Серов
10 °C
$92,13
98,71
Присоединяйтесь к нам:

Серовские школьники побывали на пробной краеведческой экскурсии на станции Вагранская

Серовские школьники побывали на пробной краеведческой экскурсии на станции Вагранская
С историей школьников знакомил Владислав Завальнюк. Фото: Анна Куприянова, "Глобус"

В субботу, 21 января, серовские школьники побывали на пробной краеведческой экскурсии на станции Вагранская. Она посвящена истории железной дороги. 

Сбор участников экскурсии назначен на 15.45 на площади железнодорожного вокзала. К этому времени подошли ученики 9 класса школы №14 и сопровождающие взрослые. Данная компания станет первым участником краеведческой экскурсии. 

Станция Серов

Экскурсия началась в билетных кассах вокзала. Как признались школьники, для многих покупка билетов и поездка на поезде проходит впервые. По задумке организатора экскурсии Владислава Завальнюка, на электричке предстояло доехать до станции Вагранская. Заветные билеты в руках. В зале ожидания школьникам рассказали, что входит в программу поездки. Экскурсантам предстояло внимательно слушать рассказ Завальнюка и полученные знания применить в викторине, которая состоится в завершении поездки.
Владислав Завальнюк - человек, который увлекается историей. Для экскурсии мужчина подготовил наглядные материалы, это поможет школьникам иметь представление о чем рассказывает гид.  
- Состоится пробная экскурсия по станции Вагранская. Узнаем историю возникновения поселка, как он сохранился. Увидим, в каком состоянии находится. Посмотрим на водонапорную башню, которая является памятником культурного наследия Свердловской области. Предстоит историко-краеведческая познавательная экскурсия и викторина по краеведческой тематике, - озвучил собравшимся мужчина и начал рассказывать об истории создания вокзала в Надеждинске (так прежде назывался Серов).
В здании вокзала сохранились камеры хранения. Фото: Анна Куприянова, "Глобус"
Вокзал построили в 1905 году, открыли в 1906. Поезд состоял из одного паровоза и семи пассажирских вагонов третьего класса, - рассказывая исторические факты, экскурсовод подкреплял слова фотоснимками минувшей эпохи. - Вокзал - интересный объект, здесь размещалась багажно-кассовое отделение, зал ожидания для пассажиров первого и второго классов, и находилась ламповая. 
На этом моменте Владислав взял паузу и предложил школьникам поразмышлять, для чего было предназначено помещение. Собравшиеся не смогли найти ответа на вопрос.
- Электрического освещения тогда не было, были керосиновые лампы. Эти лампы заправляли в специальном помещении – ламповой, - подсказал экскурсовод. - Центральная башня вокзала была красного кирпичного цвета. В 2006 году была реконструкция, деревянные крылья были снесены построена новая конструкция. Наш вокзал является братом-близнецом вокзала Верхотурья. Они построены по одному и тому же проекту Санкт-Петербургского архитектора. 
Показывая портфолио, Завальнюк продолжил знакомить собравшихся с историческими фактами. 
- В здании вокзала была багажная кладовая, в которой хранились посылки, крупногабаритный груз, на ночь кладовая закрывалась. Такие сооружения можно было увидеть на станции Лобва, - увлеченно рассказывает Владислав. - Водонапорная башня сохранилась в рабочем состоянии. В любой момент можно пригнать паровоз и его заправить. Паровозом назывались сухопутные пароходы и двигались они по колесопроводам, - тут экскурсовод предложил собравшимся блеснуть знаниями и ответить на вопрос: что такое колесопровод. Школьники уже смелее начали предполагать и озвучивать свои варианты. - Колесопроводами назывались рельсы. Сама железная дорога называлась чугункой, так как рельсы первоначально изготавливались из чугуна. Потом их стали прокатывать из железа, теперь их "катают" из стали. 
Железнодорожный билет на пригородный поезд. Анна Куприянова, "Глобус"
Рассказ пришлось прервать, до отправления электропоезда оставалось 10 минут. Дети с сопровождающими сели в вагон. Поезд тронулся. Контролер начал проверят билеты у пассажиров. Владислав показал школьникам и работнику железной дороги, какие были билеты в Советском Союзе и объяснил, чем отличаются билеты в поездах дальнего следования и пригородных. Мужчина показал небольшого размера картонную карточку коричневого цвета, детский билет, по словам экскурсовода, отличался цветом.
За окном мелькали деревья, из динамиков периодически были слышны названия остановок.

Следующая остановка - станция Вагранская

Поезд прибыл на станцию Вагранская, оставил школьников на перроне, уехал дальше. 
- В исторических записях 1910 года встречается упоминание об этом месте. «Станция Вагранская находится в достаточно глухом таежном месте, трудно проходимом. Всего несколько станционных построек, дома рабочих и два дома лесника Надеждинского лесничества», - зачитал гид и продолжил своими словами. - Больше ничего здесь до революции практически не было. Сегодня это небольшой поселок, постоянно проживает порядка 70 человек. Летом численность увеличивают дачники. Жизнь кипит. 

Станция Вагранская практически не изменилась, примерно так здание выглядело больше 100 лет назад. Фото: Анна Куприянова, "Глобус"
По словам экскурсовода, рождение поселка связано со строительством Богословской железной дороги.
- Почему дорога Богословская? Считается, самая первая частная железная дорога на Урале. Она построена Богословским горным обществом в период с 1902 по 1906 годы. Общество находилось в Богословске, ныне этот город носит название Карпинск, - Владислав Валерьевич дал пояснение и этому названию. - Скорее всего, нарекли в честь одного из красивейших храмов Северного Урала - церковь Иона Богослова. 
Экскурсовод вернулся к теме разговора и продолжил рассказ.
- Общая протяженность железной дороги - 194 километра. Она соединила станцию Гороблагодатская со станцией Надеждинский завод. Мы сейчас проехали 28 километров, на это понадобилось около 30 минут. В 1916 году расстояние от станции Гороблагодатская до Надеждинска поезд преодолевал за семь с половиной часов. Поезд ехал достаточно долго.
На фоне темнеющего неба виден силуэт водонапорной башни.
- Водонапорная башня на станции Вагранская считается самой красивой башней на Серовской магистрали. Она построена в 1906 году, сейчас башня не действующая, - пояснил школьникам гид и рассказал, как проходил забор воды. - Был проложен подземный водопровод. По центру башни стоял большой бак с водой, паровозы подъезжали к башне. Через специальный рукав они заправлялись водой. Башни строились через каждые 30-40 километров. Всего на перегоне от Надеждинска до Гороблагодатской - 7 штук. Большинство и поныне в исправном состоянии. В Серове примерно до 2000 года заправочный поезд ходил, затем построили специальную магистраль и потребность в заправочном поезде отпала.
Воднонапорная башня на станции Вагранская. Фото: Анна Куприянова, "Глобус"
Историческим объектом на территории станции можно считать одноэтажный деревянный дом. В нем, по данным экскурсовода, размещалась казарма путейцев. Подобное здание, отмечает Завальнюк, можно увидеть в Серове.
- Перед нами бывшая казарма путейцев, сейчас это жилой дом. В нем достаточно много помещений. Была комната мастера, комната путейцев, сушилка, где путейцы сушили одежду. Была комната сторожа и комната для складирования всевозможных железнодорожных инструментов. Первоначально предназначение казарм – для проживания железнодорожников, - дополнил Владислав Валерьевич.
Темнело. Экскурсия закончилась. Группа школьников направилась в лес по Малой Вагранской тропе. Протяженность маршрута - около двух километров. На середине пути будет сделан привал, где разведут костер и состоится легкий туристический ужин.
Ужин на Малой Вагранской тропе. Фото: Анна Куприянова, "Глобус"
Прогулка на свежем воздухе закончилась. Школьников ждал горячий чай в кафе, расположенном неподалеку от Вагранской тропы и квиз "Уральское путешествие". Вопросы к познавательной викторине создавали сотрудники Центральной городской библиотеки имени Д.Н. Мамина-Сибиряка. Внимательные слушатели экскурсии без труда могли ответить на вопросы. Квиз состоял из четырех раундов. Вопросы демонстрировались на экране, Лариса Золотова, хозяйка кафе, зачитывала задания вслух. Участники викторины записывали ответы на опросных бланках. 
Пока шло подведение итогов квиза, школьники подкрепились пирожками с чаем. Победителями стали все, главной задачей взрослых было рассказать детям в увлекательной форме об истории родного края.
Иллюстрация в анонсе: Анна Куприянова, "Глобус"

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных