Главный специалист-эксперт серовского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, заведующий отделом по защите прав потребителей Павел Сиволин рассказал о том, какие нарушения выявляет надзорный орган в ходе проверок, привел примеры наиболее необычных из них, и озвучил с какими жалобами серовчане чаще всего приходят.
Фото: Алексей Пасынков, "Глобус".
В большинстве случаев из года в год жалобы остаются прежними.
– Большая часть обращений касается нарушений прав потребителей в сфере розничной торговли, например, за прошлый год к нам поступило 55 таких обращений. На втором месте жалобы на нарушение прав горожан в жилищно-коммунальной сфере. Хотя уже несколько лет мы не ведем проверки по этому направлению, серовчане продолжают идти за помощью. Такие обращения мы направляем на рассмотрение в Госжилинспекцию. В последнее время поступает немало заявлений о нарушениях в деятельности организаций на финансовом рынке – навязывание дополнительных комиссий банками, взимание дополнительной платы страховыми компаниями, – говорит Павел Валерьевич.
В отделе по защите прав потребителей утверждают, что при возникновении спорных вопросов между потребителем и продавцом, исполнителем услуг сторонам зачастую удается прийти к согласию. Но не всегда...
Так, например, в первый же день своей работы гипермаркет заработал штраф.
– Пенсионерка пришла в магазин за продуктами, взяла с витрины товар, который согласно ценнику стоил одну сумму, но на кассе ее попросили заплатить за этот же товар уже на 266 рублей больше, чем было указано на ценнике, – рассказывает Павел Сиволин. – Для бабушки сумма существенная, пришла к нам, расплакалась, мы провели проверку и привлекли к ответственности за обман потребителя.
Среди нарушений в торговых точках все так же распространены торговля просроченной продукцией, торговля без документов, в основном это касается непродовольственных товаров, нарушение правил маркировки, отсутствие информации о товаре и продавце.
– Приходится сталкиваться как с незначительными нарушениями при реализации товаров, так и с полной антисанитарией, царящей в магазинах, цехах по изготовлению продукции, – рассказывает Павел Сиволин.
Случается, что ответственных лиц привлекают к ответственности за довольно необычные нарушения. Однажды директор магазина решением суда была подвергнута дисквалификации за то, что в магазине можно было приобрести водку ниже минимальной стоимости, установленной законом (тогда это была сумма в 220 рублей).
Приоритетным в направлении работы отдела по защите прав потребителей является контроль за реализацией молочной, мясной, рыбной продукцией, а также алкоголя и табака. Всего сотрудниками отдела было проверено 48 объектов, реализующих алкогольную продукцию, в 17 из них были выявлены нарушения, был составлен 21 протокол об административном правонарушении. При реализации табачной продукции были проверены 33 объекта, на 21 из них были выявлены нарушения.
В прошлом году сотрудники Роспотребнадзора взяли на пробу 561 килограмм молочной продукции, 10% от этого веса было забраковано, из проверенных 1296 килограммов мясной продукции забракованы также оказались 10 процентов, из проверенных 1011 килограммов рыбы забраковано 20% продукции.
Год в цифрах
В 2014 году сотрудники отдела по защите прав потребителей:
– провели 390 проверок,
– проверили 534 объекта,
– выявили 4330 нарушений,
– составили 936 протоколов,
– наложили 645 штрафов на сумму 2,965 млн рублей,
– направили 266 протоколов для рассмотрения в судах, при рассмотрении которых наложено штрафов на 2,444 млн рублей.