Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2016 года на должность председателя Серовского районного суда была назначена Юлия Шкаленко.
Юлия Сергеевна родилась в поселке Сосьва. После окончания школы поступила на юридический факультет гуманитарного университета в Екатеринбурге. По окончании обучения была присвоена квалификация юрист.
Срок полномочий Юлии Шкаленко, как председателя Серовского райсуда, 6 лет. Фото: Константин Бобылев, «Глобус»
– Обучалась заочно, 2 ноября 2000 года пришла на работу в Серовский районный суд. Работать в данном суде, в данной системе мне понравилось с самого начала. Хороший дружный коллектив, было у кого перенять опыт. И я решила, что юридическая профессия выбрана мной не напрасно, – вспоминает Юлия Шкаленко. – Я и в школе была чистым гуманитарием, мне нравились история, обществознание. Вся моя трудовая жизнь связана с Серовским районным судом. Первоначально работала секретарем суда, секретарем судебного заседания. Потом работала секретарем у мировых судей, было это когда еще только создавались судебные участки. Затем вернулась в Серовский районный суд на должность помощника судьи, начальником отдела делопроизводства работала. Была назначена на должность мирового судьи 5-го судебного участка и в данной должности проработала 4 года. С 2012 года назначена на должность судьи Серовского районного суда. В этой должности и проработала до 17 октября 2016 года, до выхода указа о назначении председателем суда.
– Помните первое дело?
– Первое дело было в первый же день моего выхода на работу на судебный участок №5. Это было возмещение ущерба от хищения несовершеннолетним. Он похитил телефон, был постановлен обвинительный приговор и уже в рамках гражданского производства потерпевшие взыскивали ущерб.
В качестве федерального судьи, первым было дело в отношении несовершеннолетнего. И подсудимый и потерпевший были несовершеннолетними. Грабеж. Была похищена кофта – открытое хищение чужого имущества с применением насилия. Был нанесен удар, а это уже квалифицирующий признак второй части статьи, и считается тяжким преступлением. У двух подростков был затяжной конфликт, не очень хорошие отношения. И в ходе очередного конфликта, подсудимый решил похитить кофту.
– А какое было самое сложное, громкое дело в вашей практике?
– Наверное, дело по сбыту наркотиков, которое рассматривала в 2015 году. Оно было объемным по преступлениям, было несколько составов преступлений. И по объему доказательств было примечательным это дело. Было непризнание вины и очень большой объем работы был проделан следственными органами – различные экспертизы были проведены, связанные с голосом и так далее. В этом плане было сложным дело. Ну и, конечно, мне очень запомнилось дело уже из моей категории, связанное с подростками. Были осуждены трое подростков по статье 111 часть 4 причинение тяжких повреждений повлекших смерть человека, лицу без определенного места жительства. Дети в возрасте от 15 до 17 лет. Это дело меня поразило своей жестокостью. Мы очень часто с этим сталкиваемся, но, когда проявляют жестокость подростки, это очень больно видеть...
– Каковы тенденции в судебной практике? Каких дел становится больше или меньше?
– Ежегодно идет прирост всех категорий дел: гражданских, уголовных, административных. В плане уголовных идет рост рецидивной преступности. У нас на территории много колоний. Часто бывает такое, что освободившись из колонии, не доезжая до дома, совершают преступление. К сожалению, такие случаи не редки. Увеличивается число так называемой рецидивной преступности среди несовершеннолетних. Хотя к несовершеннолетним понятие «рецидив» в правовом плане не применяется, мы говорим о повторности.
По гражданским делам также рост по всем категориям. Очень большой прирост, если смотреть в динамике по годам.
– С чем это связано?
– Думаю, это связано с тем, что люди учатся защищать свои права. Мы все развиваемся, развивается общество, граждане учатся защищать свои права. В этом нет ничего плохого. А с объемом работы справимся.
– Ведется ли судом какая-либо работа по снижению повторности совершения преступлений несовершеннолетними?
– С апреля 2016 года у нас началась работа по новому направлению. Мы начали тесно сотрудничать с уголовно-исполнительной инспекцией, а именно, с психологом. С сентября работаем не только с осужденными, которые отбывают наказание, психолог подключается уже на стадии поступления дела в суд, чтобы как можно раньше выявить проблему – почему несовершеннолетний вступил на этот путь. Как правило, они сами причину не могут назвать из-за чего это произошло. Выявить эту причину и устранить. И если будет устранена причина, соответственно, не будет повторности. Будет снижен риск деструктивного поведения несовершеннолетнего в дальнейшем. В этой работе принимает участие мой помощник, который закреплен за данным направлением деятельности по работе с несовершеннолетними.
– О каких-то результатах уже можно говорить?
– О результате быстро говорить не приходится. Определенный период должен пройти, чтобы говорить, принесло это какую-то пользу или нет. У нас была набрана группа подростков и с ними проводились тренинги. Пока в данном направлении мы работу приостановили, потому что возникла проблема. Мы пытались определить роль подростка в семье. Но вскрылись такие глубинные проблемы, что с ними быстро не разобраться. Психолог – профессионал. Эти проблемы вскрылись, дети их сами понимали и для них это было новостью, неожиданностью. Из той группы двоим подросткам условное осуждение было отменено в связи с их хорошим поведением, судимость была снята. Из шести двое – очень неплохой результат. Сейчас работу приостановили, чтобы определиться с темой этих тренингов, чтобы глубоко ребенка не задеть. Эти проблемы требуют длительного периода решения. И здесь очень много зависит от законных представителей, насколько они готовы пойти на встречу нам, чтобы помогать своему ребенку.
– Было ли вам когда-нибудь жалко подсудимого?
– Мы же все люди. Жалко. Мне практически всех жалко, потому что причины совершения преступления у всех разные. Очень много преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и хранением наркотических средств. Статья 228 часть 2 от 3 лет лишения свободы – наказание безальтернативное, только лишение свободы. Человек, который непонятно по какой причине вдруг решил попробовать наркотическое средство, взял его в руки, положил в карман – состав хранения имеется.
Люди, которые уже не первый раз попадают в места лишения свободы и проводили там длительный период времени, не в состоянии приспособиться и адаптироваться в современном обществе. С работой – проблема, многие за это время потеряли жилье по разным причина, куда им деваться? С реабилитационными и антикризисными центрами ситуацию на территории нашего города все знают... С человеческой точки зрения этого гражданина тоже можно понять. С точки зрения закона – он совершает преступление, только освободившись из мест лишения свободы. И закон нам прямо говорит, что у человека рецидив и наказание ему должно быть строже, чем впервые совершившим преступление. Конечно, жалко. Просто мы не можем проявлять эмоции. Суд должен быть беспристрастным.
– Сводила вас жизнь с подсудимыми вне зала суда?
– Со взрослыми – нет. С подростками – часто в городе их вижу. Город-то небольшой. Узнают, здороваются. Я их помню всех.
– Что для вас назначении на новую должность?
– Выход указа о назначении воспринялся как осознание большой ответственности, которая ложится на меня. Эта должность – очень ответственная, есть беспокойство, только не в своих силах (в этом не сомневаюсь, привыкла все делать хорошо). В первую очередь мне хочется повысить авторитет правосудия, суда, судебной системы среди граждан. Это – первоочередная задача.
Необходимо также, чтобы наш суд продолжал занимать достойное место среди судов своей подгруппы в области. Коллектив дружный, работоспособный. Какие дела будет рассматривать председатель? Уголовные дела в отношении несовершеннолетних, то есть те, где несовершеннолетние выступают потерпевшей стороной, либо в качестве подсудимых. Как председатель суда, я имею право рассматривать данную категорию дел. И указанное направление деятельности оставляю за собой.
Сказано!
Юлия Шкаленко: «Суд открыт»
– Во время весенней сессии центра «Дар», где занимаются школьники во время каникул, для ребят была организована экскурсия в Серовский районный суд. Дети посетили судебное заседание. Поэтому, если в школах есть желание уроки провести в Серовском суде, мы идем на встречу. Все контакты находятся на сайте суда. Мы всегда открыты для средств массовой информации. Мы всегда готовы к сотрудничеству.