Серов
$91,78
98,03
Присоединяйтесь к нам:

“Жить” – у каждого свое”. Пьеса серовского драматурга Катерины Антоновой вошла в шорт-лист конкурса “Цех драматургов”

“Жить” – у каждого свое”. Пьеса серовского драматурга Катерины Антоновой вошла в шорт-лист конкурса “Цех драматургов”
Катерина Антонова родилась и выросла в Серове. Получила два высших образования. Преподает русский язык и литературу. А параллельно с этим занимается драматургией - в ее арсенале три пьесы. Фото: Наталья Минута, предоставлено Катериной Антоновой

В начале февраля проект “Цех драматургов” опубликовал шорт-лист одноименного всероссийского конкурса. В лист попали 11 драматургов и 5 сценаристов. Среди пьес, прошедших конкурсный отбор, произведение серовчанки Катерины Антоновой – пьеса “Жить хочу”.

Как сказано на сайте “Цеха драматургов”, проект осуществляется Городским обществом искусства и литературы (Москва) при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в партнерстве с Российским институтом Театрального Искусства ГИТИС, Театральным институтом имени Б. Щукина, телеканалом НТВ, кинокомпаниями «АМЕДИА», «Каро Продакшн», «АВРОРА ФИЛЬМ» и другими.
– Цель проекта – выявление наиболее талантливых молодых драматургов, которые могут привнести в драматургию что-то новое: свежие сюжеты, свежие методы. И помочь этим драматургам найти себя, отточить мастерство и предоставить культурному обществу готовый драматургический продукт. То есть, цель проекта состоит в том, чтобы из хорошего драматурга сделать очень хорошего. Научить и помочь. Познакомить с культурной прослойкой общества - продюсерами, артистами. Дать мастер-классы, – рассказывает Катерина Антонова. – Нам заранее выдали задания. Мы будем должны познакомиться с некоторыми текстами, выявить какие-то плюсы, минусы – провести определенный анализ
- О чем пьеса “Жить хочу”?
– 1996 год. Поезд, который следует в один из северных городов страны. В вагоне встречаются три женщины разных поколений – совсем юная девушка, женщина средних лет и старушка. У каждой из них - удивительная, уникальная судьба. Друг на друга они не похожи – ни тем, как жили, ни тем, как любили, ни желаниями, чувствами. Абсолютно разные. Они объединены только этим вагоном. Женщины совершенно случайно оказались там вместе. К концу понимаем, что “жить” – у каждого свое. Пускай эти женщины разные, но они жить хотят – так, как считают правильным.
- Почему временем действия выбрали 1996 год?
– Мне кажется, что “лихие 90-е” оставили очень четкий отпечаток в судьбе страны. Отпечаток, который мы несем на себе по сей день. Дух 90-х до сих пор терзает кино и театральное искусство. Очень интересное время именно с точки зрения творческого изображения. 
– Хочется увидеть постановку “Жить хочу” на сцене?
– Думаю, пока нет. Награда за то, что я попала в шорт-лист этого конкурса, – обучение. Хочу пройти его, узнать для себя что-то новое. Может быть, мне захочется отредактировать текст. В конце концов, по итогам обучения пяти лучшим драматургам дадут по миллионному гранту на постановку своей пьесы в московском или региональном театре. Поэтому, может публика и увидит мою пьесу в театральной реализации. Это интересно.
Когда наш театр поставил мою пьесу “Конец февраля”, я наблюдала из зала - не как автор, а как зритель. Смотрела именно спектакль, а не свой текст. Для меня это стало шоком. Ушла с постановки, как пыльным мешком по голове ударенная. Это было здорово. 
На спектакле “Конец февраля” была несколько раз. Больше не пойду, потому что научилась смотреть спектакль как автор. Теперь смотришь и думаешь: здесь можно что-то добавить...
А “Жить хочу”... Мне бы хотелось посмотреть, как это можно реализовать. В постановках других моих пьес я представляла, какие режиссерские ходы могут быть использованы. Здесь мне интересно, какой человек возьмется за постановку, что он в пьесе увидит. Взгляды автора и режиссера – разные. 
– Как сложилось ваше сотрудничество с Серовским театром драмы, который взялся за постановку пьесы “Конец февраля”?
– Всегда очень дружила с нашим театром. Для меня очень важным было мнение бывшего завлита театра Раиды Стрункиной, мнение главного режиссера Саши Сысоева. До этого мы встречались с драматургом Алексеем Еньшиным, который приезжал в Серов, – по его инсценировке поставлен спектакль “А зори здесь тихие”. И мы скооперировались, прошел «слет юных Василис по обмену премудростями». Я упомянула, что есть один текст... Это была первая редакция, еще только черновики. Мэтры посоветовали, что нужно сделать. Отложила текст, потом вернулась. Показала готовый вариант и мне предложили показать его публике эскизным экспериментом. 
Все было воплощено в жизнь, состоялся эскизный показ спектакля, эксперимент – это была иммерсивная форма, которой в Серове раньше в принципе не было. И самым удивительным для нас было, что публика сказала: “Вау”. Благодаря зрительской реакции спектакль из эскизного превратился в полноценный, который идет в репертуаре театра. Мне очень приятно. 
Сегодня я зашла в Instagram. Совершенно незнакомая девушка отметила меня в сториз на фотографиях со спектакля. Она написала: “Это было сильно”. Спектакль идет уже давно, а отзывы - продолжаются. Наша совместная работа с Сашей Сысоевым – получилось здорово.

“Источник вдохновения – сама жизнь”

Катерина Антонова родилась и выросла в Серове. В 16 лет, после окончания школы №22, поступила на филфак Нижнетагильской социально-педагогической академии. Получив первое высшее образование, Катерина вернулась в Серов, где устроилась на должность учителя русского языка и литературы в родную школу. Отработала там три года.
– Потом уехала за вторым высшим образованием, на этот раз в Екатеринбург, – рассказывает Катерина. – Училась заочно в УрГПУ, тоже по филологическому профилю. Обучалась экстерном. Защитила диссертацию, получила красный диплом по специальности «литературное образование». Вернулась в Серов, но уже на другое место работы - обосновалась в Серовском металлургическом техникуме на должности преподавателя русского языка и литературы. Работаю там уже порядка 7 лет.
Катерина вышла замуж. Супруга зовут Илья. У них родилась дочь Анна, которой в январе 2022 года исполнилось 3 года.
– У меня прекрасные родители, старшая сестра. Живем большой дружной семьей. Общаемся. Меня поддерживают, любят, понимают, – улыбается Катерина. 
Работу и семейную жизнь она успешно сочетает с творческой деятельностью. В арсенале у драматурга три пьесы.
– Когда в вас начала проявляться творческая жилка?
– Если сознательно, то лет с 14 – начала писать стихи. Но все стихи получались с очень большим надрывом, болью. Для меня это было очень тяжело морально и, может, физически. Поэтому каждый творческий порыв сопровождался моральным упадком.
К драматургии обратилась в 2018 году – написала пьесу “Пока я здесь”, которая сразу же снискала почет и уважение в достаточно серьезных литературных кругах. Стала лауреатом шорт-листа премии “Любимовка”. Это конкурс молодой драматургии. Свозила пьесу в Москву, там она была поставлена и обласкана критикой. 
Дальше была пьеса “Конец февраля”. Это был 2021 год. По ней наш театр драмы имени Чехова поставил спектакль. Эта пьеса тоже была достаточно успешной, попала в несколько шорт-листов, лонг-листов.
Третья пьеса – “Жить хочу” – “выстрелила” сразу же. Она, как из печки пирожок, сразу же отправилась на конкурс. И буквально через две недели после написания, уже была в шорт-листе.
Эту пьесу я написала буквально за 3 дня - со всей редактурой и прочими моментами. Особо не заморачиваюсь по поводу того, чтобы вынашивать годами сюжет. Это похоже на выстрел - ударило, выстрелило и материал готов.
"Всегда была театральным человеком", - говорит о себе Катерина, рассказывая, как ее жизнь оказалась связана с драматургией. Фото: Раида Стрункина, предоставлено Катериной Антоной 
– Как так получилось, что в 2018 году вы сели за написание пьесы? Что подтолкнуло?

– Всегда была театральным человеком, посещала спектакли Серовского театра драмы, в Екатеринбурге ходила в “Коляда-театр”, в другие театры. Как человеку, который занимается литературой практически на постоянной основе, для меня жизненно необходимо творить. У людей естественные потребности есть, спать, у меня такая потребность - творчество. Мне очень важно зафиксировать мысли. Нашла такой способ рассказать о своем жизненном опыте, переложить жизненные наблюдения.
Сюжет первой пьесы пришел и из каких-то личных, биографических моментов и, из наблюдений, допустим, за жизнью моих учеников из техникума – детей 16-18 лет. Понаблюдав за ними, понаблюдав за собой в том возрасте, пришла к пьесе “Пока я здесь”.
– То есть сюжеты для творчества черпаете из жизни?
- В основном, да. Сюжеты берутся от меня, от окружающего мира.
– У героев ваших пьес есть реальные прототипы? Люди могут себя узнать, прочитав пьесу, посмотрев постановку?
– В некоторых персонажах, прежде всего, узнаю себя. Очень сильна автобиографическая составляющая. В остальном это, скорее, собирательные образы, которые родились на стыке реальной жизни и авторского замысла. Реальных прототипов, как таковых, нет. Может быть, кто-то узнает себя, но без моего умысла - все совпадения случайны. 
– Есть в мировой литературе авторы, которых вы считаете для себя примером, эталоном? Или просто любимый автор?
– Кумира, идеала и эталона нет. Но любимые авторы есть. Если говорить о поэтах, нравится творчество Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова. Из прозаиков нравится Михаил Булгаков. Обожаю его произведения – не только роман “Мастер и Маргарита”, но и “Записки юного врача”, “Роковые яйца”, “Собачье сердце” – нежно любимые мной произведения. Что касается зарубежных авторов, “в любимчиках” Арчибальд Кронин и его достаточно известные произведения “Замок Броуди”, “Цитадель”.
Мне очень нравится их творческий метод, то, как люди реализовали мысли на бумаге.
Из ныне живущих авторов, именно драматургов, выделяю, конечно, Николая Коляду – заслуженного мэтра драматургии. Иван Вырыпаев, Олег Богаев, Василий Сигарев – замечательные ребята.
Из современных прозаиков не могу кого-то определить фаворитом. Я больше по old school.
– Нашим читателям посоветуете читать этих же авторов?
– Не стоит забывать, что наш великий и могучий русский язык начался с «волшебного пенделя» Пушкина. Поэтому все ребята, которые творили в классической манере, являются золотым фондом классической литературы – классику надо знать. Обязательно нужно владеть тем “золотым запасом”, который у нас есть, уметь с ним обращаться, любить его, ласкать и читать.
– У вас есть муза (человек, животное, место)?
– Скорее, нет. Нет такого, чтобы я отправилась на берег реки посмотреть на красивый пейзаж, вдохновиться видами, чтобы что-то написать. Тем более, работаю в жанре современной драматургии. А у современных драматургов, как правило, все плохо (в произведениях – прим. “Глобус”). Мне лучше включить какую-нибудь программу “ЧП” и вдохновиться этим, чем наблюдать за пушистыми овечками.
Источник вдохновения – сама жизнь. Не могу сказать, что если меня что-то впечатлило, то сразу села и написала. Сам процесс необъясним. 
– О чем вы пишете? Каковы основные мотивы творчества? Что вы хотите донести до людей?
– Я думаю, что и последняя пьеса “Жить хочу”, и предыдущие пьесы имеют общую черту – жить, несмотря ни на что. “Жить” – у каждого свое. Идти своей дорогой, не оглядываться назад. Видишь цель – идешь к ней. Жажда жизни, жажда любви к миру, к себе, к людям. Не потерять себя в жизни, остаться целостной личностью – это главное.
- Вы сказали, что на написание пьесы “Жить хочу” потратили три дня? Как шел рабочий процесс?
– Позвонила маме и сказала: “Мам, послушай сюжет”. И быстро по телефону ей рассказала. Она: “Ну да, интересно”. И это “да, интересно” стало для меня стимулом. Пока не потеряла мысль, быстренько все записала.
Ты можешь спать, есть, идти куда-то, выгуливать собаку и внезапно что-то приходит в голову. И ты такой - вау, это можно развить, из этого можно что-то сделать. Идет какой-нибудь прохожий, о чем-то рассказывает по телефону, ты уловил отрывок этого разговора и уложил себе в подкорку – уже шаг к сюжету. Или услышал какое-то интересное имя, новость по телевизору. Катализатором может выступить все что угодно.
Николай Коляда говорит, что драматург – это профессия, вы должны сидеть и непрерывно что-то писать, фиксировать. Да, ты постоянно что-то вкладываешь в память. Потом это всплывает из чертогов разума и становится текстом. Не могу подробно описать, как этот процесс происходит, это похоже на озарение. 
Не сижу бессонные ночи, чтобы все довести до идеала. Просто сажусь и пишу. Написала, читаю, какое-то время правлю.
Катерина не исключает, что со врменем драматургия может 0стать ее основной профессиональной деятельностью. Фото: Наталья Минута, предоставлено Катериной Антоновой
– Бывает, что к вам приходят люди и предлагают сюжет: “Напишите об этом…”?
– Да, подходят люди. Не говорят: “Вот, возьми и напиши”. Чаще просто что-то рассказывают. 
В конце концов, я сама наблюдательная. Иногда даже чересчур.
– Всегда были наблюдательны или эта черта развилась вместе с творчеством? Любите за людьми наблюдать?
– Я не то, чтобы люблю за людьми наблюдать, это просто получается. В конце концов, как в преподавании без наблюдения? Ты - психолог. Работая с детьми старшего подросткового возраста, ты так или иначе слушаешь и видишь, что происходит вокруг. Если совсем от этого всего абстрагироваться, то какой ты тогда преподаватель?
– В современном обществе творческому человеку реально жить только творчеством? Оно может кормить?
– Почему бы и нет? Есть множество примеров ребят, которые занимаются только литературным творчеством. Они пишут и этим живут. Это востребовано. Любая созидательная деятельность может быть достойно оплачена. Нужно найти своего зрителя, слушателя, читателя и ты достигнешь успеха. Писатели, поэты, художники никуда не делись. Они есть. Они живут и зарабатывают. Не исключаю, что когда-нибудь, когда прокачаю свои драматургические “скиллы”, сменю вид деятельности с преподавания на драматургию. Очень люблю и преподавать, и писать – почему бы это не совместить?
– У вас есть творческая мечта, вершина, которую хотелось бы покорить?
– Скажу очень шаблонную фразу – нет пределов совершенству. Когда закончила работу над пьесой “Жить хочу”, отправила ее на несколько драматургических конкурсов. Открыла посмотреть “Цех драматургов” – председатель жюри ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Думаю, куда нам «со свиным рылом в Калашный ряд». А мне через пару недель приходит письмо, что я в лонг-листе. Еще через несколько дней – уже в шорт-листе. 
А первая пьеса “Пока я здесь”... Наобум отправила – может быть, где-нибудь прокатит. А она сразу в шорт-лист “Любимовки” попала. А это о-го-го.
Кто знает, что будет дальше?
– Не хотите про журналистов “Глобуса” пьесу написать?
– Очень надеюсь, что вы будете подкидывать сюжеты. Будете писать, будете говорить: “Ты знаешь, что у нас тут произошло…” А я: “Да, ребят, круто!” И - готовая пьеса. 
Конечно, такой возможности не исключаю. Все возможно в этом мире. 

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных