С детства я задумывался: почему Якимовых здесь так много? Отговорки, что все мы из одной деревни (кроме Маслово, существовала еще и деревня Якимово) был каким-то «туманным», и сорок лет я ждал, что хоть кто-нибудь об этой, одной фамилии, расскажет. В детстве, когда брал в руки меч-палку, грезилось, что мои предки воевали вместе с Александром Невским.
При Советах коренные жители, бывшие ссыльные о своем прошлом могли лишь шептаться на кухнях, обычно в газетах и на радио хвалились приезжие и коммунисты: «Как нам тут хорошо!» – понятное дело, нужно было поскорее успеть понравиться и приспособиться. Школьников обязывали зачитывать до дыр книжки про Павлика Морозова, так и жили-не тужили, выросли, как все...
Потом ребенку в школе дали задание написать свою родословную. Когда отец сказал мне, что один из наших предков – Н.М. Якимов был купцом первой гильдии – поверил-не поверил: «сказка какая-то». Ведь таких людей знала вся Россия, а тут – тишина. Жители Маслово мало что прояснили и удивили не деревенским, а советским менталитетом (их отсюда высылали недалеко). Историки, работники архивов и музеев в Серове, Верхотурье, Екатеринбурге об этом, вообще, ничего не слышали – такой человек и пропал?
Для верности (может быть, эта «тема» заинтересует кого-нибудь еще?) выждал немного (15 лет), и решил сам вернуть в 400-летнюю историю края напрочь забытые имена и дела своих предков из рода стрельцов, купцов Якимовых – людей со своим царем в голове, на которых когда-то держалась вся Россия. Писал статью, опираясь на родственные чувства, по памяти, оставляя место для читательских раздумий и продолжения, а на днях разыскал еще и старую тетрадь с записями. Поиски репрессированных родственников оптимизма прибавляют мало. Важные подробности жизни купцов, родных братьев, которые знали мой отец и бабушка, делают меня с ними самыми близкими людьми по духу, по крови. Самый главный вопрос, почему и как умер мой дед Степан – я у отца боялся спросить, а он сам на эту тему не распространялся.
Вот эти документальные сведения мне удалось найти в музейных, старинных книгах. Каких-либо упоминаний о купцах Якимовых я там не обнаружил, но узнал тогда «от Словаря» – добрые люди дали на час осторожно полистать эту книгу – о родном крае очень интересные факты.
Славяне, капище, города
В «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии» (автор И.Я. Кривощеков, издание 1910 г.) записано, что «Маслова она же Ивановичи, деревня на реке Сосьва, Усть-Лялинской волости, от уездного города в 62 верстах, уже существовала в 1734-36 годах. Селение это, видимо, основано Верхотурскими стрельцами и посадскими людьми. До появления пароходства на Сосьве население занималось ловлей рыбы, что давало средства к жизни, земледелием, средства к существованию извлекали от подзаводских работ на Сосьвинском заводе, рубкой дров и перевозкой угля с Сотринского углевыжигательного заведения. Части селения носят названия: на Камню, на Заимке, на Горе, Мельничное, или Исаева, Старая деревня. В селении существует земская школа с 1904 года с 80 учащимися».
С появлением Верхотурья в 1598 году, заселение русскими носило и чисто стихийный характер. От тягот властей и за лучшей долей народ шел во все стороны с топором в руках и с мешком за плечами. На новом месте разрабатывали участок дикой местности, возникало «капище», т.е. семейная коммуна.
Покорение и колонизация Сибири шло интенсивно, все население Сибири с 1556 года завоевано к 1901 году.
Строитель Богословских горных заводов М.М. Походяшин в 1777 году по размерам своего состояния приравнивался к первой гильдии купцов, сам одевался как простолюдин, ходил в кафтане с заплатами, в мужицких портках.
В сборнике «Уральские фамилии (автор А. Мосин)» сообщается, по данным переписи 1680 года фамилию Якимов носили верхотурские стрельцы – братья Григорий, Иван, Борис, Леонтий (Лева), Андрей. По-отчеству Яковлевичи и жившие в деревнях Сосьвинская и Верх-Сосьвинская.
Почетный житель Верхотурского уезда, ученый и исследователь Урала Иван Александрович Мухлынин в 1837 году писал:
Спокойным дедовским укладом текла жизнь верхотурцев, потомков стрельцов, ямских охотников, посадских людей и других выкликанцев (добровольцев – автор), как в старину называли переселившихся выходцев из Москвы, Новгорода Великого и других поморских городов... выделялись они щедрыми пожертвованиями на нужды храмов и бедных людей.
«Словарь» и люди
Почетными гражданами Верхотурского уезда становились только редкие и очень, очень заслуженные люди, жившие здесь со своими семьями столетиями, трудились – династиями.
В этом «золотом списке» чиновниками, директорами-«временщиками» и не пахнет. Надеждинцы к 1910 году в него попасть, вообще, не успели: еще не прошли проверку временем. Таких Граждан за 300 лет насчитывалось всего лишь добрый десяток человек, и о своих делах они не кричали на каждом «углу», как это было принято при советской власти и продолжается сейчас.
Сегодня людей раздражает «корпоративная» система присвоения званий «Почетный гражданин города Серова», когда в ряде случаев чиновники награждают себе подобных, «своих». Суетливость, карьера любой ценой, барские замашки и лизоблюдство подчиненных – никогда раньше не были присущи уральцам. Здесь должна быть «примерена» проверенная предками система, «когда горожане подносят звание с уважением...» – например, один Гражданин в 10-20 лет и из семьи, проживающей в Серове не одно поколение.
Времена меняются, и быстро обогатившиеся люди часто не знают по каким правилам жить среди других людей, самый глупый вариант: «на всех – наплевать!» Хорошие сравнения, когда бывшие комсорги, парторги, депутаты «в новых Загородках» отгрохали замки, которые не снились даже директору завода барону Евгению Александровичу фон Таубе с супругой. Они были из обедневшего дворянского рода, после Гражданской войны вернулись на завод, а потом коммунисты сгноили Таубе в концлагере. Баронесса до революции была попечителем женского начального училища и своей красотой и благородством служила для надеждинцев примером для подражания и почитания просвещения, медицины, милосердия.
Получается, правда, что раньше руководители города и завода были совестливее: квалифицированный рабочий получал в месяц до 33 царских рублей (зарплата рабочих в столице – 31-32 р.), начальник Надеждинской полиции, пристав Н. Соловьев – 75. Развернулось строительство частных домов. И все равно народ был недоволен и попадал под влияние забастовочных настроений. Такой здоровый баланс зарплат сохранялся во многом и в застойные, советские годы.
В 21 веке мы очутились в феодально-грязном городишке, где населению отведена лишь участь без устали глотать пыль. Мэрские истории про очередного доброго царя и справедливую королеву со свитой традиционно закончатся под аплодисменты местных чиновников и улюлюкание толпы, перестанут их показывать по телевизору – сразу же всех забудут.
Художественную школу детям обещают построить уже скоро 60 лет! С другой стороны, если этот проект все-таки профинансируют, то милый взгляду «старинный домик» тут же и сгинет. Как говорил Л.П. Моисеев, Почетный гражданин г. Серова, горожанин в третьем поколении: «Умных людей у нас во власти много никогда и не было. Знаю возможности и способности каждого из них, кто умеет красиво говорить, не значит – сделает правильно и красиво. Образованные, коренные серовцы часто отсюда уезжают или спиваются».
«Словарь Верхотурского уезда» хорошо очищает разум, в школе его не изучают. Он уцелел в единичных экземплярах и хранится за семью печатями. В нем – летопись уральской земли, наши корни, сила. Власть боится его, как черт ладана, и поэтому в 30-е годы прошлого века книгу изымали из библиотек, безжалостно рвали на части и сжигали на кострах. Цель коммунистов была лишить местных жителей памяти, смешать их с приезжими, и сделать народ управляемой, безродной массой, поставить Себя надо всеми.
И это им удалось сделать. Но наши земляки уже задумываются над своим и общим прошлым, о будущем, и как пример, люди, уважающие историю родного края, давно знают дни рождения обоих родителей города: Героя А.К. Серова – 2 апреля 1910 года, и Мамы – Надежды Михайловны Половцовой – 10 декабря 1843 года. Что поделаешь, у нас судьба такая – разрываться между двух огней, лишь бы наши сердца не зачерствели, не ожесточились. Восхищаюсь «взлетом» карьеры Серова: за четыре-пять лет дослужился от старшего лейтенанта до генерал-майора! Остается загадкой, почему Гитлер попер на могучий СССР – «страну героев, мечтателей, ученых!» и дошел до Москвы, а не на Англию или США? Подвиг простого русского солдата сейчас пытаются очернить. Дружба власти с Западом за деньги и наши природные ресурсы обернулась для России одними проблемами и нищетой.
Прошлое надо ворошить
Похоже, дореволюционная Россия, со всеми своими плюсами и недостатками, все-таки была русским миром, который у нас отобрали и последние годы серовцы топчатся на месте, стоят на распутье.
В детстве и юности мы еще застали время, как по-настоящему выглядели русские, украинцы, татары.., пережившие принудительную коллективизацию, войну и репрессии, и сейчас этих простых, гордых, добрых и благородных лиц нам не хватает. Помню, встретятся старики на улице, озираются по сторонам, беседуют, с грустью разглядывая «построенный в боях социализм», а потом – новую, непонятную дикую Россию.
В городе таких людей встретишь не часто, народ стал другим – резко поменялся. Горожане советуют: здание администрации города, прокуратуру, ДКМ (имени И.И. Лепсе), «Родину»... освятить.
Недавно разговорился с одной знакомой пенсионеркой – в душе «пионеркой» о Верхотурье, их туда «завод» возил на экскурсию, и серовцам там очень понравилась здешняя, дешевая выпечка. Она меня убеждала, что «когда это все было? Верхотурье сейчас к нам не имеет никакого отношения, и, вообще, не надо ворошить прошлое». Не стал бесполезно спорить...
А для меня, если бы даже Н.М. Якимов и его жена являлись бы просто однофамильцами, земляками, все равно приятно, что такие люди здесь жили.
Масловские гордятся, что до развала Союза в деревне процветал крупный свиноводческий колхоз.
Сергей Якимов.
Над Каквой рекой (Город счастья)
Над Россией моей купола, небеса,
Как надежда, как память вознеслись над землей.
Будет солнце сиять, озаряя кресты,
И серовцы проснутся в лучах доброты.
Нам война не нужна, хватит братских могил,
Неизвестных солдат под Москвою!
Вспомним всех, кто погиб на фронтах той войны,
Защищая страну, не предавших Христа,
Умиравших за мать и за сына.
И поклонимся низко героям своим!
У России моей сотни тысяч дорог –
(трудовых, боевых, за любовь и за правду).
Все они ведут к храму, отчему дому.
Будет город цвести над горной рекой,
И надеждинцы скажут за это
Нам только: «Спасибо!»