Маршрут автобуса, который курсирует между Серовом и Краснотурьинском, проходит по улице Октябрьской. Когда-то это была центральная улица города, и называлась Максимовским проспектом. Здесь, в историческом центре Краснотурьинска, находится часовня Александра Невского. Каждый приезжающий в город может увидеть ее через окно автобуса. Здание стоит возле самой дороги.
Часовня в честь святого благоверного великого князя Александра Невского была построена в 1870 году (Так сказано на табличке, что на фасаде здания. В Краснотурьинском краеведческом музее отмечают, что дата постройки доподлинно не известна). Часовня является памятником архитектуры XIX века и объектом культурного наследия регионального значения.
-
Эта часовня была построена после 1861 года, в честь отмены крепостного права. Построена была часовня на пожертвования горожан, прихожан, - рассказывает
Юрий Бочкарев, методист Краснотурьинского краеведческого музея. –
Часовня в честь святого Александра Невского – покровителя Александра II, Царя-Освободителя.
В рамках проекта «Наследие рядом. Культурное достояние уральской глубинки» мы уже рассказали о каждом из семи объектах культурного наследия, которые расположены в Серове. «Глобус» еще вернется к ним на своих страницах. А сейчас мы хотим познакомить вас, читатели, с объектами культурного наследия, которые находятся в соседнем Краснотурьинске. Их три: часовня Александра Невского; здание, где работал профессор Санкт-Петербургского университета, основатель геологического музея Евграф Степанович Федоров (оба – объекты культурного наследия регионального значения); объект федерального значения - дом, в котором в 1859-1867 годах жил Попов Александр Степанович.
«Вѣчной памяти Императору Александру II»
В середине XIX в населенном пункте действовал главный храм Турьинских рудников – Максимовская церковь. Часовня стала вторым культовым сооружением.
Юрий Бочкарев отмечает, что история часовни в первые годы после ее постройки и вплоть до начала XX века, практически не известна.
Юрий Гунгер, директор Краснотурьинского краеведческого музея, в своем труде «Турьинские рудники. Исторические очерки» пишет:
«
Народ высоко оценил содеянное Царем-Освободителем. Уже в 1861 году в Максимовской церкви один из устроенных приделов был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского и в память Императора Александра II (другой придел – во имя святителя Николая Чудотворца и в память Императора Николая I, в 1863 году стены храма украсили живописью). На главной улице селения появилась каменная часовня» (С книгой можно познакомиться
на сайте Краснотурьинского исторического музея).
Часовня описывается в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии», изданной в 1902 году:
«
Каменная, построенная въ память освобожденiя мастеровыхъ отъ обязательныхъ работъ. 8 Марта, въ день освобожденiя, съ крестнымъ ходомъ послѣ литургiи къ этой часовнѣ, гдѣ положено совершать благодарственный молебенъ с водоосвященiем и съ провозглашенiемъ вѣчной памяти Императору Александру II. Бываетъ еще крестный ходъ на кладбище, совершаемый 14-го Сентября въ память прекращенiя распространившейся въ 1814 г. сильной смертности среди жителей Рудниковъ» (Книгу в электронном виде можно почитать
на официальном сайте Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского).
Часовню в первозданном виде можно увидеть на черно-белом снимке конца XIX века.
В начале XX века известным уральским фотографом Вениамином Леонтьевичем Метенковым было издано несколько серий почтовых открыток. В серии «На Уралѣ» есть снимок «Главная улица въ Турьинскихъ рудникахъ». На цветной фотографии – Максимовский проспект. Центральный объект – часовня Александра Невского. Сделан снимок был в 1909 году.
В первозданном виде часовня просуществовала около 50 лет.
-
В 20-х годах с часовни сняли купол, сняли крест. В советские годы на протяжении какого-то времени часовня была заброшена. В 30-х годах здесь располагалась парикмахерская. С 40-х годов здесь была трансформаторная будка. Часовня была изуродована – к ней шли провода, здесь были трансформаторы. Окна были заколочены, - рассказывает методист Краснотурьинского краеведческого музея.
«Люди жаждали веры»
Восстановлена часовня была только в конце XX века. С новой эпохой в истории культового сооружения связаны два имени.
-
Николай Миронович Тишкин, первый секретарь горкома Краснотурьинска. Именно ему принадлежит идея восстановить часовню, - говорит
Юрий Андреевич. -
В начале 80-х годов Николай Миронович предложил эту идею Валерию Викторовичу Пластинину (был такой заведующий отделом культуры). Они начали восстанавливать часовню и потратили на это 8 лет. Окончательно она была восстановлена в 1988-1990 годах.
Валерий Пластинин родился в 1947 году в Краснотурьинске. Работал слесарем на Богословском алюминиевом заводе. В 1981 году
Валерий Викторович закончил высшую партийную школу. После чего работал заведующим отделом культуры горисполкома Краснотурьинска, секретарем по идеологии Краснотурьинского горкома партии. С 1990 года работал заместителем начальника Управления культуры Свердловского облисполкома. С 1998 года - заместителем министра культуры Свердловской области. С мая 2007 года - первым заместителем министра культуры региона. В мае 2010 года покинул должность, в связи с выходом на пенсию.
-
Читаешь воспоминания Пластинина, и там говорится, как в 90-х, с падением Советского Союза, с приходом демократии, люди жаждали веры. Громкие слова, пафосные выражения – возрождение веры и так далее. Люди с трепетом к этому отнеслись. Горожане жертвовали на восстановление часовни – порядка 70 тысяч было пожертвовано горожанами, - рассказывает
Юрий Бочкарев. -
В восстановлении принимало участие много организаций – и городских, и Екатеринбурга. Крест был отлит компанией из Екатеринбурга «Уралцветметремонт». Трест «Базстрой» реставрировал кладку. В реставрации участвовал московский архитектор, к нему обратился Пластинин. Пластинин пишет в воспоминаниях, что подключилась лучшая бригада каменщиков Краснотурьинска. Они какие-то время поработали. Была какая-то очень хитрая кладка. Сказали: «Браться - только портить». Нужен был архитектор.
«Она проявлялся вновь и вновь…»
В 2004 году был издан справочник «Краснотурьинск: малая краеведческая энциклопедия» (ред.-сост.
Степанова И.П.). В справочнике приведены воспоминания
Пластинина:
«
Много лет стояла она заброшенной, с заколоченными дверями и окнами. Лик святого на ее восточной стороне потемнел и едва проглядывал сквозь набелы. Через деревянную обветшавшую крышу, местами покрытую мхом, проросли две березки. Одна из стен была изуродована металлической конструкцией с разбитыми изоляторами и свисавшими проводами.
В начале 80-х гг. первый секретарь горкома партии Н. М. Тишкин пригласил меня, заведующего городским отделом культуры, на беседу и рассказал о том, как ему, молодому когда-то руководителю городской комсомолии, горком партии поручал организацию субботников по соскабливанию с остатков часовни изображения Александра Невского.
- И сколько мы его не скоблили и не забеливали, она проявлялся вновь и вновь, - с некоторым недоумением сказал Николай Миронович.
- Так мне что, идти доскабливать? - уже догадываясь, о чем дальше пойдет речь, спросил я в шутку.
- Вам часовню восстанавливать, - подвел итог разговору секретарь.
И снова пришли люди к часовне на субботник, на этот раз не крушить и не скоблить, а очистить от годами копившейся грязи. Стали думать: с чего начать, как приступить к восстановлению памятника русской истории и архитектуры, с которым так неразумно и варварски обошлись наши предки. Еще долгих восемь лет ждала часовня, когда поднимется на ней купол с золоченым крестом.
Пытались сначала привлечь к реставрации специалистов из столицы.
- Поскольку часовня является памятником местного значения, ждите, когда до вас руки дойдут, или восстанавливайте ее своими силами, - похвалив за радение, вежливо отказали титулованные реставраторы.
Взялась было за работу знаменитая в ту пору в городе бригада каменщиков В. Панькова, но проработав несколько дней, отказалась. Сказали мужики, что кладка на часовне особая и что без грамотного, знающего архитектора им эту работу не поднять, а халтурить на таком объекте им совесть не позволяет.
Стал я уже секретарем горкома партии, забот добавилось, но мысли о восстановлении часовни не давали покоя. Как-то будучи в командировке в Москве, встретился со старым приятелем-архитектором, создателем двух городских памятников. Евгений Георгиевич Ефремов оказался как раз тем, кого так долго ждала часовня.
Каждый день стали происходить события, приближающие час ее воскрешения. Вот появились леса, и строители приступили к ремонту фасада. Другие умелые руки занялись каркасом купола. И, что совсем уж было невиданным по тем временам, на одном из предприятий мастера начали отливать четырехметровый крест. Работали истово и бескорыстно, без принуждения и понуканий, удивляясь самим себе и удивляя горожан. Не было в городе в те дни другого строительного объекта, который бы так притягивал внимание. И вот, наконец, как символ покаяния и возрождения новой России над городом впервые за шестьдесят с лишним лет засиял золоченый православный крест, проделавший длинный путь из Екатеринбурга. И вновь стал ясен лик святого князя Александра Невского».
Первая реставрация часовни прошла в 80-х годах XX века. Вторая - в 1995-1996 годах. Руководителем работ и автором проекта был московский архитектор
Е.Г. Ефремов. Часовню восстанавливали на средства предприятий города.
В марте 2000 года часовня стала действующей. Действует она и по сей день.
Охраняется государством
В 2003 году был выпущен «Путеводитель по городу. Завод и город 60 лет», В брошюре есть подробное описание часовни. Высота – 15,5 метра. В плане – 6,8 на 6,8 метра.
«
Фасады всех четырех стен завершаются полуциркулярными фронтонами, по которым устроена кровля. Украшение фасадов полукруглые пилястры. Окна имеют стрельчатое завершение и ажурные решетки, подоконники украшены квадратными нишами. Цоколь профилирован и имеет вынос от плоскости стен. Над четвериком возвышается восьмерик, перекрытый шатром и завершающийся главой с крестом. Часовня выложена из кирпича, скрепленного цементно-известковым раствором».
«Изюминка» часовни – уникальная фреска. Но в наши дни посмотреть на нее нельзя.
-
Это уникальная фреска XIX века. Написана она еще по старой технологии, - говорит
Юрий Бочкарев. -
Дело в том, что эту фреску нужно реставрировать. В советские годы фреску постоянно забеливали, перед октябрьскими праздниками. И каждый год она проступала. Ее и соскабливать пытались и что только не делали – фреске все было ни по чем. Так как фреска не отреставрирована, чтобы законсервировать ее закрыли щитом. На щите изображение Александра Невского, которое копирует фреску.
Щит с изображением фрески появился на часовне в сентябре 2000 года. Копию фрески на щите написал художник
Владилен Микушин, заслуженный работник культуры.
Владилен Федотович родился в 1939 году, в селе Будка Свердловской области. Окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института. Учился у Геннадия Крапивина, Владимира Маркина, Михаила Крамского, Василия Ушакова, Льва Перевалова, Василия Караваева. Микушин в 1975 году основал Краснотурьинское художественное училище, и был его первым директором.
Помимо щита, закрывающего фреску, на часовне есть табличка с гербом Свердловской области: «
Объект культурного наследия областного значения Часовня Александра Невского XIX век (построена в честь отмены крепостного права в 1870 году на средства рабочих Турьинских рудников). Памятник истории регистрационный номер 661710821340005. Охраняется государством».
Объектом культурного наследия часовня была признана в 1991 году, когда Исполнительный комитет Свердловского областного совета народных депутатов выпустил решение №75 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области». Часовня Александра Невского значится в списке под номером 1013.
Материал подготовлен при сотрудничестве с Краснотурьинским краеведческим музеем.
«Глобус» продолжает реализацию краеведческого проекта «Наследие рядом. Культурное достояние уральской глубинки». Если вам есть что рассказать журналистам, то позвоните в редакцию по телефону: 8 (34385) 3-82-41. Или пишите на электронную почту: kb@serovglobus.ru.
Все публикации проекта можно найти по тегу "Наследие рядом. Культурное достояние уральской глубинки".