С 1 июля учреждения здравоохранения России переходят на электронный документооборот, сообщает главный специалист группы по связям с общественностью Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Ирина Петрова.
Что это дает? Электронный больничный лист можно будет получить на всей территории РФ. Фото из архива газеты "В каждый дом"
Как получить?
Заболевший, как обычно, обращается в поликлинику. После лечения ему выдают не бумажный бланк с данными, а номер электронного документа, который нужно будет сообщить работодателю. Последний в свою очередь имеет доступ к электронной системе.
Зачем это здравоохранению?
Во-первых, ощутимая экономия бюджетных средств, объясняет Ирина Семеновна.
Во-вторых, это необходимость шагать в ногу со временем. В то время как базы данных в медицинских учреждениях стали цифровыми, а записаться на прием можно через Интернет, бумажный больничный лист выглядит пережитком прошлого.
В-третьих, электронный больничный существенно упростит и ускорит работу врачей.
В-четвертых, сократится количество допускаемых при заполнении бумаг ошибок.
В чем плюсы новой системы для работников и работодателей?
Пациентам больше не нужно будет стоять в очередях или бегать по кабинетам с просьбами исправить ошибки и неточности в бумажных листках.
Пациенты могут самостоятельно в личном кабинете на официальном сайте ФСС отслеживать данные о положенных им пособиях.
Работодателям не потребуется производить сложные расчеты денежных выплат, положенных сотрудникам по причине временной потери трудоспособности.
Какие еще возможности есть у электронных больничных?
Фонд социального страхования сможет анализировать данные о заболеваемости в целом по стране. Сотрудникам будут доступны актуальные статистические данные, на основании которых можно будет делать прогнозы относительно грядущих финансовых затрат на здравоохранение.
Очень важен и такой момент, как борьба с мошенничеством в области здравоохранения.
- В скором будущем, - говорит Ирина Семеновна, - на основании разработанной юридической базы планируется введение системы, способной отслеживать передвижения псевдобольных. Скажем, человек обратился в медицинское учреждение, где ему был открыт больничный. Затем «пациент» со спокойной душой уехал отдыхать за рубеж. Если подобные случаи будут выявлены, таким «больным» будет грозить уголовная ответственность.
А как же минусы?
Первый минус - это техническая неготовность больниц и поликлиник перейти на новую систему документооборота. Как минимум, каждому учреждению здравоохранения необходимо иметь:
- один или несколько компьютеров;
- доступ в Интернет;
- подключение к базе данных.
Кроме того, система предусматривает наличие постоянной и бесперебойной связи между медицинскими учреждениями и органами ФСС.
Второй минус - возможная неготовность кадров к радикальным переменам в работе. Для того чтобы переход на новую систему электронного больничного листа с 1 июля состоялся, каждый врач должен иметь возможность проставлять на бланках собственную подпись в цифровом варианте. Кроме того, немаловажный фактор – уровень компьютерной грамотности старшего поколения специалистов.
Третий минус - это необходимость не только наладить систему в каждом учреждении, но и следить за ее работоспособностью. Для этого понадобится проводить обучение сотрудников на местах.
А еще нужно помнить об обеспечении безопасности при работе с личными данными больных.
Ирина Петрова отметила, что переход на электронные больничные отнюдь не означает полного отказа от старых бумажных форм, столь привычных многим. Это связано не только с тем, что многие медицинские учреждения пока не готовы внедрять новые технологии, но и с тем, что некоторые предприятия, например, малого бизнеса, возможно, не захотят переходить на электронную систему документооборота. К тому же, не для всех работодателей это действительно целесообразно. В таком случае заболевшему работнику нужно будет сообщить в медицинском учреждении, что ему нужен именно бумажный больничный. По заявлению пациента поликлиники и больницы будут их выдавать.