Канун Дня России отныне многие годы в Серове будет вспоминаться как время чрезвычайного, трагичного, но вполне объяснимого и понятного современникам происшествия.
Сертификат летной годности самолета Ан-2 заканчивался 4 мая 2013 года. В день, когда его нашли после катастрофы на краю Катасьминского болота. Фото Сергея Рябцева.
Поздним июньским вечером на небольшом самолете, не предназначенном для катания людей, с заросшего луговым разнотравьем аэродромчика поднялась в небо компания людей.
Пассажирами все, кроме одного, были молодые люди возрастом от 20 до 34, за штурвалом – 50-летний летчик-ас, три десятка лет лет бороздивший небо на трудяге-«кукурузнике» и чувствующий свою воздушную машину «кожей».
Буквально перед отлетом в салон заскочил 67-летний бывший инструктор авиабазы охраны лесов, а в последние годы – сторож серовского аэродрома.
Удивительно как судьба собрала вместе таких разных людей в одном самолете. Приглядеться – это срез российского общества оказался в тот день, 11 июня 2012 года, в один час в одном месте.
На борт воздушного судна RA-40312 попали представители трех поколений.
Пенсионер, который подрабатывал охраной некогда нужного и важного, а потом полузабытого и полузаброшенного объекта.
Летчик советского разлива, профессионал, но уже познавший выгоды рыночных времен и не преминувший воспользоваться возможностью безнаказанно подзаработать на казенном имуществе.
Охранник частного рудника и его жена, лаборантка бюджетной поликлиники.
Два молодых человека, официально нигде не устроенных, но подрабатывающих один снабжением магазинов, другой – ремонтом квартир и офисов. Оба – отцы малышей, которым к 11 июня исполнилось по годику с небольшим.
Один из этих мужчин был женат официально, другой жил в гражданском браке.
Маленький сын и гражданская жена ждали дома еще одного пассажира – обходчика местного предприятия энергетики – Серовской ГРЭС.
Он очутился в самолете со своим товарищем по работе и соседом по поселку Энергетиков.
Вместе с гражданским мужем зашла на борт 22-летняя парикмахер салона красоты. Ее избранник работал продавцом в салоне сотовой связи.
Два полицейских, офицеры-силовики – начальник местной ГИБДД и 24-летний госинспектор регистрационно-экзаменационной службы (МРЭО) также решили покататься на экзотическом для Серова транспортном средстве. Они позвали с собой развлечься родственников и друзей.
Самой молодой на борту оказалась не знакомая большинству дружеской компании 20-летняя девушка. Она, как и жених парикмахерши, приехала в Серов из своего поселка. Раньше работала продавцом в магазине бытовой техники, потом уехала в областной центр, где, говорят, нашла себе занятие повыгоднее. В Серов заглянула к родне и узнать про работу, а случай свел ее с молодым полицейским.
Жители двух городов и двух поселков полетели вместе. Представители самых распространенных в России профессий – охранник, парикмахер, полицейские, два высококвалифицированных рабочих, два частника, не спешившие официально оформить свое занятие предпринимательством. Медик. Молоденькая девушка, ищущая работу. Сторож-пенсионер. Летчик среднего возраста.
И история, приключившаяся с ними, – очень российская. Она вполне в духе наших дней, вполне отвечает нравам и принципам, которые царят сегодня, она продиктована правилами жизни в сегодняшней России.
Отмечу лишь несколько факторов, которые косвенно или прямо предопределяют ситуации, в какую попал серовский Ан-2 и люди на его борту.
Один из таких - все более снижающийся уровень образования и образованности молодых. А он, более всего, пожалуй, формирует у начинающего жить человека определенную степень разумности, а, значит, и ответственности. Или, выражаясь сленгом, ставит мозги на место.
Следующей ступенькой по лесенке в улетающие самолеты – скудость условий для интересного, насыщенного досуга молодых. Те же спортклубы теперь сплошь платные, а муниципальные спортзалы взамен морально устаревших и физически обветшавших в городках не строят.
Общественные объединения, собиравшие молодежь, которая вышла из возраста юности, в походы, на состязания, в самодеятельные театры и вокально-инструментальные ансамбли умерли или еле теплятся.
Некуда в Серове пойти молодым парам и семьям, чтобы культурно, весело, с пользой отдохнуть. Из развлечений – посиделки у кого-нибудь дома за столом с пивом и вылазки на охоту-рыбалки.
Улетевшая на самолете компания не была исключением – ведь эти ребята и девушки жили в наши дни. На фотографиях в минуту отдыха мы видим их или за столом, или на шашлыках, или (мужчин) – с ружьями на лесной опушке. Ну еще на скамейке у фонтана на площади и возле бильярдного стола.
Полет на самолете, пусть и не комфортном, не приспособленном для фотосъемки и экскурсий, стал заманчивой идеей-приключением, шансом провести время интересно, увлекательно, необычно.
И снова шаг злодейки-судьбы навстречу этому желанию ребят: командир воздушного судна на аэродроме в Серове уже познал радость легкого «заработка» и оказался не прочь устроить развлечение желающим. За определенную приемлемую для сторон плату.
И это тоже примета времени – пойти на нарушение правил, инструкций, профессиональных кодексов, если за это заплатят, игнорировать законы без опасения быть наказанным.
В нашей истории сторож, который должен был охранять самолет, сам способствовал несанкционированному вылету.
Офицеры полиции, которые государством поставлены пресекать любое нарушение закона, «не заметили» в коммерческих покатушках ничего противоправного.
Мужья не сообщили женам о том, где намерены провести вечер, а дети не предупредили родителей, с которыми живут, о том, что полетят на закате в горы.
Согласитесь, это так знакомо, так не ново под Луной в последний десяток лет, так привычно и уже не вызывает удивление.
И так горько осознавать, что типично русский финал оказался у этой постановки режиссера по имени Жизнь, обещавшей быть ярким водевилем, а обернувшейся жестокой трагедией.
Отдельно нужно говорить об организация поисковых работ канувшего самолета и людей. К этой стороне истории с Ан-2, пожалуй, больше всего сегодня вопросов. Но и поиски, они ведь не в вакууме. Они также шли в полном соответствии с законами сегодняшнего парадоксального времени.
История последнего полета Ан-2 с номером RA-40312 не закончена. Выводы не сделаны. Но, похоже, в анализе авиакатастрофы воздушного судна малой авиации на севере Урала и особенно поисковой эпопеи, затеянной ради него и оказавшейся, по сути, большим мыльным пузырем, власти и соответствующие ведомства не особо заинтересованы.
Наверное, проще и выгоднее считать это ЧП случайностью, виновником которого стали русские «авось» и «небось» – то есть чья-то безответственность. Удобнее «не замечать» цепь закономерностей, которая привела к этой трагедии. Цепь, что захлестывает насмерть молодые жизни на взлете.
Межгосударственный авиационный комитет закончил полевой этап расследования катастрофы Ан-2, о чем говорится на
официальном сайте ведомства.
Как и сообщал ранее «Глобус», причиной падения самолета стал удар плоскости крыла о верхушку дерева.
Подробнее о последних минутах жизни воздушного судна мы еще поговорим, а сегодня, в день годовщины полета, вспомним, как все начиналось.
Напомним, самолет Ан-2 вечером 11 июня прошлого года вылетел с аэродрома Серова. На его борту был пилот и 12 пассажиров. Воздушное судно на аэродром не вернулось.
Поиски самолета велись почти год. Обломки самолета и останки погибших людей 4 мая случайно обнаружили в лесу, в 10 км от места взлета, местные охотники. В настоящее время идет расследование уголовного дела по ст. 263 УК ("Нарушение безопасности полетов...").
С 5 июня в Серове хоронят жертв этой авиакатастрофы. В ближайшие дни пройдут похороны Дмитрия Ушакова, начальника ГИБДД Серова. У него остались жена и двое маленьких детей.
В распоряжении редакции оказался документ, который, во-многом, дает ответы на вопросы – что происходило на взлетно-посадочной площадке Серова 11 июня прошлого года, что предшествовало полету, как развивались события и можно ли назвать происходящее угоном.
СКАН ДОКУМЕНТА
Скан документа. Фото: газета "Глобус".