Если взглянуть со стороны, видно, как «дом пошел волной». Середина просела, углы поднялись. Если судить по остатку ворот с одной стороны, раньше дом был на рассчитан на две квартиры, теперь же это дом на одну семью - с двумя печками. Здесь живет многодетная мать Майя Шоломова и восемь ее детей - от трех месяцев до 15 лет. Скоро зима, а в это время года в доме находится просто невыносимо.
Дом №12 по улице Карла Маркса в поселке Сосьва, по словам Майи Алексеевны, она приобрела около семи лет на средства материнского капитала.
На такую большую семью по закону положены не меньше 100 квадратных метров жилья. В Сосьве, да и, пожалуй, в Серове, найти такую муниципальную квартиру - на грани фантастики. Но как зимовать женщине с восемью детьми, младшему из которых всего три месяца? Фото: Константин Бобылев, "Глобус".
– Дом этот мы купили за-за бани, – говорит женщина. – До этого квартиру снимали, но возможности снимать больше не было, так что поторопились приобрести дом. Он изначально не самый хороший был. Первую зиму холодно, конечно, было, но терпимо. Жить можно было. Сейчас... все течет, зимой полы промерзают - льдом покрываются. Их, полы, даже помыть невозможно. А ребенок маленький, три месяца, он же все равно ползать будет. Прошлую зиму мы здесь не жили – квартиру снимали. Летом опять вернулись, думали, к зиме квартиру дадут, раз на очередь встали. Но ничего не дали. Мы встали на очередь на жилье еще год назад, сдвигов никаких нет. Все ходим, ходим, но жилье не дают – нет вариантов, нет квартир...
Штукатурка с печи в бани, ради которой и покупался это дом, местами сошла, в кирпичной кладке трещины. Сама баня расположена в крытом дворе. Кровля двора начала отходить от дома, через щель дождь заливает доски порога, которые уже начали гнить. В соседнем с баней помещении колодец. Доски вокруг колодца прогнили и образовалась дыра. Этот колодец – источник водоснабжения дома.
Майя Шоломова живет в доме вместе с восемью детьми. По словам женщины, гражданский супруг постоянно находится в разъездах - работает вахтовым методом. Помогает деньгами. Фото: Константин Бобылев, “Глобус”.
В этом доме Майя Алексеевна живет вместе с восемью детьми – пять мальчиков и три девочки. Самому старшему 15 лет, младшему – 3 месяца.
– Ограда у нас того и гляди упадет, печи толком не работают. Никто нам не помогает. Когда на очередь вставали, сказали, что дадут нам хорошую квартиру. Все лето к ним ходила, а мне отвечают – нет вариантов, нет вариантов. Говорят, что для нашей семьи нужно 100 квадратных метров, и такого жилья просто нет. Сказали, что если мы сами найдем такое жилье, то его мне дадут. Я нашла – баня, вода, квартира в районе, где дети никому не помешают. Но эту квартиру отдали другим людям, - говорит Майя.
Своими руками Майя пытается хоть как-то поддерживать дом в надлежащем состоянии – дыры заделываются тряпками и монтажной пеной, щели в стенах замазываются. Но как только приходят морозы, все трескается и лопается по новой. Между рамой окна и стеной - щель. Женщина извлекает из нее тряпки, много тряпок – эта дыра в стене сквозная...
Сквозные дыры в стенах заделывают монтажной пеной и тряпками. Но это не очень-то помогает. С наступлением морозов пена начинает трескаться. Фото: Константин Бобылев, “Глобус”.
– Скоро зима. Дети уже болеть начали, я с ними по больницам хожу. Летом-то мы еще нормально жили, но вторую зиму я снимать жилье не хочу да по родственникам ходить, кто меня пустит-то? – переживает Майя Шоломова.
Часть стен внутри дома обшили листами гипсокартона, но «дом гуляет», и если надавить на стену, она начинает осыпаться. Линолеум на полу порван: часть досок опустилась, часть поднялась - таких перепадов покрытие не выдержало. По словам женщины, частыми гостями в доме стали крысы. Дверь во двор не запирается на засов, так как ворота перекошены.
Вопрос на контроле
Администрация Сосьвинского городского округа не отрицает, что
Майя Шоломова стоит на на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Но власти утверждают, что на учет она встала не год назад, как говорит сама женщина, а лишь четыре месяца назад, 19 мая 2017-го. Номер очередности на 1 сентября – 137.
«Состав семьи девять человек. Необходимая площадь для предоставления 162 квадратных метра. В соответствии с пунктом 2 статьи 57 ЖК РФ у Шоломовой М.А. отсутствует право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма», – пишет в ответе на редакционный запрос и.о. главы администрации Сосьвинского горокруга
Артем Киселев.
Печь в бане, из-за которой, по словам женщины, она и приобрела этот дом, в трещинах. Часть штукатурки обвалилась. Фото: Константин Бобылев, “Глобус”.
Согласно вышеуказанной статье Жилищного кодекса, вне очереди жилье по договору соцнайма может быть предоставлено «гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат», а также «страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний». Не к тем, ни к другим Майя Шоломова не относится.
Внутренний двор заливают дожди. Крыша стала “отходить” от дома, так как балки, удерживающие ее, начали гнить. Фото: Константин Бобылев, “Глобус”.
«Администрацией Сосьвинского городского округа совместно с центром социальной помощи семье и детям города Серова проведена работа по сбору документов и дальнейшей постановке на учет в жилом помещении Шоломовой М.А, – пишет Артем Владимирович. – Кроме того, администрацией предлагалось жилое помещение общей площадью 74,6 квадратных метров: четыре комнаты, печное отопление. От предложенной квартиры Шоломова отказалась в связи с тем, что в данном жилом помещении три печки и необходим косметический ремонт».
И.о. главы отмечает, что вопрос предоставления жилья Майе Шоломовой находится на контроле администрации и «при рассмотрении вопроса о распределении жилых помещений муниципального жилого фонда Шоломовой М.А. будут предлагаться все возможные варианты».
Кому повезло?
С 1 января 2013 года по сегодняшний день в Сосьвинском городском округе по договору социального найма гражданам, состоящим на учете, было предоставлено 209 жилых помещений.