Летом 2016 года Марина Малмыгина приобрела туристическую путевку. Серовчанка хотела, чтобы ее семья отдохнула в Тунисе. Планы реализовать не удалось. Отдав за тур больше 80 тысяч рублей, женщина в результате осталась и без отдыха, и без денег. Правда, часть суммы вернуть удалось.
- 17 августа 2016 года мы купили путевку в Тунис на 10 ночей, - рассказывает Марина Юрьевна
. - Путевку приобрели в агентстве “Интур-С”. Тем же днем путевка была оплачена, квитанция прилагается. Номер заявки, подтверждающей тур, нам так и не выдали. В течение года ходили, спрашивали, узнавали. А нам все - завтра, завтра, завтра.
В договоре указано, что
Марина Малмыгина и ее родственники должны были 10 дней провести в трехзвездочном отеле El Mouradi Cap Mahdia.
Октябрь 2016 года. День вылета
Вылет не состоялся. Марина Юрьевна отправила письмо в ООО «Пегас-Туристик», в котором указала, что уже писала в компанию в августе, но ответа так и не получила.
«
Уважаемый туроператор «Пегас-Туристик», сегодня 06.10.2016 г. должен состояться мой вылет в страну Тунис, но турагентство «Интур-С» не предоставило никаких документов на вылет. Аргументируя тем, что туроператор «Пегас-Туристик» присвоил наши денежные средства в размере 81 650 рублей себе. Прошу разобраться в сложившейся ситуации и дать письменный ответ на фирменном бланке с соответствующими подписями и печатями», – писала женщина.
Марина Юрьевна показывает ответ от ООО «ПЕГАС Екатеринбург» – на фирменном бланке, с подписью директора и печатью. Датирован документ сентябрем 2016 года.
«
В ООО «ПЕГАС Екатеринбург» туристские услуги для вышеуказанных туристов от ИП Непочатов К.С. (туристическое агентство «Интур-С») не бронировались и не оплачивались», – отмечается в письме.
Два дня спустя...
- То у них наводнение, то не принимают, то революция. Ждите, ждите. В конечном итоге сказала, что мне не нужна путевка, верните деньги. Отпуск на заводе не перенесут, да и ребенок в школе учится, - вспоминает
Марина Малмыгина.
- Сначала нас кормили “завтраками”. Потом я пошла в полицию и написала заявление. С молодым следователем и с автоматчиками приехали в офис к ней (турагенту - прим. “Глобус”)
. Она испугалась и выплатила часть денег.
С заявлением «по факту противоправных действий со стороны менеджера турагентства «Интур-С» Марина Юрьевна обратилась в полицию 8 октября, через два дня после того, как должна была вылететь на отдых, но осталась дома. Полиция вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Документ датирован тем же днем, 8 октября 2016 года.
В постановлении говорится, что 17 августа 2016 года
Марина Малмыгина обратилась в агентство «Интур-С», где заключила договор на поездку в Тунис. Женщина внесла предоплату – 64 500 рублей. На следующий день, 18 августа, она внесла доплату – 17 150 рублей. Все коммуникации проходили с менеджером
Натальей Е..
Поездка в Тунис должна была состояться с 6 по 16 октября 2016 года.
В полиции Марина Юрьевна пояснила, что после того, как стало известно об отмене поездки, она попросила менеджера вернуть деньги, на что та ответила отказом и предложила оформить поездку в другую страну. Марина Юрьевна отказалась, посчитав, что менеджер совершила «мошеннические действия», и пошла в органы.
Наталья Е. объяснила полиции, что «от центра бронирования туристических поездок «Трэворти» до 06.10.2016 г. не поступили документы на туристическую поездку Малмыгиной М.Ю.». В связи с этим, по словам менеджера, поездка и не состоялась.
В постановлении также собщается, что в день обращения в полицию, 8 августа, несостоявшаяся туристка и менеджер договорились о возврате денег.
Наталья Е. выплатила Малмыгиной 5 тысяч рублей и до 8 ноября 2016 года должна была вернуть клиентке оставшиеся 76 583 рубля.
В результате
Марина Малмыгина претензий к
Наталье Е. не имела (так сказано в постановлении) и просила «прекратить все разбирательства по ее заявлению».
Поэтому в возбуждении дела было отказано.
Спустя 5 месяцев...
В марте 2017 года
Марина Малмыгина направила претензию в адрес индивидуального предпринимателя, на которого работала менеджер
Наталья Е.. С момента обращения в полицию женщина смогла вернуть лишь часть суммы, уплаченной за несостоявшуюся поездку.
«
После неоднократных устных обращений в Ваш адрес, нам была выплачена часть оплаченной за тур суммы в размере 56 000 рублей (пятьдесят шесть тысяч рублей). Оставшуюся сумму 20 853 рубля (двадцать тысяч восемьсот пятьдесят рублей), Вы обязались выплатить до 15.11.16 г., на сегодняшний день сумма не выплачена», – писала
Марина Юрьевна.
Малмыгина требовала в срок до 1 апреля 2017 года выплатить оставшуюся сумму и сверх этого выплатить 743,4 рубля компенсации «за консультативные услуги по составлению претензии».
Деньги, по словам Марины, выплачены не были.
Октябрь 2018 года
Серовский районный суд вынес приговор менеджеру «Интур-С»
Наталье Е., которая обвинялась в совершении нескольких эпизодов мошенничества, связанных с причинением значительного ущерба потерпевшим.
Первые жалобы на деятельность подсудимой поступили в редакцию «Глобуса» в ноябре 2017 года. Наш читатель
Олег Гусев вместе с семьей хотел посетить Турцию. Мужчина заплатил за путевку, но отдал, но так никуда и не улетел. Следующее обращение в редакцию поступило по следам первой публикации.
Ольга Илюхина рассказала, что в феврале 2017 года ее дочь хотела посетить Тайланд, воспользовавшись услугами «Интур-С». Поездка сорвалась, но деньги за путевку удалось вернуть.
Сама
Наталья Е. говорила, что все жалобы – происки конкурентов. А в декабре 2017 года полиция Серова возбудила уголовное дело по заявлению пострадавшей от действий «Интур-С» жительницы города. Позже поступала информация, что претензии к менеджеру предъявляют 17 человек.
Обвиняемая скрывалась и была обнаружена полицией в Краснодаре.
Суд признал менеджера виновной в мошенничестве и приговорил к 3 годам лишения свободы в колонии общего режима без штрафа и последующего ограничения свободы.
Защита подала апелляционную жалобу в Свердловский областной суд, который изменил приговор. В частности, отбывание наказания в колонии общего режима было заменено на отбывание в колонии-поселении.
Из описательно-мотивировочной и резолютивной частей приговора были исключены: попытка
Натальи Е. скрыться от органов следствия и суда; при назначении вида исправительного учреждения - “
недобросовестное поведения после совершения преступлений, отсутствия попыток возместить ущерб потерпевшим, попытки скрыться от органов следствия, уйти от уголовной ответственности”.
В апелляционном постановлении Свердловского областного суда также сказано, сколько средств в каждом из эпизодов было похищено подсудимой:
“...
приговором суда (...) признана виновной и осуждена за 17 мошенничеств, то есть хищений путем обмана денежных средств потерпевших Я. в размере 138 860 руб., Э. в размере 118 792 руб., Г. в размере 218 968 руб., С. в размере 79 300 руб., Ц. в размере 99 500 руб., Ю. в размере 94 670 руб., Ф. в размере 72 700,4 руб., Ж. в размере 60 700 руб., П. в размере 44 380 руб. и Ю. в размере 44 380 руб., В. в размере 46 500 руб., И. в размере 47 200 руб., Ш. в размере 46 540 руб., Х. в размере 30 781,77 руб., Щ. в размере 35 154 руб., У. в размере 37 244 руб., Ч. в размере 118 700 руб., Р. в размере 38 900 руб”.
Деньги не вернуть?
Помощник Серовского городского прокурора
Оксана Инютина рассказала, что нужно делать людям, оказавшимся в ситуации, подобной положению
Марины Малмыгиной, чтобы вернуть свои деньги.
- В адрес ИП нужно написать претензию, в которой необходимо прописать, что был заключен договор на оказание услуг, сумма оплачена по договору в полном объеме, а услуга не оказана. В претензии указываются требования - например, вернуть денежные средства и предоставить ответ на претензию в определенный срок. Если ответа на претензию нет, возврата денег нет или получен ответ на претензию с отказом в возврате средств, то есть два варианта дальнейших действий: обращение в Роспотребнадзор и обращение в суд, - пояснила Оксана Витальевна.
В ситуации с путевкой
Марины Малмыгиной вариант с обращением суд отпадает, так как истек срок исковой давности по делам гражданского судопроизводства. Он составляет три года. С момента спора прошло практически четыре.
Обращение в Роспотребнадзор в данной ситуации тоже не поможет. По словам главного специалиста-эксперта Серовского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
Павла Сиволина, сроки давности тоже прошли.
- В такой ситуации срок давности - один год с момента заключения договора, - отметил Павел Валерьевич.
Что делать, если коронавирус помешал отпуску?
Павел Сиволин отмечает, что в связи с пандемией коронавируса увеличилось количество обращений туристов, которые остались без денег и отдыха.
- Обращения идут такого плана: деньги заплатили, тур отменили, попросили вернуть деньги, их не возвращают, - отмечает
Павел Валерьевич.
- Многие граждане зимой, весной заключали договоры, бронировали туры. Люди до последнего ждут, что поездки все-таки состоятся. И когда поездки отменяются, несостоявшиеся туристы обращаются к нам. Все подобные обращения мы перенаправляем в консультационный пункт по защите прав потребителей, к специалисту Татьяне Алексеевне Чучкаловой. В консультационном пункте людям помогают подготовить претензии, направить в суд иск. Как правило, люди больше обращаются по телефону. Либо приходят на личный прием. Жалобы пишут единицы. Мы разъясняем процедуру. Граждане либо пользуются услугами консультационного пункта, либо в частном порядке идут в суд. Так бывает, если человек юридически подкован. Образцы претензий и исковых заявлений размещены на сайте Управления Роспотребнадзора, люди могут самостоятельно посмотреть, что и как пишется.
Если вы попали в подобную ситуацию, за помощью можно обратиться в консультационный пункт Серовского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области по телефону: 8 (34385) 6-50-70.