Божественной литургией в воскресную ночь праздник Пасхи не закончился. Светлое Воскресение Христово отмечают в течение сорока дней, вплоть до праздника Вознесения Господня (9 июня), то есть с пасхальной ночи на 1 мая по 8 июня.
В России за тысячелетие Крещения сложились свои традиции, как отмечать великий праздник, но так как за десятилетия атеизма они были утрачены или искажены,
«Российская газета» решила о них напомнить.
В Пасхальные дни даже и смерть почитали благом: считалось, что так "везло" лишь хорошим людям, истинным православным.. Фото: Александр Ярошук, "Вечерний Карпинск"
1. Все дни, пока длится праздник Воскресения Христова, верующие приветствуют друг друга словами благой вести: «Христос Воскресе!» и подтверждают в ответ: «Воистину Воскресе!». По преданию, именно с такими словами обратилась святая Мария Магдалина к римскому императору Тиберию, предлагая ему в дар яйцо.
2. Пережившая десятилетия атеизма пасхальная традиция красить и освящать яйца имеет давние корни. По преданию Мария Магдалина, одна из учениц Иисуса, которую Он исцелил от одержимости, изгнав из неё семь бесов, после Воскресения Христова бесстрашно пришла к язычнику Тиберию и преподнесла ему в дар красное яйцо. Преподнесла со словами самой главной вести на этом и том свете: «Христос Воскресе!»
Почему в подарок яйцо? Одни считают, что ничего другого у Марии из Магдалы не было, другие делают упор на то, что яйцо – символ жизни, которая до поры до времени сокрыта под скорлупой – гробницы ли, нашей греховности, тут богословы толкуют по-разному. Почему красное? Красной была Кровь Христа, пролитая за нас. А еще красный цвет – признак царской власти.
Поступок Марии Магдалины был крайне отважным: Тиберий умел подавлять смуты и знал, что делать с несогласными. Это в его правление распяли Христа. Поэтому подарок простого яичка означал бесстрашное исповедование веры: «Христос Воскресе!»
Известно, что традиция красить яйца к празднику Пасхи существовала уже в V-VI веках, у нас после Крещения Руси, она тоже прижилась. Душа народная охотно подхватила обычай, и несет его – сквозь века, сквозь десятилетия атеизма: подарить крашеное яичко, что может быть проще. Но за бытовым поступком прячется и исповедание веры, и проявление милости – главной традиции Светлого Воскресения Христова.
3. Пасха – праздник радости и любви, ведь Христос принял Крестную смерть из любви к нам, людям. Каждый год в своих пасхальных посланиях патриарх Московского и всея Руси Кирилл напоминает о том, что совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему.
А проявляться эта любовь должна действенно – помощью тем, кто нуждается.
Некогда в России было отдельное явление – пасхальная благотворительность, которая охватывала всех, от самых бедных до семьи Государя Императора. Широко открывались на дни Пасхи двери домов – не только для друзей и родственников, но и для убогих, для нищих. Им, обездоленным, накрывался праздничный стол, заранее готовились денежные подаяния.
Пожмотишься на Пасху, пожадничаешь, не видать тебе Царствия Божьего, и к тебе, грешнику, Господь не будет милостив. Корзины с пасхальными яствами посылали в приюты, больницы, богадельни, тюрьмы. Никому и в голову не приходило считать деньги, потраченные на пасхальную благотворительность, потерей. Нет, это было приобретение! «Не оскудеет рука дающего! Блаженнее давать, чем брать», – эти евангельские слова стали народными поговорками. Причем конверты с твердыми тогда рублями не просто посылали в богоугодные заведения и нуждающимся. Важно было лично засвидетельствовать уж если и не любовь, то внимание к обездоленным.
В Страстную неделю в церквях вспоминали слова Иисуса о том, что когда ты помогаешь нуждающимся, ты помогаешь Самому Христу. А еще притчу о бесплодной смоковнице: засохла она, погибла, не дав потомства, без дел веры.
Поэтому пасхальная благотворительность была обязательной - как у богатых, так и у тех, кто едва сводил концы с концами. «Хоть копейку, да подай! Мала копеечка, да всех спасет!». И чувство радости от того, что ты можешь быть щедрым, добавлялось к радости от праздника Воскресения Христова.
4. В церковь на Светлой неделе (2 - 8 мая), по гостям, по богоугодным заведениям и на благотворительные концерты верующие ходили, а вот на кладбища нет. Для поминания усопших было выделено особое время – Радоница, второй вторник после Пасхи (10 мая). На Светлую седмицу (неделю) и не венчали – радость на Пасху духовная, вот и не надо ее перебивать. Венчания начинались на Красную горку – народное название церковного праздника Антипасхи, или Фомина воскресенья (8 мая).
Христианство – вера любви, оно чуждо насилию. Поэтому если вы атеист и не верите в Воскресение Христа, а к вам обратились с пасхальным приветствием, можно просто поздравить приветствующего с его главным праздником.