После выхода на экран фильма «Выживший», где есть сцена борьбы человека с огромным медведем, карпинского охотника-любителя Алексея Коптякова СМИ стали сравнивать с героем фильма. Но актер Леонардо Ди Каприо признался в интервью, что медведь был виртуальный, а вот 29-летнему карпинцу пришлось встретиться с косолапым в реальной жизни. И потому впечатление от рассказа Леши гораздо сильнее, чем от жуткого киношного эпизода. Тем более, что медведь ломал его точно так же, как в фильме...
Алексей отпуск берет осенью - чтобы поохотиться, подышать лесным чистым воздухом. Фото из личного архива А. Коптякова.
О происшествии с Алексеем мы рассказывали. Охотник в октябре пошел в лес приглядеть куничьи и заячьи тропы, а нарвался на берлогу еще не уснувшего медведя. Вот как сам Алексей поведал о свидании с хозяином тайги .
Слушайте аудиозапись рассказа охотника (или читайте дальше)
– Мой отпуск подходил к концу, шли последние дни. 15 октября решил прогуляться в лес – посмотреть следы. Машину оставил у речки Серебрянки, на пятачке, где лес, видимо, валили, а сам пошел вдоль берега Лобвы. Прошел сколько-то, ну думаю, надо к дому поворачивать. Вышел к линии электропередач, а там с горы спустишься – и вот уже дорога.
Молодая собака Алексея учуяла медведя и залаяла возле берлоги. Фото: архив "Вечернего Карпинска"
Вдруг слышу у подножия невысокой скалы собачка моя загавкала (Леша пошел в лес с 6-месячным щенком лайки). Думаю – может, куница там в камнях прячется? Сверху глянул – ничего не видно, одни камни. Спустился со скалы, гляжу – дырка между камнями. Я в нее заглянул. А оттуда на меня как рявкнет кто-то! Я с испугу даже ружье уронил и с камня свалился, на котором стоял. Потом сверху на меня ружье упало.
Поднимаюсь, а из пещеры медведь вылетает. Я, не целясь, дробью выстрелил в него. Потом пулю зарядил, попытался ружье сомкнуть, а не получилось... Весь день под снегом ходил, видимо, он в ствол набился.
Тут медведь – перед тем как прыгнуть – к земле прижался. И я со всей силы треснул его стволом ружья по голове. Медведь на меня навалился, подмял, обнял лапами и стал кусать. Он здоровый. Стоял пониже меня, но ростом все равно был выше. Я вначале руки подставлял, защищался, а потом уже их опустил. Только слышу, как кости трещат. Долго он меня так кусал. Ну думаю, не выжить, смирился, что смерть пришла. Только так подумал, а медведь меня… отпустил.
Потом, помню, лежу на боку. На снегу кровь, и мне все красным видится. Медведь еще раз ко мне подошел, я рукой прикрылся, он ее несколько раз укусил и убежал.
Я снег разгреб рукой, написал: «Мама, папа, простите меня». Руками потрогал – подбородок где-то внизу висит и кости торчат. Полежал, а потом думаю – надо как-то идти, тут, в лесу, никто меня не спасет.
Собака меня не узнавала. Потом я ей промычал, она меня понюхала и признала. Пошел потихоньку. На мне патронташ, и такой тяжелый – казалось. Сбросил его, потом рюкзак. Иду, ноги расползаются, немного посижу и дальше шагаю. Голова кружится, слабость, а вот боли не было, не чувствовал.
К дороге подхожу, вижу УАЗик едет. Я все силы собрал, стал махать руками. Но они не остановились. Потом «Урал» в сторону Кытлыма пошел – видимо, за лесом. Он остановился. Водитель с насмешкой так: что, мол, избили тебя. А я капюшон снимаю – он помолчал, потом говорит: сейчас Скорую вызову. Пройти к дороге от берлоги надо было метров 350-400, но так тяжело это далось, что, думал, не дойду...
На следующий день после ЧП карпинские охотники отправились по следам медведя. Он, вероятно, был ранен. Скриншот видеозаписи Дмитрия Щукина
Алексея подобрал проезжавший мимо путешественник из Санкт-Петербурга Александр Дерюгин. Он привез Лешу в карпинскую больницу. Все это время охотник оставался в сознании. Говорит: «Я в машине руки подставлял, чтобы ничего не запачкать – кровь капала». Первую помощь парню оказали карпинские хирурги: обработали и ушили раны, пришили почти оторванное ухо, обезболили.
На следующий день машина Центра медицины катастроф увезла его в Екатеринбург.
В больнице № 23 Алексею выполнили сложную операцию. Хирурги вначале «собрали» раздробленные кости лица на компьютере в 3D-проекции, создав объемную модель черепа, а потом, по «проекту», соединяли кости с помощью титановых пластин.
После операции у покусанного диким зверем охотника выявили опасные инфекции. Посевы на синегнойные палочки и другую заразу делали каждый день. Капали антибиотики, обрабатывали многочисленные раны на лице и руках.
Леша показывает проплешину под затылком: здесь ушивали рану. Медведь пытался снять скальп с человека, но это ему не удалось – только кожу вырвал вместе с волосами.
Сейчас Алексей дома: поправляет самочувствие, отходит от случившегося. Побывал даже на лыжной прогулке, потому что скучает без леса. Говорит, что страха не было, но все же по сторонам поглядывал. На охоту пока не собирается – здоровье надо поберечь да и стресс от пережитого пока все же не до конца исчез.
Встреча с косолапым была у него впервые. Раньше нередко видел следы медведя в лесу, возле машины у Верхнего Княсьпинского озера, куда с раннего детства возят его родители. Обычно медведь слышит человека и уходит, объясняет охотник. А в лесу у скалы получилось, что человек перекрыл мишке путь к отходу, оказавшись прямо напротив выхода из берлоги-пещеры в скале. Медведю ничего не оставалось делать, как убирать врага с дороги.
Косолапого два дня после ЧП выслеживали карпинские охотники. Но он сумел уйти по речке. Скорее всего, медведь ранен. Охотовед Дмитрий Щукин предупреждает об опасности встречи с таким зверем, который, возможно, не залег в берлогу. А случай с Коптяковым говорит о меняющихся привычках диких обитателей: они уже не боятся линий электропередач, шума трассы. Медведь залег в берлогу метрах в 50-ти от ЛЭП и в четырех сотнях – от автомобильной дороги.
Большим откровением для Алексея и его семьи стал отклик людей на случившееся. Знакомые и незнакомые карпинцы, жители других городов отправляли парню слова поддержки, высылали деньги на счет для оплаты лечения. В Лобве, где он трудится фельдшером Скорой помощи и активно участвует в художественной самодеятельности, прошел благотворительный концерт, выручку от которого передали Алексею. Всего на первый этап восстановления сына у Коптяковых ушло 120 тысяч рублей.
Сейчас предстоит второй этап. В начале февраля планируется еще одна операция. Для ее проведения и консультаций, как объяснили в челюстно-лицевом хирургическом отделении больницы № 23, привлекут сосудистых хирургов, врачей, которые недавно осуществили удачный опыт пересадки лица.
Алексею окончательно «соберут» челюсть, заменят поврежденный слезный канал, проведут некоторые другие манипуляции. Затем, Бог даст, предстоит решать вопрос с протезированием зубов, косметической шлифовкой швов. Но всему свое время.
Никаких особых «перерождений» и «прозрений» после того, как побывал на волосок от гибели, Леша не почувствовал. Держится молодцом: бодр, активен, о будущем говорит с оптимизмом. Настроен на победу.
Алексей носит маску – подхватить инфекцию ему очень нежелательно. Фото: Галина Новикова, «Вечерний Карпинск»
Видео с места происшествия на следующий день после ЧП сделано Дмитрием Щукиным, главным специалистом Департамента по охране животного мира.
https://youtu.be/QdmNHpAbFxE