На севере Урала правоохранители расследуют очередное происшествие с участием летательного аппарата, пятое за последние 7 месяцев.
Дельталет упал в Краснотурьинске во двор жилого дома. Фото: Вадим Аминов, "Вечерний Краснотурьинск".
Напомним, в половине пятого вечера воскресенья во двор 9-этажного дома на улице Рюмина в Краснотурьинске на глазах людей рухнул дельталет.
Свидетели рассказывают, что аппарат взлетел с городского пруда неподалеку от жилых домов, но не успел набрать нужную высоту. Лыжей (их используют зимой вместо шасси) дельталет задел за крышу 9-этажки, перекатился через кровлю, упал на провода и свалился вниз.
На месте падения во дворе в этот момент, к счастью не было людей. Во дворе дома №17 находится общеобразовательная школа. Несмотря на то, что 3 февраля был выходным днем, на месте происшествия тут же собрались зеваки, среди которых было много школьников.
– Дельталет, когда падал, штопором вертелся, – рассказал корреспонденту "Вечернего Краснотурьинска" 71-летний Петр, один из очевидцев. – Я даже время падения засек – 16.30. Испугался сначала, что на дом упадет. Конечно, лучше бы чтобы вообще никуда не падал. Дельталет летел с пруда. Говорят еще, что девочка какая-то просто чудом не попала под летательный аппарат, когда шла под аркой. Какие-то метр-полтора, и жертв могло бы быть больше.
Упавшая лыжа пробила крышу стоявшей на стоянке «шестерки».
На месте погиб пилот, 39-летний инженер группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения СИЗО-6 (г. Кировград) Сергей Лукашенков, чуть позже в машине «Скорой помощи» скончался его пассажир, пенсионер Александр Сергеев. На момент происшествия офицер ГУФСИН находился в очередном отпуске за 2013 год.
Оба приехали в северный город из п. Свободный, что в 15 км от Верхней Салды и 35 – от Нижнего Тагила, с намерением полетать на дельталете.
Летательный аппарат по доброте душевной ему предоставил его хозяин – местный фотограф, пенсионер, индивидуальный предприниматель Алексей Исаев. Вместе с Сергеем они учились в клубе дельтапланеристов «Пилот» в Верхней Салде.
Следствие рассматривает три приоритетные версии случившегося: техническая неисправность, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, не соответствующие полету метеоусловия.
– Причины крушения устанавливаются, – сообщила Серовский транспортный прокурор Ирина Задирако. – Скорее всего, пилот не справился с управлением. Погодные условия были хорошие, пилот и пассажир, говорят, трезвые. Хозяин аппарата настаивает, что техника была в идеальном состоянии.
Катастрофа с дельталетом (а именно так называют авиапроисшествия, в которых есть жертвы) была, как ни горько об этом говорить, предопределена.
Летательный аппарат Исаевым официально не зарегистрирован. Ни хозяин дельталета, ни пилот, которому он дал покататься однокрылое воздушное устройство не имеют свидетельства пилотов. Соответственно, не только брать пассажиров, а даже и взлетать ни тот, ни другой права не имели.
– Установлено минимум три нарушения со стороны пилота: во-первых, у него не было права управления дельталетом, во-вторых, он летал на низкой высоте и, в-третьих, делал это в черте города, что запрещено, – говорит заместитель руководителя Нижнетагильского следственного отдела СУ на транспорте Михаил Халявин.
О том, что подниматься в небо Сергею не стоит, его, по словам курсантов клуба «Пилот», предупреждал руководитель верхнесалдинского клуба Евгений Колесниченко. «Говорил ему, что, мол, Серега, есть люди, которым нужно ходить по земле, а летать нельзя, – вспоминает Леонард Черня, посещавший клуб в то время. – Учить Сергея он отказался».
Самого Колесниченко уже нет в живых – он разбился на испытаниях незарегистрированного дельталета в мае прошлого года.
Менее чем через месяц после этого с взлетной площадки Серова улетел в неизвестном направлении Ан-2, на борту которого – пилот и 12 пассажиров. Самолет до сих пор не найден, полет был несанкционированным.
29 сентября вынужденную посадку на лесную вырубку у поселка Полуночное (Ивдельский городской округ) совершил Ан-2 с пилотом и 4 пассажирами на борту.
Во время торможения самолет наткнулся на лежавшее дерево и перевернулся. Один из летевших получил ушибы, остальные не пострадали. Владелец самолета и одновременно командир воздушного судна нарушил Правила полетов воздушном пространстве, установленные в стране: поднял борт в небо в неполном составе экипажа – без второго пилота.
Через пару месяцев, в конце ноября, транспортной прокуратуре и следователям СУ на транспорте пришлось выяснять подробности авиапроисшествия в Югорске (Ханты-Мансийский автономный округ, зона действия Серовской транспортной прокуратуры). Здесь из-за неполадок с двигателем совершил жесткую посадку Ан-2 местного авиаклуба с 10 парашютистами на борту. Самолет загорелся. В результате 8 человек пострадали и были госпитализированы с сотрясением головного мозга и различными переломами.
В Югорске после этого проверили авиаклубы, на севере Урала намерены проверить всех владельцев дельталетов, дельтапланов и других сверхлегких летательных аппаратов.
– Поставим их на свой учет, посмотрим, есть ли разрешительные документы и проверим условия эксплуатации летательных аппаратов, – заверяет Серовский транспортный прокурор.
Исход проверки можно предугадать сразу, и к ворожее не ходи. Владельцев дельталетов, которых на севере Урала 5-6 человек, летом, во время активных поисков серовского Ан-2, проверял инспектор Госавианадзора. Пилоты тогда вызвались участвовать в поисках. Но ни один не смог представить не нужные документы на летательный аппарат и на право пилотирования.
По факту происшествия Серовская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации... воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц»). В рамках дела будут проведены необходимые экспертизы для установления причин крушения дельталета.
Хозяин дельталета Алексей Исаев: "Мне непонятно - почему дельталет оказался над домами на низкой высоте"
В интервью газете "Вечерний Краснотурьинск" владелец дельталета рассказал, что погибший Сергей Лукашенков с другом приехали в Краснотурьинск специально, чтобы полетать. «Дельталет я оставил на взлетной полосе Сергею, а сам по делам уехал в город», – рассказывает о событиях 3 февраля Исаев.
По словам краснотурьинца, он не присутствовал при полетах его знакомого. С погибшим Сергеем Лукашенковым Исаев познакомился в верхнесалдинском клубе дельтапланеристов «Пилот». Это общество после гибели руководителя Евгения Колесниченко распалось. Но дружеские отношения сохранились.
Алексей Федорович подтверждает, что летный стаж Сергея составлял около года. Опытным пилотом его назвать было нельзя. «Опытным пилотом считается тот, кто налетал 300 часов, – объясняет Исаев. – У меня около 300 часов, но я себя опытным не считаю. Сергей знал все правила полета, знал, что нельзя летать над городом. Поэтому мне непонятно, почему они оказались над домами на низкой высоте».
Сейчас Алексею Федоровичу летать не на чем. Разбившийся дельталет был у него единственным. Летательный аппарат – ручной сборки, собирали его в верхнесалдинском клубе «Пилот», общие затраты краснотурьинца на него составили 400 рублей – цена двигателя и крыла. Сейчас Исаев не знает, будет ли он приобретать для себя новый дельталет, говорит, что сначала нужно дождаться окончания следствия, сделать выводы и после этого решать. Мужчина признается, что в небо все равно тянуть будет: «Это трудно объяснить, полет на дельталете дает ощущение жизни», – говорит Алексей Федорович.
Следствие по факту падения дельталета продлится не менее двух месяцев – именно такой срок законодательно установлен для проведения всех следственных мероприятий.
– Мы будем выяснять причину трагедии и лиц виновных в ней, – объясняет Михаил Халявин, заместитель руководителя Нижнетагильского следственного отдела Уральского следственного управления на транспорте. – Когда это станет понятным, тогда будем принимать решение: направлять дело в суд или закрывать.