Серов
-9 °C
$103,43
109,01
Присоединяйтесь к нам:

Историю Ан-2 рассказал крупнейший немецкий еженедельник

В крупнейшем еженедельнике Германии Ди Цайт (DIE ZEIT – «Время») вышла публикация о поисках самолета Ан-2. Ее автор –шеф-корреспондент московского корпункта издания Йоханнес Фосвинкель. В конце сентября прошлого года он побывал в Серове. Встречался здесь с родственниками пассажиров пропавшего самолета, был в администрации города, разговаривал со многими людьми, причастными к этой таинственной истории. Йоханнес Фосвинкель (слева) и Виктор Шаад встречались в Серове. Фото: газета "Глобус". Йоханнес Фосвинкель (слева) и Виктор Шаад, отец Григория Шаада, одного из пассажиров Ан-2, встречались в Серове. Фото: газета "Глобус". Публикация вышла через 7 месяцев после визита Йоханнеса. Как представил своим читателям (тираж издания – 500 тысяч) произошедшее в Серове немецкий корреспондент? Мы перевели репортаж Фосвинкеля  и предлагаем вам его изложение, которое постарались сделать максимально близким к немецкому оригиналу. «Очень типичной для России» называет еженедельник историю о пропавшем самолете. «Московский корреспондент не мог обнаружить место крушения в тайге. Но то, что он во время своего расследования между делом узнал о жизни в провинции на Урале, стоит прочтения», пишет газета.
«Россия – это больше, чем идеальная империя Путина. Глубоко под завесой самодержавной власти русские ведут анархическую жизнь, в которой встречаются: дикость и сила, бедность и коррупция, благочестие и жизнелюбие в ужасно-прекрасном виде. Условия там свели бы многих немцев с ума; но некоторые граждане ФРГ почувствовали бы себя свободными от нашего стандартного мышления и политически всегда корректного обсуждения. Россия с ее просторами, ее нищетой, ее свободой, не намного ли больше напоминает Африку, чем Европу? Если бы не этот сибирский холод!».
Автор так описывает время и место происшествия: «11 июня 2012 года в Серове был жаркий летний вечер. Серов - город на Урале с населением 100 тысяч человек. На маленьком аэродроме стоял только один самолет. Командир судна Хатип Кашапов следил за тем, чтобы в тайге не возникали пожары. Но последнее время самолет Ан-2 находился на земле – шли  дожди. Царила скука. Второй пилот был в отъезде в родном городе за 1100 км. Кашапов зарабатывал чем-то вроде незаконных увеселительных рейсов для приезжающих. Но в этот вечер он хотел отдохнуть. В аэропорту на столе кухни были, видимо, пиво и самодельная настойка. Бортмеханик топил баню. Мимо аэродрома по пути на свалку ехали два жителя Серова. Решили полетать. Развлечений в городе Серове не так много: несколько ресторанов и ночных клубов, есть боулинг. Этой ночью началась история, благодаря которой весь мир узнал о городе Серове». Мужчины из машины, читаем в статье, позвали своего друга – начальника городского ГАИ. Он пришел в восторг от этой идеи и позвонил своим друзьям, чтобы все десять мест в самолете были заняты – так было бы дешевле для каждого. «Сергей Фролов, друг шефа дорожной полиции, был на даче. «Я никогда не расстаюсь с телефоном, но в тот день я положил его на холодильник, а сам вышел в сад», – позднее говорил Сергей. Когда он около половины десятого вечера вошел в дом, то увидел на дисплее телефона, что звонил его друг из ГИБДД. Фролов перезвонил. «Он пригласил меня с собой в рейс, – рассказывает Сергей. – Я попросил подождать, но начальник ГИБДД сказал, что уже поздно, мне не успеть, и что они полетят в направлении Кытлыма и будут пролетать над дачей". Сергей ещё долго ждал в саду и смотрел в небо, но самолет над ним так и не пролетел». Чуть позже 10 часов вечера бело-голубое воздушное судно с бортовым номером RА-40312 поднялось в тусклое вечернее небо, пишет издание. «Летние ночи на Северном Урале светлые. Может быть Кашапов и его пассажиры хотели слетать к Конжаковскому камню, чтобы заснять одну из самых высоких гор и местность, где между елями – горные плато с огромными валунами. Или посмотреть закат за вершиной Кваркуша, который из-за дикой природы называют еще «Медвежьим раем».
Cамолетный "ответчик"  Кашапов отключил, чтобы авиадиспетчеры  из Екатеринбурга, что в 350 км, их не обнаружили. Рейс должен был завершиться через полчаса».
Приехавший на машине второй пилот до поздней ночи жег сигнальные костры, пишет автор, рассказывая о том, что в это время происходило на аэродроме. «Оставшиеся надеялись, что на горизонте появится самолет, и все будет нормально. На борту был подчиненный начальника ГИБДД, который в мае попал в аварию. Двое силовиков, предположительно, сделали все, чтобы замять эту историю, но она стала известна. Оба полицейских могли быть уволены. Ну и о незаконном полете на закате никто не должен был знать. В Екатеринбурге о нем узнали только в 7-55 утра. Ночь для поиска была потеряна».
12 июня был праздник – День России. Организованные государством поиски медленно, но начались. Некоторые в Серове подозревали, что компания, после пьянки, отправилась в баню, или на природу, или просто «подалась в бега».
Корреспондент знакомит своего читателя с воздушным судном, на котором улетели серовские путешественники. «Ан-2 авиаконструктор Олег Антонов разработал после Второй мировой войны как «летающий автобус» для провинции и «летающий трактор» для сельского хозяйства Его с любовью называют «кукурузник» из-за постоянного использования на советских полях. Этой двукрылой конструкции из легкого материала для взлета хватит небольшой полосы на лугу или грунтовой дороге». Страница в немецкой газете с публикацией про Ан-2.  ts 4.4.2013(1) Страница в немецкой газете с публикацией про Ан-2. В первое время, читаем в статье, в Серове считали, что пассажиры появятся сами. Вспоминали историю выживания в тайге двух девочек, которые сбились с пути и блуждали по лесу десять дней. «Ягоды, кедровые орехи, ветки и мох могут спасти от голода знатоков тайги. Только нужно остерегаться медведей и лучше спать на деревьях», – объясняет автор принципы выживания в уральском лесу. Вот как рассказывает автора материала об организации поиска самолета. «С большой задержкой начался один из крупнейших в русской истории поиск. Аэродром в Серове один. Это не кошенный летний луг, еще помнящий расцвет малой авиации. Десятка два самолетов и вертолетов взлетали в воздух на поиски по несколькораз в день и облетали большие квадраты по 20 км. Группа руководителей МЧС создала объединенный штаб и определила область поиска с радиусом в 250 км – дальше Ан-2 не улетел бы так, чтобы вернуться в Серов без дозаправки... Многие тогда подумали, что вот теперь найдут «кукурузник». Но тайга на Северном Урале – это не парк, объясняли поисковики назойливым журналистам. Летом сверху она выглядит как зеленый ковер из сосен, под которым могут спрятаться целые деревни. Видимость в непроходимой тайге – не больше 10 метров, много упавших деревьев. Во времена Советского Союза здесь было много исправительных колоний из которых вряд ли кто-то мог бы сбежать. Кругом тайга с болотами, медведями и клещами. Ущелья и горы, на вершинах которых даже летом лежит снег и лед». Поисковые команды, пишет  Фосвинкель, проверяли реки. «Если бы самолет был здесь, он бы торчал из воды, или обломки бы всплыли. Ничего не было. Специалисты с эхолотом обследовали глубокие озера, водоемы, карьеры. Болота здесь неглубокие, а Ан-2 – четыре с половиной метра в высоту. Подозрительные объекты на спутниковых снимках оказались свалкой старого металла, или брошенными трансформаторными будками, или газовым оборудованием. После двух недель поиска наткнулись на обломки самолета Ан-2, однако оказалось, что шесть лет назад этот самолет после взлета потерпел крушение и застрял среди ельника. Так же оказались в лесу остатки вертолета Ми-8.Самолет из Серова так и оставался исчезнувшим. «Чтобы проверить всю зону, нужно 78 лет», – со вздохом говорили поисковики». Сообщается читателю и о том, почему не могли обнаружить самолет. «Прокуроры и авиационные службы свою работу сделали. Процедура тщательного осмотра аэродрома выявила нарушения в его деятельности. Те, кто приезжал сюда, делали это на свой страх и риск, без всякого контроля. Кашапов летал без авиационного разрешения.
А радиомаяк, который при столкновении с землей автоматически шлет сигнал, на Ан-2 не предусмотрен. Аварийный передатчик должен был включаться вручную. Вылета без второго пилота по предписанию быть не могло. Ранее вечером Кашапов уже катал две пары за сумму равную 40 евро над близлежащим водоемом. Он летал очень низко, практически задевая воду. Тогда рыбаки сделали с помощью мобильного телефона последние фотографии Ан-2.
Аэропорт Серова находится в двух километрах к югу от города, и не очень заметен в зарослях, – читаем описание взлетной площадки в Серове. «Его охранял Александр Николаев. Плотный мужчина с усами в спецодежде с отличительными знаками его бывшего работодателя – «Российских железных дорог». Лестница, круто уходящая вверх, в главном здании ведет в диспетчерскую. Стоящие лавки-нары украсили бы любой музей. Пульт навигации полетов очень старый, не действующий. На подоконнике сушатся ломтики хлеба, – сторож использует их как сухарики к чаю. За самолеты, которые взлетают с поля, Николаев ответственности не несет. Он охраняет здание, баню и пустые цистерны из-под горючего, которые интересуют разве что сборщиков металла.
Он и Юрий Соболев напрасно просили газовый пистолет для самообороны.
«Мы думали, что они быстро вернутся...». Его слова как бы подтверждает оскаливший зубы Мухтар, сторожевая собака, немецкая овчарка. В шкафу висят Юрины вещи, сапоги направлены носками в комнату – это такая примета, чтобы ушедший вернулся». Не обходит вниманием автор и версии исчезновения.
«Одни были уверены, что людей похитили, другие – что самолет использовали для освобождения заключенных из соседних колоний. Родственники пассажиров подозревали, что Ан-2 могли сбить зенитчики, если самолет близко подлетел к одной из тайных ракетных частей на Северном Урале. Военные это отрицают.
Знатоки региона ссылаются на магнитные аномалии. Под землей здесь – залежи металлов, которые могут вызвать отклонение компаса на 40 градусов.
И, конечно, воплощение ужаса – перевал Дятлова. Кое-кто считает, что, возможно, пассажиры уговорили Кашапова лететь именно к нему. Там в феврале 1959 года в результате воздействия непреодолимых, невыясненных сил, как говорится в секретном докладе о расследовании, погибла группа из 9-ти туристов лыжников.
Поисковая группа тогда нашла в глубоком снегу девять трупов. Палатка была разрезана изнутри – туристы бежали из нее в ужасе. Некоторые были босиком, в одном нижнем белье. У трупов были разные травмы: у двоих трещины в черепе, сломанные ребра, у некоторых не было языка. Самолет искали в этом проклятом месте летом 2012 года, но ничего не нашли. Целители и гадалки пытались перещеголять друг друга в определении координат места катастрофы. В сентябре один житель сообщил, что получил и записал сигнал бедствия, в котором были обрывки фраз: «два полицейских мертвы, нас пожирают медведи» и что искать нужно место с названием «революция». Прокуратура провела фоноскопическую экспертизу. Она также  выяснила, что в 50-е годы существовал колхоз «Октябрьской революции». Но на записи можно было услышать только некие шум». А что в Серове? «Тем временем, представим настроение в Серове. В июне, после исчезновения Ан-2 город был в шоке. Но люди объединились, и сотни добровольцев отправились в тайгу. Предприниматели нанимали вертолет за 2000 евро в час. Монахи монастыря из Верхотурья прислали СМС, что молятся о пропавших. Однако, чем дольше продолжались поиски, тем больше появлялось повседневных проблем. Город расположен в металлообрабатывающем регионе. На заводах бастовали рабочие, недовольные низкой зарплатой. В полдень далеко вокруг Серова слышен вой сирены металлургического завода. В ближайшее время ему может угрожать банкротство. Некоторые серовцы говорят, что ночами заводы выбрасывают в воздух вредные вещества. Городу угрожает потеря централизованного отопления. Уходят врачи, которые даже мыло должны покупать за свой счет. Уже летом некоторые жители высказывали мнение, что только богатые могут позволить себе такой дорогой поиск».
Подводя итоги большой поисковой операции, корреспондент немецкого издания сообщает своим читателям: «Поисковики прошли пешком площадь большую, чем Гамбург и Саар вместе. 300 000 квадратных километров были осмотрены с воздуха. В середине ноября, когда выпал плотный снег, поиск прекратился. Тайга исчезла под белым покрывалом.
Но судьба АН-2 не оставила людей равнодушными. Зимой в высоком, по пояс, снегу добровольцы исследовали болота, к которым летом нет доступа. В конце марта прошла встреча в редакции "Глобуса". Общественники хотят собрать средства и пожертвования, чтобы возобновить поиск во второй половине мая. Сергей Фролов, который едва не оказался на борту самолета, тоже примет участие в поиске. Если поиски самолета возобновятся, многие жители Серова снова поедут на аэродром, как это было летом прошлого года. Тогда ежедневно жители приходили к пилотам. Они желали им успехов в поиске, и спрашивали, не могли бы они полетать вместе с ними».
От редакции Публикация в ДИ ЦАЙТ, как видится, не претендует на звание глубоко аналитической либо публицистической. Скорее это – специальный репортаж, история, призванная рассказать об одном неординарном событии из жизни большой и загадочной для немцев России. В то же время, в газетном материале есть обобщения, которые указываю на типичность, предопределенность, реальную возможность летного инцидента, какой случился в Серове. Это однозначно очень русская история.
Как рассказывал Йоханнес, главным вопросом, который задавали ему немцы, когда поднималась тема «Ан-2» был такой: а почему его так долго не могут найти?  Возможно, теперь соотечественникам автора стало понятнее – как теряют и как ищут самолеты в России. Для нас же с вами, согласитесь, нет ничего неожиданного и странного в том, что самолет с начальником ГИБДД и его командой взлетел без уведомления и умчался в неведомую даль. Как и в том, что беспрецедентно масштабная, затратная, но и ограниченная привычными рамками принятого стандарта поисковая операция закончилась ничем. Об авторе и его понимании журналистики Йоханнес Фосвинкель (Johannes Voswinkel) работает в России с 1998 года и уже считает себя «частично русским человеком». Он – корреспондент немецкой еженедельной газеты, которая впервые увидела свет 21 февраля 1946 года. Для Йоханнеса журналистская профессия представляется очень интересной, потому что «позволяет знакомиться со многими людьми, причем, если это возможно, даже в разных странах, и за все это еще получать деньги».
– Моя цель – прежде всего, доступно освещать то, что происходит в России или даже в бывшем Советском Союзе, то, что может быть важно и интересно для наших, немецких, читателей. Если в России происходит что-то непонятное или люди действуют, как нам кажется, как-то не так, это нужно объяснить. А наши читатели уже могут на основе того, что прочитали, разработать свое мнение о том, что происходит. У меня нет задачи как-то влиять на Россию, и я бы даже не смог этого сделать, если бы хотел.
По мнению Йоханнеса, в Германии знают намного больше про Владимира Путина, чем про жизнь в России. Определяясь с собственными задачами, Йоханнес утверждает, что ему важно «не писать отрицательно или положительно, а делать это интересно», отмечая и тот факт, что «журналист хочет, прежде всего, не быть скучным». «Хотя говорят, что журналистика – это четвертая власть, я думаю, что рамки корреспондента все-таки очень узкие», считает Фосвинкель.

Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных