Изменения цен на гаджеты Apple российские пользователи боялись несколько недель – из-за колебаний валютных курсов стоимость iPhone в России была ниже, чем где-либо в мире, пишет
Forbes.
В ночь на 26 ноября официальный интернет-магазин компании все же обновил стоимость устройств – она выросла сразу на 25%. Но многие другие товары по-прежнему подвержены «торговой аномалии». Ритейлеры распродают остатки, закупленные по старым ценам, или же боятся спугнуть потребителя в высокий предновогодний сезон. Товары в каких категориях можно купить до того, как они подорожают?
Денег нет - болеть нельзя. Карикатура: almaty.ws
Часы
Стоимость часов из Швейцарии и других европейских стран в России всегда была выше или хотя бы наравне с заграничной. Теперь же на рынке сложилась удивительная ситуация – российские цены в среднем ниже европейских на 15-25%. Но удачный момент для покупки часов долго не продлится – по словам игроков рынка, все импортеры уже начали реагировать, корректируя свои прайс-листы.
«Некоторые из наших конкурентов уже в ноябре повысили розничные цены, и мы ожидаем, что остальные «коллеги по цеху» также в самое ближайшее время произведут корректировку цен, как это сделал Apple в России», – говорит Арсен Балаян, генеральный директор Breitling в России и СНГ. До 1 декабря в магазинах этой марки действуют цены ниже европейских на 15-20%. После Breitling планирует плавно повышать цену в среднем на 6%, стоимость часов все равно останется меньше зарубежной. «Мы не делаем резкого повышения цен, так как декабрь является одним из основных месяцев продаж в нашей отрасли», – поясняет Балаян.
В TAG Heuer (входит в LVMH Group) планируют не менять цены еще некоторое время и тоже поднимать их плавно. «Мне на ум приходит аллегория: наши цены – как пловец с аквалангом, — опустились на глубину, стали ниже рекомендованных европейских. Если пловец резко поднимется на поверхность, он просто погибнет, – говорит Олег Кайдалов, генеральный директор TAG Heuer. – То же может случиться и со спросом: если резко поднять цены на 25%, то продажи могут «умереть». Для того, чтобы пловец не умер, надо делать декомпрессию – подниматься постепенно».
По данным главы Ассоциации участников часового рынка Вячеслава Медведева, цены уже незначительно корректировали компании Richemont (Cartier, Vacheron, Montblanc, Laeger Lecoultre, IWC) и Protime (Frederique Constant). В Swatch Group (Tissot, Longines, Omega, Breguet) пока оставили старые цены. «Сейчас очень выгодно покупать именно в России – многие представительства фиксируют рублевую цену исходя из курса франка чуть ли не в 37 рублей. В результате даже у Duty Free бизнес почти встал: там цены в валюте, и они оказались существенно выше внутренних. Плачут и контрабандисты: они тоже оказались неконкурентоспособны», – говорит Медведев.
Одежда и обувь
По данным Минпромторга, доля импорта в поставках обуви и одежды доходит до 90%. Колебания курсов ощущают как и иностранные ритейлеры с магазинами в России, так и отечественные, закупающие продукцию за рубежом. «Торговую аномалию» легко отследить – например, традиционный короткий тренч от Burberry стоит 68 000 рублей на российском сайте компании и 74 890 рублей (995 фунтов*) на британском. «Цены уже сейчас почти все подняли на 10%, но это, конечно, меньше, чем рост курса на 32%, — говорит управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. — Сейчас выгодно покупать базовые изделия и верхнюю одежду – они нужны всегда, а со следующего сезона будут стоить принципиально дороже. То, что придет к новому сезону, будет на 20% дороже, а то, что придет в марте – еще на 10% вырастет. Цены уже растут, но пока плавно, и можно успеть совершить покупку».
Электроника и бытовая техника
Пока что цены на большинство товаров у продавцов электроники и бытовой техники сохраняются на прежнем уровне – многие товары были закуплены еще до повышения курса, а стоимость других не повышается благодаря производителям, которые сдерживают цены перед Новым годом. «Существенно ниже роста курса подорожали телевизоры всех производителей, смартфоны, планшеты, за исключением продукции Apple, вся мелкая и крупная бытовая техника, практически не подорожали смартфоны и планшеты Samsung. Можно смело приобретать эти товары «практически» по старым ценам, существенно более низким, чем их текущая реальная стоимость», – говорит коммерческий директор «Юлмарта» Олег Пчельников. Но рост цен, безусловно, продолжится, соглашаются игроки рынка.
«В новом году начнется постепенное повышение цен. Январь – отправная точка, изменения возможны в течение первого квартала 2015 года», – говорит представитель «М.Видео» Юлия Зотова.
По прогнозу компании, цены на крупную бытовую технику повысятся на 5-10%, на компьютеры и ноутбуки — на 15-20%, на телефоны — на 5-15%, а на телевизоры — на 5-10%. Техника локальной сборки подорожает в среднем на 5% — в России производятся 95% стиральных машин, 92% телевизоров и 80% холодильников.
В то же время к концу 2015 года цены на большинство товаров, кроме крупной бытовой техники, снизятся от 20 до 40%. «Влияние кросс-курсов на цены отложенное, кроме того, это лишь один из факторов, определяющих цену. В большей степени на нее влияет рыночная конъюнктура, стоимость технологий, которая снижается, и уровень конкуренции в каждом сегменте рынка», – считает представитель «Связного».
Ювелирные изделия
Ювелирный рынок реагирует на изменения курса с небольшой задержкой, поэтому стоимость большинства ювелирных изделий пока что остается неизменной. Но цены на них скоро будут корректироваться в зависимости от биржевых условий – как от валютных колебаний, так и от долгосрочных трендов на материалы для украшений.
По словам исполнительного директора «Адамас» Максима Вайнберга, биржевые цены на драгоценные камни стабильно растут, на золото – идут с небольшой отрицательной динамикой. Фиксируются цены преимущественно в иностранной валюте, что будет отражаться на конечной стоимости ювелирных украшений.
«Можно прогнозировать, что на изделия без вставок коррекция будет относительно плавной – за счет фактора снижения цены золота. Украшения с драгоценными камнями, очевидно, будут дорожать более существенно», – говорит Вайнберг. По данным «Гильдии ювелиров», около 60% изделий с ювелирными вставками привозится из-за границы.
Парфюмерия и косметика
Доля импорта на российском рынке достигает 70%, согласно исследованию РБК Research, в сегменте luxury этот показатель может быть и выше. Главные поставщики косметики и парфюмерии в Россию – Франция, Германия, Польша, Италия и США, поэтому закупочные цены формируются в долларах и евро.
Пока что в косметических магазинов продается большей частью товар, закупленный еще по старому обменному курсу – до 70% продаж приходится на период с ноября и март, поэтому к сезону компании готовятся заранее.
Российские цены сейчас близки к европейским – например, небольшой флакон духов Miss Dior можно купить в «Иль де Ботэ» за 5010 рублей, в то время как в британском Selfridges он будет стоить 5110 рублей (68 фунтов*).
Индексация начнется после Нового года – по мнению Анны Дычевой-Смирновой, члена правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации, вероятно, что переписывать ценники станут со второй половины января.
Валютные курсы скажутся и на отечественных производителях косметики – до 80% ее ингредиентов закупается за границей.
«Индексация, скорее всего, может составить от 5 до 9%. Это вопрос бизнес-стратегии – можно сильно поднять цену для потребителей, но потерять часть покупателей. При другом пути придется пожертвовать своей прибылью, но сохранить потребительскую аудиторию. Или искать компромиссные варианты», – говорит Анна Дычева-Смирнова.
*по прогнозу курса ЦБ на 28 ноября 2014 года
Алкоголь
На рост цен на алкогольном рынке обычно влияют акцизы, но в этом году рост курсов – второй по важности фактор. По словам Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), импортный алкоголь либо уже подорожал на 15-20%, либо вскоре будет постепенно дорожать.
Подорожает около 60% винодельческой продукции – как из-за импорта, так и из-за того, что значительная часть российской продукции изготовлена из импортного сырья: коньяк, вино, игристое шампанское. На ценах отразится также инфляция и накладные расходы производителей.
«Даже если акцизный фактор не сработает, остальные все равно приведут к тому, что минимум весь алкоголь подорожает. Значительная часть подорожает на 20%, значительная — на 15%, но минимум все подорожает на 15 %. Крепкий алкоголь подорожает прежде всего», – суммирует Вадим Дробиз.
Лекарства
Согласно исследованию DSM Group, российский рынок зависит от импорта примерно на 75%. Часть цен регулируется государством – на лекарства, входящие в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты).
Но около 60% фармацевтического рынка независимы от регулирования – по словам директора Центра социальной экономики Давида Мелик-Гусейнова, именно эта продукция в зоне риска скорого повышения цен. С начала сентября цены на нее уже выросли на 7%.
В зоне риска не только импортные, но и отечественные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП – они также будут дорожать, поскольку большую часть ингредиентов и технологий отечественная индустрия закупает за рубежом.
«Резкого скачка цен не будет, так как запасы лекарственных препаратов делаются не менее, чем на 6 месяцев. Цена повышается на те препараты, запасы которых закончились и новые закупаются уже по новым ценам», – говорит глава DSM Group Сергей Шуляк.
Есть и ряд сдерживающих факторов, добавляет он – предельная цена на препараты из списка ЖНВЛП, рублевые контракты на некоторые импортные препараты, влияние валюты только на часть стоимости лекарства – от курса зависит 64% стоимости у импортных препаратов и 15% у российских.
По словам Мелик-Гусейнова, при быстрой девальвации рубля и высокой инфляции многие иностранные компании могут осознать, что им невыгодно работать с продукцией из списка ЖНВЛП – по прогнозам Центра социальной экономики, такой риск существует, если доллар вырастет выше 65 рублей.
«Поэтому мы предлагаем Минздраву сесть за стол переговоров, чтобы, с одной стороны, сохранить цены – не дать им вырасти, а с другой стороны – дать фиксированные объемы в год компаниям, чтобы они чувствовали определенную ликвидность в работе с этими препаратами», – поясняет эксперт.