«Моя самая главная задача – чтобы дела делались»
Расшифровка пресс-конференции Дениса Паслера по итогам заседания областного Правительства.
На заседании Правительства Свердловской области 12 февраля 2013 года рассматривались знаковые для Свердловской области вопросы: исполнение областных целевых программ, сокращение сроков подключения к сетям при новом строительстве и реализации инвестпроектов, ограничение тарифов ЖКХ. На вопросы журналистов о принятых решениях и о проблемах региона в целом ответил Премьер-министр Денис Паслер.
Денис Паслер, председатель правительства Свердловской области, ответил на вопросы корреспондентов. Фото: газета "Глобус".
- Денис Владимирович, как сработали по целевым программам в 2012 году, ваша оценка?
- Я считаю, что сработали хорошо. По большинству областных целевых программ (ОЦП) на 100%, где-то 90-99%, и четыре позиции порядка 50-60%, но это не прямые цифры. К примеру, министерство образования по детским садикам 56%, но только в декабре пришли деньги из федерального бюджета 2 млрд рублей, которые очевидно не были отторгованы. Как вы помните, мы скорректировали программу в середине года, сказали, что мы не будем строить маленькие садики: концепция принципиально поменялась. Мы за это время сделали новый проект, который реально войдёт в стоимость 600 тыс. рублей за место. И сейчас такие садики строятся. Если эти корректировки внести, мы сразу получаем 90% исполнения.
3-4 программы они хоть и в низшей зоне, но практически отвечают той работе и той статистике ОЦП, которая существует. Например, здравоохранение. 600 млн пришло из фонда в декабре месяце, понятно, что мы их не освоили. Картинка не совсем та, которая есть физически, поэтому я считаю, что отработали хорошо.
Но это не значит, что дальше ничего делать не нужно. Есть, безусловно, моменты, на которые мы обратили внимание, которые надо усиливать. Это программа безопасности. Там вещи касающиеся строительства пожарных депо, где переходящие объекты. Нужно признать, что у нас строительство шести садиков перешло на 2013 год. И как сегодня Вы уже слышали, мы будем ежеквартально рассматривать выполнение ОЦП, а по ряду случаев, к примеру садики, с министерством строительства будем общаться ежемесячно. Чтобы ОЦП были в полной мере обеспечены фактическими результатами.
- Поясните, за счет чего удалось сократить сроки подключения к сетям?
- На самом деле история этого закона уходит далеко. Я, будучи ещё руководителем компании, связанной именно со строительной инфраструктурой, два с половиной года назад поднимал этот вопрос и предлагал правительству сделать рабочую группу, разработать такой закон и принять его. Сегодня нам это удалось сделать. Три месяца его разрабатывала рабочая группа, куда вошли представители всех ведущих инфраструктурных компаний: это и водоканал, и энергетики, и газовики, и теплоснабжающие компании. Как вы помните, о недопустимо больших сроках подключения в Екатеринбурге говорил Президент страны, о необходимости решить вопрос в кратчайшие сроки было поручение Губернатора. Сегодня срок подключения сокращен со 190 до 100 дней примерно. Это за счет того, что по ряду объектов не надо получать разрешение на строительство, а значит, еще ряд разрешительных документов и экспертиз. Но не в ущерб безопасности.
- Этот закон будет распространяться на индустриальные парки, которые сейчас проектируются?
- Это ведь областной закон. Мы не можем областным законом принять решение для какого-то муниципалитета или сельской территории, он действует на всю область. Безусловно, там есть критерии, которые попадают под действие закона об индустриальных парках. Поэтому, конечно, будут.
- Что Вы сделали для Свердловской области за последнюю неделю?
- Хороший вопрос. Не буду перечислять, потому что не считаю, что это самая объективная оценка деятельности. Но я, как минимум, каждый день с утра и до позднего вечера на рабочем месте. Безусловно, те вопросы, которые возникают, а их достаточно много, мы решаем. Как минимум, честно работал с утра до ночи. Мы, конечно, можем отдельно информировать граждан о моём графике мероприятий. Сегодня было оперативное совещание, заседание правительства, сейчас начнётся приём глав: 7 человек и у каждого главы свои проблемы, которые мы будем рассматривать. Вы должны понимать, что есть мероприятия публичные, а есть рабочие моменты, которые менее открытые. Мне кажется, это моя самая главная задача: не написать что-то, а чтобы дела делались.
- Сегодня вы критиковали сроки по работе одного из министерств по предоставлению госгарантий субъектам инвестиционной деятельности, с чем это связано?
- Мы с вами говорим о бюджетных деньгах. Бюджетные деньги – это субъекты, это предприятия и вы, те, кто платит деньги в бюджеты различных уровней. Поэтому мы не можем деньги раздавать просто так. Безусловно, есть определённые правила, которые мы должны соблюдать. Как инвестиционный банк, мы должны чётко прогнозировать возврат денежных средств. Для этого, конечно, мы должны понимать и залоговые вещи, и модель экономическую по возврату эту этих денег. Моменты связанные с доработкой законопроекта, который выносился на правительство, связаны с поддержкой того или иного инвестиционного проекта… Два последних проекта в Арамили и Полевском, которые мы рассматривали, я считаю перспективными, инновационными и они точно будут востребованы. Поэтому решение по таким проектам мы должны принимать не 4-5 месяцев, а гораздо быстрее. Поэтому я отправил на доработку проект постановления, чтобы эти бюрократические цифры, дни, недели были пересмотрены и сроки были сжаты.
- Действительно ли ожидается приезд в Свердловскую область Председателя правительства России Дмитрия Медведева?
- О визите Дмитрия Анатольевича вопрос правильней задавать Губернатору. Безусловно, Евгений Владимирович с ним обсуждал этот вопрос и, конечно же, он поставит точку и во времени приезда, и по маршруту посещения. Мы, как правительство региона, свои предложение представили губернатору, но когда состоится визит, будет сообщено отдельно.
- О каких льготах на налог по добыче полезных ископаемых идет речь в обращении РУСАЛа в Правительство Свердловской области?
- По обращению РУСАЛа Свердловская область действительно стала инициатором законотворческой инициативы в Государственную Думу РФ. Компания строит шахту Черемуховская Глубокая, это единственная в своем роде шахта в стране. В течение 2 лет должна выйти на пиковую мощность 2 млн тонн в год и стать по сути самой большой. Освобождение от регионального и федерального налогов на добычу полезных ископаемых позволило бы существенно ускорить ввод объекта. Сейчас документ в Госдуме, задача РУСАЛа его там продвигать.
- Как вы считаете, какая система муниципального управления более эффективна одно или двуглавая, нужны Свердловской области сити-менеджеры?
- Я считаю, что положительные моменты есть и в той, и в другой схеме. Когда лад в системе, когда есть взаимопонимание между руководителями, когда людям интересен результат работы – тогда не важно, какая система. Положительный опыт есть и там, и там. Вопрос этот исключительно задач руководства города перед собой. Если они понимают обязательства перед народом, если есть команда – есть результат. Если нет, то можно найти разлад в любой схеме.
- Сегодня на заседании правительства говорили о тысячах человек кадрового резерва. Почему мы по несколько месяцев ждем назначение новых министров, а кадровый резерв не используется?
- Постановление, которое сегодня рассматривали, не касалось напрямую кадрового резерва, этот вопрос я задал отдельно. Потому, что тема несколько лет назад поднималась очень активно обсуждалась, в резерв попали много достойных людей, важно теперь с этим работать и продвигать людей на те места, куда они были определены изначально. Поэтому я и поставил вопрос о том, что, может, нам бессмысленно иметь тысячи людей в кадровом резерве, которые числятся для галочки. Надо сформировать резерв из 50 или, как было предложено, 300 человек и работать с ними. Чтобы министры с ними встречались, депутаты Заксобрания, чтобы резервисты были в тренде, чтобы реально в тот момент, когда их привлекут, они были в повестке, в теме и готовы были заниматься поставленными вопросами. Иначе кадровый резерв, который не работает, утрачивает ту логику, ту идею и тот функционал, который был заложен.
- За счет каких средств будет ускоренными темпами достраиваться дорога Ивдель –Ханты-Мансийск?
- Безусловно, это областной бюджет. Это не муниципальная, не федеральная дорога, она областная. Да, решение Губернатором такое принято. Мы обсуждали это очень долго, и людей, которые не согласны с таким решением, нет. Это и короткое плечо для перевозок, это доступность к рынкам с высокой покупательной способностью, также жизнь северных регионов нашей области. Так что решение поддержано, а деньги мы найдем тем или иным способом. Изменения в бюджет внесем, либо организацию найдем, с которой рассчитаемся в течение 2-3 лет, но де факто решение такое принято и мы ее построим в 2013 году.
- Как получилось, что "Единая Россия" по Серовскому избирательному округу в Заксобрание выдвинула человека, который не проходил праймериз?
- Хочу сказать только одно: депутат округу нужен. Депутат нужен тот, кого изберет народ. Наша задача, соответственно, губернатора и правительства, чтобы данный орган работал совместно, эффективно, на благо народа. Насколько я помню процессуальные процедуры, на выборах в Заксобрание по одномандатным округам праймериз не единственный и обязательный инструмент выдвижения. Поэтому выдвижение прошло на основе решения президиума регионального отделения.
- Какова судьба птицефабрик? В частности, Краснотурьинской, работники которой получили уведомление, что контракты с ними продлены не будут.
- Правительство понимает проблематику развития комплекса мяса птицы. Впервые в своей истории Правительство области приняло решение и постановления о поддержке данного сегмента рынка. С января по апрель 2013 года мы будем компенсировать ряд затрат, чтобы поддержать устойчивости данных предприятий. Мы понимаем, если зерно покупали по 4-6 рублей, а сейчас 12-15 берем, резко растет себестоимость. И в сравнении с соседними субъектами федерации, где были свои хорошие урожаи зерна, наш птицепром в непростой ситуации. Что касается именно Краснотурьинской птицефабрики, то на прошлой неделе я встречался с ее владельцем. Там отдельная история, там есть набор мероприятий. Несмотря на выданные уведомления, мы, безусловно, этот вопрос держим на контроле и не допустим, чтобы людей всех выгнали на улицу.
- С чем связано принятие постановлений по ЖКХ, ведь уже подписан Указ Губернатора об ограничении предельного роста тарифов?
- Есть традиционная история, когда организации ЖКХ и отдельные ресурсоснабжающие компании на протяжении предыдущих трех-пяти лет, условно, говорят следующее: «Нас недорегулировали, нам недодали тарифы, либо дали низкие, а у нас затраты больше, компенсируйте выпадающие доходы». В связи с этим три месяца назад было принято решение о том, что мы должны принять областной закон, который позволял бы получать деньги из бюджета организациям, чтобы компенсировать, в случае появления той самой межтарифной разницы. Но к этому закону будут приняты дополнительно нормативные акты, которыми будут, соответственно, четко фиксироваться параметры организаций теплоснабжающих, энергоснабжающих и других, которым будут компенсироваться выпадающие доходы. Выпадающие доходы могут быть по разным причинам, например, низкий тариф, а энергоносители выросли внутри регулируемого периода, тогда необходимо компенсировать. А, может быть, и другая причина: большие потери, низкий КПД, плохая управляемость и тому подобное, здесь уже о компенсации речи быть не может. Поэтому тут достаточно серьезный пакет документов, кроме закона, который мы сейчас внесли. Чтобы в бюджет заявлялся не тот, кто захочет, а тот, кто еще и занимается реальным управлением в данном секторе экономики.
- Была информация, что в функционал нового министра культуры области Крекова войдет возрождение Верхотурья. Как будет возможно получить федеральное финансирование, ведь были попытки и ранее это сделать, но было отказано?
- Мы все для этого сделаем. На самом деле, Верхотурье у нас под отдельным контролем, и духовный центр Урала – это не значит, что есть прямая зависимость, что мы должны настроить какие-то объекты. Это же, в первую очередь, условия. Условия для жизни и для пребывания наших гостей в Верхотурье. Уже в 2013 году заложены достаточно серьезные деньги по программе модернизации ЖКХ города – порядка 380 млн рублей. А это проблема в Верхотурье, поверьте мне, одна из самых главных. Если там нет воды или вода плохого качества, котельные, которые плохо работают, электричество со скачками напряжения – это уже не туристический центр. А министерство культуры будет продвигать историческую и культурную составляющую.
- А сама программа возрождения Верхотурья, которую изначально подал минкульт, она будет пересмотрена?
- Она на самом деле трансформируется, потому что возрождение – это не просто отремонтировать памятники, которые сегодня, безусловно, ремонтируют. Это набор программ, которые нужно реализовывать. Поэтому пересмотр идет концептуальный и гораздо глубже, чем был изначально представлен.
-
Возвращаясь к Русскому Магнию. Губернатор говорит, что средств у области нет. Но там собственники - граждане США. И они не контактируют с местными властями. Русский Магний был вписан в программу поддержки моногорода Асбеста. Как с этим?
- На самом деле, вопрос достаточно серьезный, он очень важный, как для города, так и для всей экономики Свердловской области. С другой стороны, не нужно забывать про ряд лиц, которые сегодня стали акционерами, по которым есть определенные вопросы и опасения.
С точки зрения взаимодействия и диверсификации экономики. Во-первых, нужно отметить, что «Ураласбест», по сути, строит там новое предприятие. Да, оно не касается той направленности, о которой вы сейчас сказали, тем не менее, у него несколько – миллиардный, двухэтапный проект. И это напрямую касается диверсификации экономики города. И эти два этапа предприятие реализует, открыта кредитная линия, и те экономические расчеты, которые изначально закладывались, они сегодня оправдываются. Я встречался с директором «Ураласбеста» Козловым, это квалифицированный, современный руководитель.
С точки зрения Правительства, мы, безусловно, поддержим данное направление и данный проект, когда придут реальные инвесторы.
Что касается господина Лиснянского, было его обращение по встрече на Евгения Владимировича Куйвашева. Губернатор поручил эту встречу провести на уровне Правительства. Мы подтвердили собственникам готовность провести переговоры, но почему-то данный инвестор не прибыл, видимо, намерения не очень серьезные. А мы, тем не менее, понимаем, кто реально может этим заниматься, в том числе, семья владельца первоначального, мы с ними переговоры ведем. Поэтому, когда будет реальный инвестор, мы, безусловно, все сделаем, для того, чтобы этот проект реализовывался в Асбесте.
По информации управления пресс-службы и информации Правительства Свердловской области