Поселок Черноярский входит в состав Серовского городского округа. Площадь поселка небольшая, всего 43, 2 гектара. При въезде в поселок первой бросается в глаза автобусная остановка, стоящая напротив местного лесоперерабатывающего предприятия, про которое говорят, что пациент скорее жив, чем мертв...
В былые времена это предприятие обеспечивало рабочими местами около 700 человек. В 2013 году лесозаготовители обанкротились, предприятие было продано новым хозяевам. Фото: Константин Бобылев, газета "Глобус".
Это конечная остановка автобусного маршрута № 15, который берет свое начало на серовском автовокзале, проходит через Новую Колу, Филькино и разворачивается в обратный путь в Черноярском.
Все годы своего существования поселок Черноярский относился (если иметь в виду поселковую власть, – при. «Глобус») к территориальному отделу администрации, расположенному в селе Филькино. Оно и не удивительно: два населенных пункта разделяет всего лишь пара – тройка километров километров отсыпанной гравием дороги. Довольно символично, что территориальным отделом в Филькино заведует
Разиля Мубарисовна Абрамова, которая сама родом из Черноярского, его в народе называют просто – Черноярка.
– По первой программе переселения граждан из ветхого жилищного фонда Серовского городского округа в 2013 году было переселено население из 10 домов. А это 27 семей, 77 человек, – рассказывает Разиля Мубарисовна. – Второй список на переселение сейчас только составляется и обрабатывается.
Количество населения в поселке неумолимо падает. По данным переписи 2010 года в Черноярском проживали 119 человек. На 1 января 2014 года в поселке оставались всего 26 человек, а это 10 семей. Из них 6 человек – в возрасте старше 55 лет, 3 ребенка – в возрасте до 16 лет, 17 жителей трудоспособного возраста. Да, еще 1 инвалид. Сейчас в поселке постоянно проживают 12 человек (7 семей). За последние полгода три семьи успешно перебрались из Черноярки. Кто уехал в Серов, а кто в соседнее Филькино. Одна из таких переехавших семей – многодетная (7 детишек и папа с мамой), им дали дом в Филькино.
– До того как началось переселение, у нас с постоянной регистрацией в Черноярском проживали 156 человек, – вспоминает Разиля Абрамова. – В настоящее же время в поселке всего 6 жилых домов – по два на улицах Новая и Первомайская и по одному на улицах Заводская и Школьная.
Есть в Черноярском, конечно же, и «дачники». Практически все они живут на одной улице – Набережной. Всего же поселок состоит из 5 улиц: Набережной, Заводской, Новой, Первомайской и Школьной.
– Расселять поселок начали в 1993 году, когда произошло наводнение. До этого поселок был крупный. Было большое предприятие – Черноярский лесозавод.
В поселке жилых осталось только 6 домов, остальные дома
либо принадлежат дачникам, либо бесхозные и разваливаются на глазах. Фото: Константин Бобылев,, газета "Глобус".
Черноярский леспромхоз был поселкообразующим предприятием. Он сам работал в три смены и почти 700 его работников тоже работали в три смены. На предприятие ведет железнодорожная ветка, которая на данный момент заброшена.
При предприятии находилось пожарное депо. Единственная машина, которая в нем стояла, приносила много пользы. По словам Разили Мубарисовны, на ней пожарные выезжали на все пожары, которые случались в Филькино и Черноярском. Сейчас это предприятие принадлежит Надеждинскому лесопильному заводу.
В 2013 году лесоперерабатывающая компания обанкротилась.
Недавно у местного деревообрабатывающего предприятия появился новый хозяин – ООО «Надеждинский лесопильный завод». С руководителем пообщаться в полной мере, к сожалению, не удалось.
Ринат Рашитович был занят заключением важного экспортного контракта. «С Сирией», как он сказал.
– Я пока не готов давать какие-либо комментарии. Одно могу сказать, если бы данное предприятие не было перспективным, я бы не стал его приобретать, – прокомментировал руководитель предприятия.
Сколько жителей Черноярки сейчас работают на предприятии, сказать точно никто из собеседников «Глобуса» не смог.
– Раньше я жил здесь, но после наводнения был переселен в Серов, в муниципальное жилье. Мой старый дом сгнил от воды, зарос травой, с дороги его уже не видно. Чтобы посмотреть, кто здесь живет, вам надо заехать в сам поселок. Сам я отсюда никого не знаю, все кого знал, те давно разъехались. Гиблое место, жить здесь невозможно, – говорит Александр Васильевич, работник «Надеждинского лесопильного завода».
Александр Васильевич, вроде как, сварщик.
– Сам живу на Филькино, а здесь на предприятии работаю слесарем по ремонту оборудования. Сколько здесь живет людей, я без понятия. Да и как тут жить? – говорит приходящий слесарь по ремонту лесопильного завода.
Негодование людей вполне понятно. Центр поселка – несколько разбросанных, сгнивших от времени и воды бараков. Окна в большинстве из них заколочены наглухо. Впечатление такое, что кроме вездесущих собак в поселке никого нет. Дальше него заходят лишь бродячие животные. Да еще городские рыбаки, которые в этих местах любят поудить рыбу, благо мест для рыбной ловли на Черноярке вполне достаточно.
Отличительная черта поселка – обилие гнуса. Отойдя в сторону поселка не более сотни метров, от комаров и мошек становится не скрыться, влажность и обилие неконтролируемо произрастающей растительности факту распространения мошкары только способствуют. Деревня – призрак, не иначе.
Типичная Черноярка. Фото: Константин Бобылев, газета "Глобус".
– Раньше на Черноярке был детский сад, ясли, клуб, два магазина (хозяйственный и продуктовый), столовая, школа, – рассказывает прожившая не один год в поселке Разиля Мубарисовна. – Был рабочий поселок. И куда все это ушло?..
Возможно, одной из причин вымирания поселка стало далеко не самое удачное его месторасположение. С трех сторон поселок окружен речкой Сосьвой. И каждый год Черноярка подтапливается весенними водами. Река выходит из берегов и заливает все окрестные поля. Еще и дорогу заливает, которая соединяет Филькино с Черноярским. Отменяются все автобусные маршруты, и единственной «дорогой жизни» остается железнодорожная насыпь.
Кстати, бывшие жители Черноярки, которые, будучи детьми, застали время наводнений, относятся к нему с некоторой симпатией. Из-за наводнений черноярские школьники заканчивали учиться раньше всех...
– Черноярский – поселок компактный. Можно сказать, что все его населяющие жили одной большой и дружной семьей. Предприятие всегда оказывало помощь. Особенно, во время наводнений, – вспоминает былое Разиля Мубарисовна.
Еще один плюс наводнения, который был в советское время – дифицитные продукты. Когда начиналось наводнение для местных жителей завозили копченую колбасу, огурцы, кофе, тушенку – и все это можно было купить в магазине.
– Раньше идешь по поселку и везде пахнет тушенкой. Все варили картошку с тушенкой, – с улыбкой вспоминает Разиля Мубарисовна.
Во время наводнения люди жили либо на сеновалах, либо на чердаках. Многие жители держали скот, и чтобы животные не пострадали, для них строились специальные сараи на высоких сваях. Сейчас в поселке скотину не держат – некому.
Местечковая достопримечательность - боны. Сейчас они требуют ремонта. Фото: Константин Бобылев, газета "Глобус".
– Еще одна интересная особенность Черноярского – боны. Боны – это тротуары, которые были построены на толстых бревнах. Во время наводнения все тротуары всплывали, и поселок можно было обойти пешком, не замочив туфлей, – вспоминает Разиля Мубарисовна. – Хотя вода поднималась выше человеческого роста. Можно было обойти весь поселок, пройти на железнодорожную насыпь, по ней дойти до Филькино и уехать в город.
Во время наводнения по железнодорожной ветке курсировал тепловоз, на котором в поселок доставляли продукты, привозили и увозили людей.
Сейчас же в поселке работает всего один торговый павильон, он, кстати, тоже построен на сваях.
ТЕКСТ: Алексей Пасынков, Константин Бобылев, Андрей Клейменов - все "Глобус".