной комиссии, признал, что решения проблемы администрация пока не нашла. В поиске. Он рассказал о талонах, штрафах, обращении в экологический отдел министерства со списком серовских предпринимателей, не заключивших договоры на вывоз и утилизацию мусора и забивающих коробками «бытовые» контейнеры.
В расчетам Госстроя есть норма крупногабарита на одного жителя России – 98 кг в год. Укладываются ли в нее серовчане? Сколько денег нужно на сбор, вывоз, утилизацию большого мусора? Ответа у администрации нет.
Как нет и договоренности с УК и ТСЖ о приемлемом для всех сторон выходе.
– Сегодня крупногабарит управляющие компании вывозят самосвалами, – поведал руководитель комитета ЭТС и ЖКХ депутатам. – По мере накопления. Но должны по СанПину не реже одного раза в неделю. У них есть статья в квитанциях – «содержание придомовой территории». И эта территория должна содержаться в надлежащем состоянии.
На это посыпались возражения депутатов:
– Если предложить жителям дополнительно оплачивать уборку крпуногабарита, могут и возмутиться: не у всех такой мусор есть! Другой подход нужен!
– В прошлый раз при обсуждении был самый главный вопрос – наладить отношения с УК. Он не решен!
– Хотя Евгений Юрьевич (Преин, глава администрации – ред.) нам обещал, что он будет проработан в части создания какой-то организации, которая станет этим заниматься...
– На сегодняшний день вопрос в проработке, не готов озвучить, – оправдывался председатель комитета.
Итог дискуссии «подбил» депутат Орлов:
– Проблема существует и создает негатив. Полной уверенности, что не завалим город – нет. Хорошее дело по созданию контейнерной системы смазывается этим негабаритным мусором.
В ноябре «мусорный» вопрос депутаты обсудят вновь. Правда, зависимости – чем больше слов, тем меньше мусора – не просматривается.
Фото: Антон Муханов, "Глобус"
А как у других?
В Екатеринбурге и других городах:
+ вывоз КГМ регламентирован Правилами благоустройства и включен в общую разработанную схему вывоза и утилизации мусора;
+ для сбора крупногабарита обустраивают площадки с контейнерами объемом от 8 куб. м. – в 9 раз больше обычных;
+ можно заказать и оплатить разовый «индивидуальный» контейнер для большого мусора, например, строительного;
+ во дворе ставят сборник-накопитель для веток, старой мебели и т. п. и увозят его по мере заполнения;
+ информацию о том, когда вывозится мусор, работники коммунальных служб размещают на стенках контейнерных площадок, на информационных стендах, в квитанциях;
+ решением общего собрания заключается договор с УК или специализированной организацией на вывоз крупного мусора за отдельную плату.