Серов
-11 °C
$103,43
109,01
Присоединяйтесь к нам:

До нового "Свидания", фестиваль в Верхотурье! Фотоотчет

Со 2 по 6 сентября в Верхотурье прошел второй Всероссийский фестиваль неигрового туристического кино "Свидание с Россией". На пресс-конференции перед официальным открытием «Свидания» на вопросы журналистов отвечали программный директор фестиваля Андрей Шемякин, председатель жюри Клим Лаврентьев и член жюри инокиня Ольга (некогда популярная актриса Ольга Гобзева). Андрей Шемякин, который отбирал ленты для фестиваля, признался, что ему было приятно выбирать лучшие фильмы из лучших, а не лучшие из средних. Так же, Андрей Михайлович не без надежды отметил важность туриндустрии для развития документального кино. Мол, туроператорам должно быть выгодно вкладывать деньги в создание документальных лент, которые, по сути, станут рекламными роликами всех прелестей отечественного отдыха. Но вот незадача: почти все фильмы на фестивале рассказывали о таких российских глубинках, что уже дорога к ним станет изрядным приключением. То есть речи о массовом туризме, как, скажем, на курорты Краснодарского края, речи не идет. Здесь целевая аудитория – туристы-экстрималы. Для них отдых – не ночные дискотеки и сон до обеда, а вызов природе, преодоление себя. То есть ни о каком массовом притоке туристов (а значит и их денег) никто не говорит. Эти вопросы я позже задал министру по культуре и туризму Алексею Бадаеву. «Актай» или «Соболь»? Что и говорить, раз сам городской округ Верхотурье оказался не готов принять такое количество киношников и журналистов. Организаторов и участников фестиваля разместили в гостинице «Соболь», у центральной площади. Журналистов отправили на ночевку в детский загородный лагерь «Актай». В двухэтажном деревянном корпусе два десятка комнат, рассчитанных на 4-6 человек каждая. Душевая кабинка совмещена с туалетом – если кто моется, то в справить нужду можно только на другом этаже. Старые кровати с жесткими матрацами, тумбочки для личных вещей (по числу коек), один шкаф для одежды с самодельными плечиками – вот все удобства в номерах «Актая». Отдельная песня – столовая. Не стушуется от обилия «гламурного» цвета в интерьере только игрушечная кукла Барби: розовые стены, розовые шторы, розовые скатерки. А вот персонал до мозга костей наш, отечественный, совковый: «Посуду за собой не забываем убирать!». Но есть в «Актае» своя изюминка – купель. К деревянной часовне прилажен пристрой. В нем колодец, водой из которого можно умыться, а в соседней комнате небольшой квадратный бассейн, спуститься в который можно по аккуратным ступеням. Такси до лагеря стоит 100 рублей днем, и 120 рублей после 23.00. Рейсовых автобусов мы не обнаружили. Те кто остановился в «Соболе», на прием пищи ездили в кафе «Империя», что в 10 минутах ходьбы от гостиницы. Внутри атмосфера серьезного заведения общепита – это уже не «актаевска» столовка. С десяток столиков (четыре из которых с мягкими диванами), барная стойка, симпатичные официантки в униформе, привычное меню (не сильно бедное, но и до ресторанного шика далеко). Сам показ конкурсных лент прошел в Доме культуры. 31 документальную ленту разделили на пять условных номинаций: «Край России», «Святыни России», «В Россию за приключениями», «Летопись России» и «Лица России». Почему условных? Просто, скажем, в категории «Лица России» могли показать ленту «Вепсская изба» о музее культуры и быта в деревушке Ладва в Ленинградской области. А вот в «Летописи России» оказался фильм «Зодчие города Солнца», в котором говорится об архитекторе Иване Леонидове. Легко ли быть документалистом? За обедом нам удалось пообщаться со сценаристом картины «Искусственное покрытие» Сергеем Лихоткиным и режиссером «Веппской избы» Андреем Гладких. Они рассказали, как это сложно снимать документальное кино:  
– Приезжаешь в глухую деревню. Живешь там полгода, а люди все равно при виде видеокамеры отворачиваются и робеют. Уезжаешь не с чем. И только когда возвращаешься через пару месяцев обратно местные принимают тебя за своего. Можно работать. А бывает, что ничего не выходит, и время было потрачено напрасно, – делится опытом Андрей Гладких.
По словам Андрея, документальное кино – это летопись действительности, ценность которой острее ощущается с годами. Это как фотография момента, который больше не повториться. Возможно поэтому оба и сценарист и режиссер отметили, что снимать документальное кино не просто. Нужно искренне интересоваться жизнью и любить людей. Опять же, и Андрей и Сергей, сошлись на том, что популярности игровых фильмов документальным лентам не видать.
– Это кино – оно не для каждого. Документальные картины и не должны быть столь же популярными, как художественные. До них нужно дорасти. Мне вот, и не нужна известность. Я хочу спокойно ездить на метро и ходить по улицам, чтобы не приставали фанаты, – смеется Сергей Лихоткин.
И опять же оба товарища сошлись на том, что документальные фильмы нужно показывать детям в школе – ведь это куда интереснее, чем читать учебники. Но и у художественных, и у документальных картин есть общий враг – пираты. Как только фильм попадает в продажу, тут же появляется множество его ворованных копий. На первый утренний показ конкурсных лент, в субботу в 9.45, нам попасть не удалось (у нас была экскурсия по Актаю), но днем на «Святыни России» свободных мест почти не было – люди сидели даже на принесенных офисных стульях. А вот «В Россию за приключениями» на утро следующего дня «отправились лишь пара десятков зрителей – зал верхотурского дома культуры был заполнен процентов на 10. Видимо, чтобы как-то подстраховаться от такой тотальной не явки зрителей, в понедельник поглядеть на «Лица России» привезли местных школьников. Подростки и динамичные голливудские блокбастеры не могут посмотреть в тишине, а тут им предложили авторское кино – размеренно текущие истории простых людей. Школота уже через десяток минут стала заниматься своими делами: громко общаться между собой, играться с «мобильниками», выходить из зала и заходить обратно. После окончания ленты на сцену поднялся заместитель председателя Союза кинематографистов России, народный артист России, кинорежиссер Клим Лаврентьев и срываясь на крик пожурил подростков.  
– Рядом с нами сидят какие-то... придурки, – не выдержал председатель жюри Клим Анатольевич.  
Лановой и остальные В Верхотурье на фестиваль приехали звезды российского кино и театра. Валентина Талызина, Лев Прыгунов, Тимофей Федоров, Светлана Тома, Анастасия Макеева, Глеб Матвейчук, Сергей Шакуров, Юрий Чернов, Оксана Сташенко и Валерия Ланская. Так же на «Свидание с Россией» приехал композитор «Мистер Пластилиновая ворона» Григорий Гладков. Звездный выход всегда состоял из двух аспектов: короткая забавная история о путешествии и песня. Актерские байки, порой, были весьма забавны, а вот пели знаменитости, за редкими исключениями, под фонограмму.
Гвоздем фестиваля стал человек-легенда отечественного кинематографа – Василий Лановой. Актер провел свой творческий вечер на сцене Верхотурского ДК.
На протяжении двух часов Лановой рассказывал о своей судьбе, пел песни, читал стихи и прозу. 77-летний актер был невероятно экспрессивен и артистичен – на его фоне все остальные герои вечера смотрелись блекло и не искренне.   На финальном банкете, 6 сентября, чиновников и журналистов развлекали Юрий Чернов, Оксана Сташенко, Валерия Ланская и Тимофей Федоров. Артисты шутили, пели и танцевали с гостями.   "Свидание" в Верхотурье станет ежегодным? Из бесед с организаторами, участниками фестиваля и чиновниками стало ясно одно - всероссийский фестиваль неигрового туристического кино, скорее всего, получит постоянную прописку в Верхотурье. И это несмотря на все очевидные недостатки: малая численность жителей (а значит, и зрителей), практически полное отсутствие необходимой для столь значимого события инфраструктуры и удаленность самого Верхотурья от крупных городов.   P. S.: Буддисты, Верблюжья гора и сплав Отдельным приключением стала поездка в Качканар. Краевед, историк и директор местного архива Михаил Титовец проводил нас на Верблюжью гору и показал буддистский храм. По возвращению в Верхотурье, на следующий день нас ждал «яхтинг», который на поверку оказался «греблингом». Нас разделили на группы и отправили сплавляться по реке Туре на катамаранах.   Путь в десяток километров мы преодолели за час: течения почти нет, кое-где приходилось ползти на брюхе – мель. Но по прибытию в Меркушино нас ждало пиршество желудка. В местной гостинице нас накормили рыбными блюдами, супом-пюре и салатом из свежих овощей. Вот только после изнурительной и «загрязнительной» поездки на катамаранах стыдно было идти на церемонию закрытия фестиваля. Одно радовало: после нас «яхтингом» занялись участники фестиваля: режиссеры, сценаристы и операторы.  

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных