Продолжая работу по анализу и сопоставлению фактов, которую вот уже девятый месяц ведут на сайте при обсуждении темы «поиск Ан-2» его постоянные участники,
собравшиеся на очную встречу в редакции комментаторы, обсудили те знания, которыми уже обладает сообщество и поделились новыми.
До этого некоторые из них пообщались с родственниками пассажиров Ан-2, побывали на аэродроме Серова.
Предлагаем вам краткую стенограмму бесед за круглым редакционным столом.
Встреча в редакции газеты "Глобус". Фото Татьяны Останиной, газета "Глобус".
Концентрировать информацию
Сергей Фролов:
– Дмитрия Ушакова я знаю с 1998 года. Не раз бывали с ним на охоте в лесу возле его родного поселка Восточный. Человек это выдержанный, мужественный, смелый. Не паникер. Как-то раз он показал мне место, где нос к носу встретился с медведем. Его спасло тогда проявленное спокойствие.
Настроение в тот день, 11 июня, у него было хорошее. Когда я дозвонился ему, и он спросил: «Хочешь полететь?» – я без раздумий ответил: «Конечно!». Но оказалось, что уже поздно. Потом я выходил из своего садового домика в то время, когда, по моим расчетам, должен был пролетать самолет, но он так и не появился.
Утром следующего дня мне позвонила жена Ушакова Ирина и сказала, что Дмитрия ищут ребята из дежурной части полиции. Позвонила мне, потому что на отдых или когда нужно было помочь по домашним делам Дима всегда звал меня. Потом позвонила мама Дмитрия. Потом из дежурной части раздался звонок. Я всем отвечал: «Так он же вроде бы улетел, он мне звонил с аэродрома».
Николай:
– Есть люди, кто готов участвовать в весеннем поиске на добровольной основе. Я с ними общался, они подтвердили эту возможность.
Мне кажется, тут свою роль может и должен сыграть некая некоммерческая общественная организация – назовем ее условно Комитет содействия поиску серовского Ан-2. В нем можно концентрировать информацию, собирать денежные и «людские» ресурсы, от его имени можно предлагать, например, вознаграждение тому, кто найдет самолет. И я уверен, что будут желающие пополнить счет этого Общественного комитета. Дело благородное.
Встреча в редакции газеты "Глобус". Сергей Фролов (на переднем плане) рассказывает свои версии причин случившегося ЧП, Фото Татьяны Останиной.
- Осенью я бывал на Котосьминском болоте, - говорит Николай. - На него есть всего три захода. Есть ямины, где сплошная трясина. Чтобы обойти одну такую, нам как-то пришлось пройти километра 4.
Зимой болото можно проехать по зимникам, а вот летом его получится просмотреть только с воздуха.
Если самолет летел в сторону Краснотурьинска, западнее, то при возвращении домой не мог не пролететь над Котосьмой, это 100%. От аэродрома по прямой до болота всего километров 7-8.
Реплики с мест:
– А сверху эти ямины как зеленые поляны. Да еще в ночное время суток...Перепутать неопытному летчику легко!
– Нужно нам самим создать единую крупномасштабную карту поиска. Где проверено – обозначить одним цветом, где нет – другим. Чтобы было наглядно. В том числе и участки по этому болоту.
Что секретим?
Александр Солодовников:
– Из улетевших лично знаю только Дмитрия Ушакова, так как я служил в милиции. Читаю про самолет на сайте с первого дня. Когда на поиск позвали добровольцев, я тоже пошел. По пути встретился с нашими ребятами из полиции и отправился в лес с ними. У меня есть опыт хождения по этому лесу летом и вот что я хочу сказать: у меня нет полной уверенности в том, что проверенную территорию прошли добросовестно. Там идешь, и уже часа через 3-4 мысли: «Да на черта я с этим связался, да на фиг все это надо!», потому что очень непросто по лесу передвигаться.
Я считаю – надо еще раз обратиться к людям и попросить сообщить – что кому известно по самолету. Пусть анонимно расскажут. Сейчас возможно получить свежие сведения от тех, кто по каким-то причинам не рассказывал раньше о том, что наблюдал. Кто-то посчитал, что его информация ничего нового не даст, кто-то просто в силу занятости не пошел в МЧС или полицию. Если такие люди обратятся, я готов с ними поговорить.
Реплики с мест:
– Если кто-то видел, то в ближних поселках. От той же Красноярки до Дровяного (где самолет видел железнодорожник Сергей) недалеко. Над городом вечером и ночью горят огни, их видно хорошо – не перепутаешь и не заплутаешь. Значит, самолет не улетел далеко и потому не возвращался.
– А может быть такое, что люди на борту попросили пролететь над родным городом, своей улицей? Есть что в городе посмотреть сверху? Если есть, то проверяли ли по этому направлению? По направлению к нужной точке города...
Встреча в редакции газеты "Глобус". Слева - железнодорожник Сергей, которого привел его коллега Олег Семаков. Фото Татьяны Останиной.
Александр Солодовников;
– У нас, конечно, тайна следствия, но зачем зря секретиться, если сейчас все подробности и расследования показывают по телевизору и в Интернете. Если совершено преступление – надо об этом рассказать. Улетел самолет с пассажирами и не возвращается, значит, нужно немедленно сообщить об этом поисковикам, обратиться к людям – вдруг кто-то видел.
Родные могут посмотреть следственное дело. Я бы посоветовал делать это с опытным адвокатом. Он увидит все недоработки, проколы, притянутое за уши... Замечательно, если следователь прописал каждую деталь. А если нет? У нас ведь как: выдвинут три дежурные версии по делу – и все, круг замкнулся. И виновные одни и те же: судимые, бомжи и несовершеннолетние. А так нельзя!
Избушки по ночам не смотрят
Сергей, железнодорожник с Дровяного, рассказал про то, как наблюдал в свою ночную смену пролетавший над станцией самолет с горевшими огнями (на сайте был его рассказ). Сергей отметил:
– Меня сотрудники МЧС опросили только один раз, и все. Больше никто не обращался.
Сергей Фролов:
– Зато ясновидящих много было. Присылали координаты, кто-то даже сам приезжал. Я был на записи передачи на центральном телевидении про перевал Дятлова. Разговорились с одним экстрасенсом. Я спросил про сценарий подобных программ. Он ответил: вот как скажет режиссер – так и будет. Там в его программе было 5 экстрасенсов, и каждому сказали его «нужную» режиссеру версию. Он сам был в шоке.
Наши, кто улетел – парни опытные, в лесу не растерялись бы. Ушаков и Чикишев ездили в автопутешествие на Север. Дмитрий Ушаков хорошо знаком с Барановым. Тренихина Женю знаю – он приезжал ко мне в гости в баню в сад. Маевского знаю, на Первый разъезд в баню они вместе ходили: Дмитрий и Максим. Гриша Шаад помогал мне выбрать хороший навигатор, он в этом разбирается. В общем, парни подготовленные, они бы нашли как дать нам знак!
Людмила:
– Может, плюсом к прогулке – еще что-то задумали? Посмотреть на свои охотничьи избушки, например?
Сергей Фролов:
– Вряд ли. Это надо ехать днем смотреть, а что там вечером-то рассмотришь? Ничего!
Олег Семаков. Евгений Гаврилов и другие на встрече высказал предположения о возможном маршруте полета Ан-2 согласно показаниям свидетелей, которые стали известны в последние недели поиска (рассказ сотрудницы редакции, железнодорожника Сергея). Также много обсуждали и анализировали версии, которые «живут» на сайте: причастность военных, возможные технические причины вынужденной посадки/падения, угон, внезапный приступ у КВС и другие.
Май не за горами
Общий итог встречи свелся к следующим предложениям:
* продолжение поисков необходимо;
* есть возможности для этого, а также подготовленные люди, кто готов в них поучаствовать;
* существенно помогло бы делу создание общественной организации с финансовым фондом для содействия поиску самолета и пассажиров;
* не помешает, по возможности, повторно опросить уже известных свидетелей (в надежде, что в неформальной беседе люди скажут больше, чем под протокол).
Из задач ближайших месяцев:
* продолжить сбор информации и попытаться снять «вопросы без ответов». Например: выяснить – летали ли другие Ан-2 11-12 июня и, если да, то когда именно и не могли ли пилоты начать поиск пропавшего самолета уже ночью (что объяснило бы большой временной и географический разброс показаний свидетелей).
* окончательное «доведение до ума» крупномасштабной карты с обозначением наиболее вероятных участков местонахождения самолета для практической проверки на местности;
* составление план возможных действий на оптимальное время весеннего поиска – середину-вторую половину мая.
Встреча в редакции "Глобуса". Обмен номерами телефонов. Фото Татьяны Останиной.
ФОТООТЧЕТ СО ВСТРЕЧИ -
ЗДЕСЬ
«Для меня это загадка...»
Из разговора с товарищем Юрия Соболева по работе, сторожем аэродрома Александром Васильевичем.
– 10 июня я как раз дежурил. И я видел, как часов в 6 вечера приземлился самолет и из него вышли две пары молодых ребят. Кто они и куда летали – не знаю, мы летчикам не указ, они нас в известность не ставили. Валентины Соболевой в этот момент на аэродроме не было, она уже ушла домой. Был только Сагндык. При нем и взлетали 10 числа. Меня в момент взлета не было, я отлучился ненадолго.
– Как долго обычно экипаж летал на лесоохране?
– По большому кольцу они летали 4-5 часов подряд. Вылетали обычно часов в 9-10 утра. Иногда и позже. Пока самолет подготовят, пока то, се...
Бывало, и в обед вылетали. Большой круг полетов у них проходил по маршруту Сосьва-Серов-Ивдель. При патрулировании были свои ориентиры.
– Раньше 10 числа летали они с пассажирами?
– При мне с 17 мая, как прибыли – ни разу. Не было такого. Но народу к ним много приходило. Посмотреть на самолет, сфотографироваться. Особенно с ребятишками. И я сам внуков приводил. Про покататься у меня никто ни разу не спрашивал. У КВС – не знаю. НО возможно. Народ особенно повалил, когда начались поиски. Видят самолеты, вертолет и просят их прокатить. Для летчиков это странно было. Здесь поиск идет, уже одни улетели не пойми куда, а тут желающие прокатиться каждый день приходят.
– Бывало, что выпивал экипаж?
– Если предстояли полеты – никогда. Если большой перерыв в полетах, например, из-за дождей – иногда позволяли себе. Отдыхали. Только Сагндык иногда заведет самолет, проверит, и все. Баню каждый день подтапливали, чтобы ополоснуться, потому как жарко. Ну после бани немного выпьют, и все. У Юры была фирменная настойка на кедровых орехах. Градусов 25-30. Я и сам ее пробовал. Лучше водки. Приятнее. Пили немножко. Чтобы дым коромыслом каждый день – такого не было. Потом же медкомиссию проходить.
– Постоянно они на аэродроме жили ?
– Если выдавались свободные дни, то могли и уехать куда-нибудь. Когда в начале июня прошли дожди и стало ясно, что пожаров пока ждать не стоит, вначале Сагндыка отпустили и он съездил к теще, по-моему, в Челябинскую область. Он приехал – Валеру, второго пилота, отпустили домой, в Орск, за машиной. Одно время здесь оставался один Кашапов.
– Настроение у них нормальное было?
– Да, вполне. Мы с ними общались. Питались нормально, в город ездили за продуктами. Как-то прихожу, а они чебуреки лепят. Ездили в город. Когда на машине Андрея (это наш водитель, которого нанимаем по договоренности увозить-привозить нас на работу), когда на такси.
– Какие отношения у них были? Мог Сагндык помешать Хатипу Кашапову вылететь?
– Отношения хорошие. Все заодно. Чтобы бортмеханик помешал командиру взлететь – что-то мне не верится. Он, наоборот, должен выполнять команды и готовить самолет к вылету. И вот представьте: молодой парень и вдруг перечит своему начальнику, своему опытному командиру... Нет, он Кашапова слушался. В экипаже – командир есть командир. Я не знаю, почему он потом он в показаниях путался: одним одно сказал, пришли из полиции – другое. Мне говорил, что не видел взлета, потому что был далековато от взлетной полосы, у бани.
Путался – сколько человек на борту. Видно было, что размышляет: что можно говорить, а что нельзя.
– Как думаете, директору авиакомпании Олегу Золину он правду рассказал?
– Я думаю – да. Какой смысл ему скрывать. Золин сразу полетел искать самолет. Все облетел, но их нигде не было.
– Александр, почему Юрий Соболев полетел, как считаете?
– Для меня это загадка. Человек 30 лет летал, до изжоги накатался на этом Ан-2. И не такой уж комфортный этот «кукурузник», чтобы на нем кататься.
– Предложили что-то ему? Попросили?
– У меня нет версий. Собралась компания. Видимо, были уже заранее предупреждены о возможности прокатиться. Спонтанно не могли.
– А днем 11 числа летали?
– Это у сторожа Соболева надо спрашивать. Днем он дежурил. Никто кроме него и Сагндыка не знает — летали или нет 11 июня днем.
– Второй пилот мог бы воспрепятствовать вылету?
– Ну, второй пилот тоже имеет вес, имеет слово. Что они где-то раньше кого-то катали, такого я от них не слышал. Валера сам был в шоке – где они, почему улетели. Когда поиски шли, он потерянный был, страшно смотреть. Его же и от работы могли отстранить...Очень переживал за пропавших.
– Могли они самолет использовать для дополнительного заработка?
– На химработах пилоты Ан-2 часто халтурят. То привезти что-нибудь, то чье-то поле обработать. Но здесь полей нет.
– Куда могли полететь, как считаете?
– Я думаю, настраивалась в горы. Посмотреть на закате.
– А что могло с ними случиться?
– Он местность не знал – Кашапов. Пилоту все же надо ориентироваться. А он несколько раз полетал по одному маршруту, и все. Раньше он в горах не был. В горах мог заплутать. Говорил: да, у вас тут шибко и сесть-то негде: там лес, и тут тоже. А болото, если не знаешь, что оно здесь, сверху похоже на ровную зеленую поляну.
– Может, неисправность какая случилась в полете?
– Возможно. Они рассказывали про случай в самом конце мая. Во время полета перестало поступать топливо, мотор начал глохнуть. И второй пилот с полчаса, пока летели, подкачивал давление ручной помпой. С ними тогда еще Леонид летнабом летал. Он из самолета вышел бледным. Оказалось, что топливо дало мелкий кристаллический осадок. Поменяли фильтра, погоняли и полетели.
– Много говорят о причастности военных к исчезновению самолета.
– Не исключаю такую версию. У нас тут, бывало, люди говорили, идешь по лесу, а прямо на тебя солдатик с автоматом выходит. Как сейчас, не знаю.
– Были еще самолеты на мониторинге?
– Из Каменск-Уральского ДОСААФ (РОСТО) вроде бы в первые дни июня прибыл самолет Ан-2. Базировался в Сосьве. Экипаж сначала летал на мониторинге лесов, а потом на поисках. Расцветка у самолета такая же, как у пропавшего Ан-2. Поиски вели вначале поблизости от Серова, а потом расширили круг.
...Они долго не планировали летать. А вот улетели...
P.S.
После встречи в редакции, посоветовавшись с родственниками пассажиров Ан-2, один из членов сложившегося клуба комментаторов, Александр Солодовников, открыл в Сбербанке карту Visa.
Карта VISA - в помощь поискам пропавшего Ан-2. Фото Александра Солодовникова.
На эту карту все, кто хочет помочь поиску Ан-2, могут перечислять деньги.
СМС-сообщение о поступивших деньгах будет уведомлять Ларису Маевскую.
Пока не решено – куда и как будут тратиться деньги с этой карточки (их еще нет).
Думаем, что это должен решать совет родителей с участием друзей, возможно, опытных поисковиков, которым доверяют родные и с привлечением того же Александра Солодовникова либо кого-то другого как представителей сообщества сочувствующих и помогающих людей.
Мы приводим скан договора Александра с банком, фото полученной им карточки.
Скан договора со Сбербанком на карту VISA. Фото: газета "Глобус".
Ниже приводим реквизиты карточного счета, на который можно переводить деньги и пропишем порядок перечисления на карту как наличным, так и безналичным путем.
Информация о тех, кто перечислил средства будет закрытой, конфиденциальной и может быть разглашена только с согласия самого человека.
Александр Солодовников открыл счет для перечислений денег на поиск АН-2. Фото Владислава Бурнашева, газета "Глобус".
РЕКВИЗИТЫ для перечисления средств на банковскую карточку " Ан-2-поиск" безналичным путем
Банк
Сбербанк России Свердловское отделение 7003
ИНН 7707083893
Расчетный счет: 47422810816549940001
КПП: 667102006
- БИК: 046577674
- Корреспондентский счет: 30101810500000000674
- Назначение платежа
- Зачисление на банковскую карту № 40817810316543580197 Солодовникову Александру Геннадьевичу на поиск Ан-2.
- НДС не облагается.