Прочитал в «Областной газете» статью Дарьи Мичуриной «Серовскую драму возглавил... отец Лоренцо» («ОГ» от 29 августа 2014 г.). Ждал, кто из серовчан откликнется на этот газетный материал. Но, увы...
В своем интервью новый главный режиссер Петр Незлученко поделился планами коллектива на предстоящий театральный сезон. Задумки очень интересные и, дай бог, им осуществиться.
Вместе с тем, П. Незлученко высказал свою озабоченность по поводу «утечки» из труппы хороших актеров, к которым он причисляет и Юлию Батурину. Все, наверное, правильно...
Но меня покоробило высказывание нового главрежа в адрес серовских жителей. Цитирую: «... далеко не все жители города ходят к нам на спектакли. У нас даже бытует мнение, что многие серовчане и не подозревают, что в городе есть театр. Наверное, Серовскую драму в области знают лучше, чем в самом Серове!»
Какое неуважение к своим землякам! А если это и действительно так, то в этом, дорогой Незлученко, 90% – ваша вина!
Не хочу огульно хаять театр. В нем работают замечательные актеры. Недаром коллектив постоянно завоевывает дипломы и призовые места в различных конкурсах. Но хочу поделиться своим мнением рядового зрителя с полувековым стажем.
Две возможности привлечь зрителя
Еще будучи студентом, я часто ходил в свой областной драмтеатр. До сих пор помню, хотя прошел не один десяток лет, свой первый спектакль. Это был «Порт-Артур».
На сцене стояла пушка, и мы гадали: выстрелит она или нет? Одни говорили: выстрелит, ведь по Чехову – коль ружье висит на стене и т.д. Другие возражали: как это можно сделать в зале, ведь пушка такая большая, да и пожарники не разрешат. И когда в самом конце спектакля пушка выстрелила (да так громко, что многие зрители от неожиданности попадали с кресел, зал заволокло дымом, запахло гарью), зрители, опомнясь, пришли в неописуемый восторг! Актеров и режиссера долго не отпускали со сцены, бурно им аплодируя.
С тех пор я и «заболел» театром. Стал играть в студенческом театре, которым руководил один из ведущих артистов областного театра.
Закончив вуз, я добровольцем уехал в целинный Казахстан, в поселке вел два драматических кружка: в школе и в поселковом клубе. А приехав в Серов, в своей родной 26-й школе я создал школьный театр. Спортзал в день представления был обычно набит битком, зрители сидели даже на краешке сцены. Нашу работу одобрил даже сам «Хром». Наша дружба с главным режиссером театра П.П. Хромовских началась в день, когда он приехал в нашу окраинную школу с выступлением о театре. Тогда актеры не чурались встреч с населением в школах города и в клубах района. (Вот, кстати, возможность привлечь зрителей в театр).
Будучи избранным заместителем председателя горисполкома, я очень тесно контактировал с руководством театра, помогая в решении многих вопросов. А работая в городском Совете ветеранов, я быстро нашел «общий язык» с тогдашним главрежем Виктором Узуном. Мы договорились, что один раз в месяц ветераны могут посетить бесплатно (!) театр. Зал был обычно переполнен. (Это вторая возможность привлечь зрителя в театр). До сих пор ветераны, любящие театр, вспоминают Узуна добрым словом.
К сожалению, все хорошее быстро кончается. Уехал Узун, ушел я из Совета.
Ветераны подозревают другое...
С приходом Ю. Батуриной в театре появились новые веяния.
Я слышал, что она – режиссер самобытный, многие пьесы «читает» по-своему. Это было интересно, с внучкой мы отправились в театр. Тем более, что ставили моего любимого «Ревизора». Каково же было мое изумление, когда в роли городничего я увидел любимую мной актрису Марианну Незлученко. Сначала я подумал, что это какая-то шутка, режиссерский «розыгрыш». Но нет, и в других мужских ролях играли актрисы... Не выдержав насмешки над классикой, мы после первого действия ушли из зала. В раздевалке уже толпились несколько зрителей, завзятых театралов. Обмениваясь мнениями, мы ушли из ДК.
Правда, я еще один раз ходил на какой-то спектакль, но убедившись, что это новый стиль работы главрежа, я перестал ходить в наш театр. Не ходят и мои внучки, которым я пытался привить любовь к театру.
Вот таким образом, Петр Незлученко, отвращают зрителей от театра...
А вы, новый главреж, говорите, что «многие серовчане не подозревают, что в городе есть театр». Мы, ветераны, подозреваем другое: все эти, с позволения сказать, «новшества» в режиссуре не нравятся пожилым зрителям. А у молодых людей воспитывается не доброта и уважение к людям, а равнодушие и эгоизм. А этого и так немало на экранах кинотеатров и телевизоров.
Поэтому я желаю новому главному режиссеру хорошо обдумать репертуар театра, изучить мнения театралов, особенно – пожилых. И поменьше применять разные «новшества» при постановке спектаклей, особенно – классики. Наладить связь с ветеранами и школами. Тогда все получится.
Удачи тебе, отец Лоренцо!
А. Антонов, Почетный гражданин Серовского городского округа.
Наведем порядок! Петр Незлученко с конца августа – главный режиссер Серовского театра драмы им. А.П. Чехова. Фото: из соцсети «Вконтакте»