Пропавший Ан-2 с конца лета искали и из космоса. Съемку предполагаемого района местонахождения самолета (а это более миллиона квадратных километров) по распоряжению Федерального космического агентства (Роскосмоса) осуществлял
Научный центр оперативного мониторинга Земли. Выяснилось, что был задействован лишь один спутник – «Ресурс ДК», который работал уже третий гарантийный срок, и практически выработал свой ресурс.
Большие надежды возлагались на современный космический аппарат «Канопус», на котором было установлено две камеры. Правда, специалисты оговаривались, первая – цветная камера – могла не помочь, если при падении Ан-2 развалился на части меньше 10 метров: они будут сливаться с землей.
Через вторую черно-белую камеру можно было различить трехметровые предметы. «Канопус» прошел летные испытания, но его так и не успели ввести в работу. Не был запущен на орбиту и третий обещанный спутник – «Ресурс-П».
Между тем, на сайте научного центра оперативного мониторинга Земли вовсю рекламируются новые услуги по поставкам аэрокосмических данных. Государственным и коммерческим потребителям предлагают заказать снимки сверхвысокого пространственного разрешения с американских космических аппаратов QuickBird, WorldView -1 и 2.
Также НЦ ОМЗ готово предложить заказчикам цифровую аэрофотосъемку, которая будет сделана спомощью двух самолетов Ту-134, оборудованных современными цифровыми оптико-электронными камерами ЦАФС 50К550 «Матрица». Тут же уточняется: материалы аэросъемки могут быть использованы для мониторинга чрезвычайных ситуаций, труднодоступных объектов, создание крупномасштабных карт.
Почему эти самолеты с чудо-камерами, способными фотографировать с разрешением на местности до 15 см, не были задействованы в поисках «Ан – 2»? – спросили мы у заместителя начальника НЦ ОМЗ Виктора Шумейко.
– Самолеты «Ту-134» мы арендуем у ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» и ООО «Институт интеллектуальных технологий». И не всегда эти самолеты бывают в наличии, часто они задействованы на своих внутренних работах. С помощью «Ту-134» мы, например, для заказчика проводили съемку зеленого пояса вокруг Москвы. Далеко, на Урал или Сибирь, они еще по нашему заказу не летали. Задействовать их на такие масштабные поиски у нас не получалось. Эти самолеты ограниченного использования. Они нашему центру не принадлежат.
– Если бы поступил заказ от правительства Свердловской области, реально было бы провести съемку предполагаемого места падения «Ан-2»?
– У нас есть специализированные организации, которые занимаются аэрофотосъемкой – это «Меридиан»,
«ВИСХАГИ» («Госземкадастрсъемка»), поверьте – у них больше возможностей. Чтобы привлечь «Ту-134» испытательного центра подготовки космонавтов нужны значительные средства, только за каждый час-полтора полета требуется выложить за керосин порядка полумиллиона рублей.
При поиске самолета Ан-2 аэрофотосъемку местности, помимо небольшого участка, не делали. Проверяли с воздуха и пешим путем. Спасатели наземных групп составили электронную карту поиска. На ней разноцветными квадратами обозначены участки, где прошли спасатели и полицейские за 5 месяцев поиска.
Светлана Самоделова
Карту пешего поиска (несколько вариантов) предлагаем вашему вниманию.
Карта поиска (14.11.12)
Карта поиска на 14.11.12 (завершение поиска).
Серов карта поиска (14.11.12)
Серов карта поиска (14.11)