Серов
-9 °C
$62,57
65,68
Присоединяйтесь к нам:

Как 20 лет назад начиналось Серовское телевидение

Тамара Романова, первый редактор городского телевидения, рассказала о его становлении: – Попробуем восстановить хронологию по материалам газеты «Серовский рабочий» и моим документам. Вначале была создана студия кабельного телевидения «Канал-5». Ее пробные передачи начались 13 марта 1991 года и шли для жителей домов № 130, 132, по ул. Ленина, № 3 по ул. Зелёной.
Транслировали только фильмы. А 15 октября мы вышли с первой новостийной программой. В ней выступил председатель горсовета народных депутатов Н.Н. Харламенко. Вел программу Стас Змеев, а я готовила материалы вместе с оператором Андреем Медведевым.
На следующий день вышел в свет внеочередной выпуск городских новостей, посвященный пикетированию здания горисполкома работниками культуры. 15 февраля 1992 года весь город увидел городские новости – тогда они назывались программа «Среда».
Благодаря заметке известного журналиста Самуила Верникова, написавшего в «Серовском рабочем» 21 февраля: «На мой взгляд, программа была интересной и насыщенной», можно рассказать, что в том выпуске было интервью с директором клиники «Ферростом» Г.М. Козловым, тренером Кости Цзю В.Ц. Черней, с заведующей ЗАГСом О. А. Аробей о росте разводов, репортаж о критической ситуации на метзаводе, о выпуске товаров народного потребления на механическом заводе, о распивочных у проходных предприятий.
Кабельное телевидение «Канал-5» было преобразовано в серовскую телекомпанию «Канал-С» 1 апреля 1992 года, а 15 апреля 1996 года телекомпания переименована в ЗАО «Серовские телерадиосистемы». – А как вообще появилась идея создать телевидение в Серове? – Время тогда было такое: интересное, бурное, когда многое менялось, появлялось. Именно тогда начала разрушаться монополия государственных СМИ. Пробовали пробиться в эфир негосударственные телестудии. Жители Сортировки, наверное, помнят «Канал-8». Алексей Стригуцкий и Андрей Кадочников выходили к зрителям полупартизанскими методами, так и не сумев получить нужных документов и официально разрешенного передатчика. Позже они стали инженерами «Канала-С».
Была какое-то время студия кабельного телевидения «Родина», но прожила недолго. У «Канала-С» более удачная судьба.
А началось всё с того, что тогдашний председатель горисполкома Балдин предложил мне летом 1990 года заняться телевидением. Моя первая реакция: «А что это такое? Я камеру и в глаза не видела!». Как меня, газетчика, Георгий Емельянович смог уговорить, до сих пор не понимаю. Но уже в июле этого же года было принято решение горисполкома, которым я была назначена редактором студии кабельного телевидения.
Стаса Змеева, тогда фельдшера станции «Скорой помощи», я увидела на одной из молодежных программ в кинотеатре «Родина» – тогда это не называлось ток-шоу, но обсуждение острых тем собирало много людей. Длинноволосый, в рваной джинсе, Стас там блистал.
Я встретила его на улице у школы № 20: «Делаем телевидение. Пойдешь?». Без разговоров – да! Андрей Медведев, опытный фотограф с московским образованием, пришел на студию сам. – Телевидение – штука недешевая. Кто помогал, где деньги брали? – До сих пор помню, как покупали первую камеру – нашу любимую «семерку». 40 тысяч на нее дал сосьвинский генерал ГУФСИН Анатолий Петрович Глумов. У меня руки тряслись, когда я шла из банка с 37 тысячами в дипломате за этой камерой.
Город нашел помещение в доме № 132 по улице Ленина, а пока там шёл ремонт, у нас было два съемочных «павильона»: летний – во дворе дома, и зимний – в моей квартире.
Помогли на первых порах металлурги. Директор завода Василий Сергеевич Кириллов как-то сразу проникся к нам пониманием. «Серовлес» дал мебель, начальник цеха 7 механического завода Анатолий Владимирович Хлыстиков помог отремонтировать первую студию. На первых порах очень помогло мне то, что я была помощником народного депутата СССР Виталия Бирюкова – он свел меня со многими нужными людьми. В Москве вопросы решались проще – с техникой, кабелем, разрешениями. Даже первые кассеты BASF я привезла из столицы.
Знаете, мне очень жаль, что не сохранились первые выпуски новостей – мы их затирали, чтобы записать новые. Всей техники-то и было, что камера VHS, простой видеомагнитофон. Трудно представить сегодня, но тогда это была единственная в городе видеокамера.
Зато как мы гордились «шуровским» микрофоном, который нам подарили венгры, делавшие в ДКМ «Будапешт-М-дискозал»! Уже позже, когда директором «Канала-С» стал Василий Анатольевич Юденков, мы обзавелись и другой техникой. Кстати, вторую, почти профессиональную камеру М-3000 мы купили на деньги железнодорожников: они заказали нам фильм о восстановлении разрушенного во время наводнения 1993 года моста, и гонорара как раз хватило на камеру.
О премиях мы тогда не думали, первые полгода вообще работали бесплатно. Но нам было интересно! Учились на ходу.
Помог нам известный телепродюсер и журналист Эдуард Сагалаев, создавший ассоциацию независимых телекомпаний. Я смогла попасть в телевизионную школу ВВС, парни проучились на курсах в Интерньюсе. Уже позже пришла к нам Людмила Зайдулина – профессиональный радиожурналист. – Кто тогда чаще попадал в объектив новой телекомпании, какие репортажи запомнились? – Конечно, люди. Так необычно было видеть своих друзей, соседей, себя на телеэкране. Был забавный момент, когда большой выдумщик и приколист Стас в традиционном «Вопросе-ответе» на улицах стал расспрашивать, пользуются ли люди презервативами. И ведь отвечали, а один парень даже в карман полез – показать, что у него всегда эта штучка при себе. Доверие к своим телевизионщикам было очень большое, а после наводнения, когда мы стали, по сути, вторым штабом, помогали разыскивать потерявшихся людей, показывали всё почти в прямом режиме, это доверие стало просто огромным. Нам звонили и днём, и ночью, предлагали темы, ругались, спорили.
Мы первыми приехали в горящий поселок Привокзальный в Верхотурье, где сгорело более 30 домов. Снимали в магазине пустые прилавки с трехлитровыми банками кабачков, очереди с талонами на все.
А как-то раз Андрей Медведев, наведя камеру на сметану, подорожавшую за ночь в пять раз, бросил в сердцах: «Да порасти она плесенью!», хотя сам очень любил молочку. В нашем объективе были все митинги в серовском «гайд-парке» за бассейном, шествия, забастовки, первые настоящие выборы, борьба за метзавод ТВЭЛа, Гайсина, Федулеева, Бакова.
Из-за выборов я чуть было с работы однажды не слетела. Запрещали мне прямой эфир с Росселем, который шел на первые выборы, но я рискнула. Спасла только победа Эдуарда Эргартовича.
Жаль, что не сохранился снятый в Гаринском районе репортаж. Мы тогда на вертолете с оператором Левой Юденковым облетели все колонии, посмотрели 400-летний храм в Пелыме, где молились декабристы, увидели, как кипит от рыбы озеро в Пелымском Тумане… А каким необычным был репортаж «Русские в Израиле"! Конечно, когда появилась вторая камера, а потом уже и профессиональные камеры, студия нелинейного монтажа, и в телекомпанию пришли Лев Юденков, Костя Перов, Сергей Хлыстиков, Людмила Зайдулина, Галина Вершинина, Ольга Абакумова, мы начали снимать не только новости.
У каждого из нас было по несколько тематических программ. Стас делал «Тет-а-тет», Людмила – «Будьте здоровы!», «Позвольте вам представить», «Вечер в театре», Галина – «Книгочей», я – «Собачью жизнь», «Московские встречи», «Деревенские сюжеты». Ольга Абакумова выходила в эфир со «Школьным дневником», в цикле спецрепортажей «Я + мы» рассказывала о судьбе трудных подростков, ездила в колонии для несовершеннолетних, а раз в неделю завершала выпуск новостей «Житейским ликбезом».
Интересными были программы, когда мы собирали в своей студии местных журналистов и вместе «доставали» вопросами какого-нибудь представителя власти. – За эти два десятилетия изменилось телевидение? Какими глазами вы смотрите сегодняшние программы «Канала-С»? – Изменилось время, изменилось все. Люди стали сами себе режиссерами, редко у кого нет дома видеокамеры. Даже дети на мобильники снимают «свое кино», иногда очень жестокое. Пришли новые технологии, появились новые возможности – и это классно! Если 20 лет назад мы смотрели всего три канала, сейчас их уже сотни, выбор огромный. Но городское телевидение все равно остается своим, особенным, от этого и ответственность журналистов особая – своим соседям по дому, улице, городу врать нельзя. Что же до меня, увы, редко смотрю «Канал-С». Сделала выбор в пользу спутникового телевидения. Зато есть Интернет, на сайте еще интереснее смотреть сюжеты с комментариями. А коллегам хочу пожелать блеска в глазах, человеческого любопытства, вездесущности. На фото: Редакции "Канала-С" 22 февраля 1995 года. Телестудия только что переехала в новое помещение в Центре детского творчества (сейчас там управление культуры). В верхнем ряду (слева направо): Константин Перов, Стас Змеев, Андрей Медведев, внизу: Людмила Зайдулина, Ольга Абакумова и Тамара Романова. БЛАГОДАРИМ Т. Д. РОМАНОВУ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ РАРИТЕТНЫЕ ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ.  

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных