Вопросы миграционной политики урегулированы законодательством Российской Федерации. Законом определен порядок въезда на территорию нашей страны и выезда из нее иностранных граждан, установлены основания их пребывания в Российской Федерации.
Исходя из социологического опроса, территория Свердловской области является привлекательной для мигрантов, и занимает пятое место среди субъектов Российской Федерации.
Часть территории города Серова является регламентированной для посещения иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывание таких лиц согласовывается принимающей стороной посредством подачи заявления в отдел ФСБ по Свердловской области в городе Серове. Практика показывает, что большинство иностранных граждан въезжает на территорию нашего города с целью занятия трудовой деятельностью.
Вопросы привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан также урегулированы законодательством Российской Федерации. Эта процедура призвана исключить случаи незаконного нахождения на территории России в качестве трудовых мигрантов, находящихся в международном розыске преступников, лиц, имеющих опасные заболевания и иных категорий граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России. В соответствии со статьей 2.3. КоАП РФ, к административной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушения требований в области миграционных отношений.
Главой 18 Административного Кодекса РФ, а также ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ установлена ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в виде штрафа за нарушение: правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания); представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов. Размер штрафа для физических лиц составляет от 2 до 5 тысяч рублей.
Кроме того, возможно административное выдворение за пределы Российской Федерации. В 2019 году к ответственности за подобные нарушения по Главе 18 привлечено порядка 200 граждан. Выдворено за пределы Российской Федерации свыше 20 нарушителей.
Ответственность за нарушения в области трудовой миграции установлена статьями 18.10, 18.15, 18.17 КоАП РФ. Размер штрафа для физических лиц составляет от 2 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц от 25 до 75 тыс. рублей, для юридических лиц от 400 до 800 тыс. рублей либо приостановление деятельности до 90 суток. В 2019 году по указанным статьям Административного кодекса РФ привлечено 4 граждан.
За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства также несут ответственность приглашающая или принимающая сторона, должностные лица юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства. За это правонарушение законом установлены более суровые санкции.
Для обеспечения соблюдения требований миграционного законодательства, недопущения противоправных действий органами контроля и надзора, правоохранительными органами принимаются меры по профилактике правонарушений в миграционной сфере.
В ходе проведенной в январе 2020 года ОПМ «Лес» на одной из пилорам Серова выявлен иностранный гражданин, работающий без патента, за что он был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.10 КоАП РФ, его работодатель – должностное лицо - привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Статья 322.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства. Максимальный срок наказания по части 1 данной статьи предусматривает до 5 лет лишения свободы. В минувшем году три уголовных дела было возбуждено в отношении граждан за совершение подобных деяний. В случае, если это деяние совершено организованной группой либо с целью последующего совершения преступления на территории Российской Федерации, уголовная ответственность наступает по части 2 статьи 322.1 УК РФ, а размер наказания увеличивается до 7 лет лишения свободы.
Кроме того, граждане РФ при постановке иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в РФ на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановке иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в РФ в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо при постановке иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст.322.3 УК РФ. Максимальное наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок до трех лет. В 2019 году возбуждено, расследовано и направлено в суд свыше 40 уголовных дел по данной статье УК РФ.
За фиктивную регистрацию иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 322.2 УК РФ. Максимальное наказание по статье предусматривает лишение свободы на срок до трех лет. В 2019 году возбуждено, расследовано и направлено в суд более десятка уголовных дел по указанной статье УК РФ.
Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Серовский»
Иллюстрация в
анонсе: Полиция Серова