Вопрос по погашению межтарифной разницы обсудили 17 сентября депутаты и чиновники в ходе заседания комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике Заксобрания Свердловской области.
Долги за ресурс растут как уровень воды при паводке. Того и гляди, коммунальщики в них захлебнутся. Фото: пресс-служба главы Серовского округа.
Законодательство требует платить
По словам начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области Андрея Курьякова, в регионе сложилась крайне негативная ситуация с задолженностью предприятий ЖКХ перед ресурсоснабжающими организациями. Из 6,5 млрд. рублей задолженности за топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) — более половины приходится на межтарифную разницу.
«В 2006 году было введено ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги. Это привело к возникновению разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающих организации. Эта разница, по нашим подсчетам, составляет 3,5 млрд. рублей из суммы задолженности предприятий ЖКХ. Все предыдущие годы эти вопросы решались органами местного самоуправления. В настоящий момент ситуация в корне изменилась.
В июне текущего года были внесены изменения в соответствии с постановлением Конституционного суда. Обязанность возмещать потери теплоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае предоставления им необходимых финансовых и материальных средств из областного бюджета», — заявил представитель прокуратуры членам комитета.
«
Если рванет одна крупная труба — полгорода надо будет эвакуировать»
Заместитель главы Екатеринбурга Александр Высокинский напомнил депутатам, что в 2006 году одновременно перестали субсидировать из местных бюджетов предприятия ЖКХ и ввели нормативное регулирование тарифов. «Уже тогда мы заявляли, что это приведет к коллапсу. За прошедшие годы из предприятий ЖКХ таким образом были вынуты все оборотные средства. Соответственно, средств не хватает — предприятия кредитовались. А сейчас сложилась тупиковая ситуация, когда уже сами ресурсоснабжающие организации не имеют финансов.
Тот же „Уралсевергаз“ говорит: если прокуратура потребует — мы свой вентиль откроем, но положение это не спасет, так как центральный поставщик нам из-за долгов газ не подаст. Мы просто пять лет не решали проблему, как цапли прятали голову в песок и пришли к тому, что в сфере закончилась вся оборотка.
Этот дисбаланс может привести к тому, что мы в принципе не сможем начать ОЗП, потому что те цифры, о которых говорят коллеги, — это „недоремонты“. Мы фактически летом вместо того, чтобы готовить сети к зиме, гасим задолженность из этих средств. И это очень серьезная проблема, что мы входим в ОЗП при большом „недоремонте“ сетей. Ведь если рванет одна крупная труба — полгорода надо будет эвакуировать. Поэтому нам на сегодня необходимо услышать четкую позицию правительства и Заксобрания: когда эти деньги будут. С этой бумагой я пойду к поставщикам, чтобы договориться о реструктуризации задолженности», — заявил представитель муниципалитета.
Потерянные миллионы
Отметим, что некоторые депутаты скептически относятся к проблеме межтарифной разницы. В частности, возникли вопросы относительно анализа прибылей компаний ЖКХ и «вывода» средств, недоверие вызывает и тот факт, что проблема задолженности стоит не во всех муниципалитетах области. Андрей Курьяков пояснил, что проверками установлены факты хищений в сфере ЖКХ, возбуждено 21 уголовное дело.
«По нашим оценкам из 6,5 млрд. лишь 500–700 млн. рублей преступно или неправомерно ушедшие. С нашими подсчетами соглашается и министр энергетики и ЖКХ, и вице-премьер Зырянов. Однако если собрать материалы всех возбужденных дел и доследственных проверок… то, что удалось документально доказать — там даже не наберется 100 млн. рублей. Нет в этом превалирующей роли. Отмечу, что в Челябинской области ведется субсидирование межтарифной разницы из средств регионального бюджета, у них задолженность в настоящий момент — 200 млн. рублей. Однако нельзя сказать, что там „выводят“ средств меньше, что у них иначе. Везде хватает недобросовестных бизнесменов», — отметил представитель прокуратуры.
«Если температура зимой упадет меньше 30–35 градусов, мы не гарантируем, что аварий не будет»
По информации Курьякова, в ноябре 2011 года в соответствии с постановлением правительства свердловской области межтарифную разницу в ряде муниципалитетов погасили, но Екатеринбург в это постановление не вошел. «Те города, которые сейчас имеют наибольшую задолженность — их это постановление не касалось», — подчеркнул представитель прокуратуры.
Высокинский отметил, что администрация Екатеринбурга ждет четкую позицию от региональных властей. «Если область решит, что для городов-доноров полномочия по погашению межтарифной разницы выполняться не будут, а по городам-реципиентам — будут — это будет противоречить действующему законодательству. Не принимать сейчас решения по погашению межтарифной разницы — просто нельзя. Мне сегодня представители предприятий говорят: если температура зимой упадет меньше 30–35 градусов, мы не гарантируем, что аварий не будет. Чем меньше температура воздуха на улицах, тем больше давление в сетях — это уже опасно. Мы (Екатеринбург — прим. ред.) очень большие, не понятно, куда людей выселять. Когда грохнет труба при минус двадцати градусах… Не нужно подменять решение проблемы вопросами о воровстве средств. Мы сейчас взяли кредит под муниципальные гарантии, однако у нас нет на это полномочий. Мы переведем 100 млн. рублей „Уралсевергазу“, но дальше ждем действий областных властей. У нас отсутствует возможность гасить задолженность, а у поставщиков нет денег, чтобы закупить газ», — отметил Высокинский.
Заслушав мнения собравшихся на заседании депутатов, представителей прокуратуры, муниципальных властей, комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политики принял решение предложить комитету по бюджету, финансам и налогам рассмотреть вопрос по погашению из средств бюджета межтарифной разницы на согласительной комиссии по вопросам, связанным с рассмотрением проекта закона об областном бюджете на 2013 год. Председатель комитета Олег Исаков отметил, что в любом случае, вопрос лежит в политической плоскости и принимать окончательное решение — губернатору Евгению Куйвашеву.
Отметим, что, по мнению депутата Дмитрий Ионина, выделить 3,5 млрд. рублей бюджет Свердловской области позволяет. «В бюджет заложены средства для сферы ЖКХ, и муниципалитеты их не израсходовали, потому что не хватает специалистов, которые могут грамотно подготовить документы для получения средств. Вот эти невыбранные деньги можно направить на погашение межтарифной разницы, а поднимать тарифы для населения не имеет смысла», — заявил корреспонденту РИА «Энергетика и ЖКХ» народный избранник.
Соседние регионы проблемой межтарифной разницы не обеспокоены вовсе
Как выяснило РИА «Энергетика и ЖКХ», в соседних регионах ситуация с компенсацией межтарифной разницы иная. Так, власти Курганской области, известной самыми высокими тарифами на ЖКХ в УрФО, заявляют, что в регионе не допускаются финансовые потери ресурсоснабжающих организаций, а, следовательно, компенсировать нечего.
«Установленный тариф является экономически обоснованным, отображает баланс экономических интересов потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов», — сообщили агентству в департаменте государственного регулирования цен и тарифов Зауралья. Возможно, этим и объясняется тот факт, что в самом бедном регионе федерального округа наиболее высокие тарифы на коммунальные услуги.
Между тем, власти Тюменской области вообще не беспокоит проблема финансовых потерь предприятий из-за межтарифной разницы. «Такой практики (погашения за счет регионального бюджета — прим. ред.) нет, поскольку по классификации такие расходы относятся к неэффективным бюджетным расходам, которых мы избегаем, хотя бюджетному кодексу это бы соответствовало», — заявил корреспонденту РИА «Энергетика и ЖКХ» заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин.
Портал "Энергетика и ЖКХ"