Серов
-1 °C
$92,51
98,91
Присоединяйтесь к нам:

Серовчанин хочет засудить Сбербанк на 120 тысяч. Виной - комиссия за пересчет монет

Серовчанин хочет засудить Сбербанк на 120 тысяч. Виной - комиссия за пересчет монет
Житель Серова обратился в мировой суд, чтобы взыскать со "Сбербанка" моральный вред и заставить учреждение отменить комиссию за пересчет мелочи. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

В июле 2017 года житель Серова, который просит не называть свои данные в СМИ, назовем его Александром, заключил кредитный договор с ПАО “Сбербанк России”. 

Деньги для оплаты кредита Александр вносит на ссудный счет, постепенно накапливая их для очередного взноса.
- Часть заработной платы часто получаю мелочью - монетами по 2, 5 и 10 рублей, — эти монеты Александр несет в отделения “Сбербанка”, работающие в Серове. Признается, что мелочи рады не везде. - Ее же нужно считать, а специальный аппарат для пересчета монет, бывает, что и барахлит. 

Мелочь облагается комиссией

Александр говорит, что с 1 марта 2021 года в отделениях “Сбербанка” ввели новые комиссии за пересчет монет. При внесении физическими лицами средств на свои счета, вклады, дебетовые карты комиссия составляет 1,5 процента, но не менее 100 рублей за операцию. 
- Комиссия за прием мелочи, насколько я знаю, существует и в других банках. Но, по моим данным, в “Сбербанке” она достаточно крупная, — мужчина подчеркивает, что ссудный счет у него в “Сбербанке”, поэтому до других банков ему особого дела нет. 
Александр, который пару раз в месяц пополняет счет мелочью, считает, что комиссия, предусматривающая дополнительные платежи, ущемляет его потребительские права.
- 17-я статья закона “О защите прав потребителей” указывает, что защита прав потребителей осуществляется судом, — отмечает мужчина.
Он обратился с иском в мировой суд. Копия искового заявления есть в редакции.

Иск к “Сбербанку”

В исковом заявлении Александр указывает, что исходя из анализа сложившейся судебной практики, можно выделить “основные критерии правомерности установления и взимания кредитными организациями комиссии за выполнение тех или иных операций, оказания банком отдельной услуги, не вытекающей из его прямых обязанностей по кредитному договору и не предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом РФ”. Например, наличие у такой услуги самостоятельной потребительской ценности, добровольное согласие с ней клиента, наличие у него реальной возможности отказаться от услуги. 
- Если предлагаемая банком операция соответствует указанным критериям, то он вправе устанавливать и взимать за нее плату, — считает мужчина. - В противном случае такого права у банка нет, а удержанная комиссия составляет его неосновательное обогащение, которое по требованию клиента подлежит возврату. 
По мнению Александра, цель “мелочной комиссии” для “Сбербанка” - увеличить выручку, получив с клиентов вознаграждение за стандартные операции, которые не имеют самостоятельной имущественной ценности и не влекут за собой какого-либо положительного экономического эффекта, поэтому их нельзя рассматривать в качестве самостоятельных услуг.
- Банки зачастую взимают комиссию за прием и пересчет наличных денег для их зачисления на счет клиента в этом же банке. Но суды признают такую комиссию незаконной, — отмечает серовчанин. 
И приводит в пример постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 марта 2018 №Ф-09-756/18. 
“Арбитры указали, что такая техническая операция является, по сути, исполнением самим же банком своего обязательства перед клиентом по принятию поступивших денег. Принятие банком банкнот и монет Банка России по их нарицательной стоимости является его обязанностью в силу закона и каких-либо дополнительных затрат при осуществлении данной операции он не несет”, — пишет серовчанин в иске к “Сбербанку”. 
- В соответствии с пунктом 1 статьи 845 Гражданского кодекса РФ, по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту, деньги, выполнять распоряжения клиента о перечислении выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету, — считает мужчина. - Такая обязанность является стандартным действием, имеющим технический характер, ее нельзя рассматривать как самостоятельную услугу, имеющую для меня потребительскую ценность или создающую для меня отдельное имущественное благо, поскольку банк выполняет ее в своих же собственных интересах. При таких обстоятельствах комиссия, удержанная с меня “Сберегательным банком” за пересчет и прием мелочи, является незаконной.


Моральный вред на 120 тысяч

Александр отмечает, что комиссией, которую мужчина считает неправомерной, банк причинил ему… моральный вред.
В исковом заявлении он также подчеркивает, что предпринял попытку урегулировать спор в досудебном порядке. Но претензия, переданная им в “Сбербанк”, осталась без ответа.
Александр попросил суд признать недействительными комиссии за пересчет монет Банка России при внесении денежных средств физическими лицами на свои счета, вклады и дебетовые карты.
Еще он просил суд взыскать с банка в его пользу 245 рублей 42 копейки, полученные на основании недействительных условий комиссии.
А также - 120 тысяч рублей морального вреда. 
Еще одно исковое требование серовчанина - оштрафовать банк за нарушение прав потребителя и направить штраф в бюджет.
С 1 марта 2021 года в отделениях “Сбербанка” ввели новые комиссии за пересчет монет. Фото: Андрей Клейменов, "Глобус"

Мировой суд отправил к финансовому омбудсмену

Мировой судья судебного участка №1 Серовского судебного района Свердловской области Елена Шелехова вернула Александру иск. В определении от 12 апреля судья указала, что 3 сентября 2018 года вступил в силу федеральный закон “от 4 июня 2018 года №123-ФЗ “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг”. В России учреждена должность финансового омбудсмена. Его задача - рассмотрение обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемым к финансовым организациям.
Елена Юрьевна возвратила Александру исковое заявление, поскольку посчитала, что истцом не соблюден порядок досудебного урегулирования споров и/или серовчанин не предоставил документов, подтверждающих прохождение процедуры.
Судья указала, что на определение может быть подана частная жалоба. 
Александр говорит, что перед майскими праздниками обжаловал определение - обратившись в районный суд через мировой.
Мужчина также отметил, что связывался с аппаратом финансового омбудсмена, но там ответили, что вопрос не в их компетенции. 

“Сбербанк” готов обсудить с клиентом варианты решения ситуации

“В банке установлена комиссия за операции по пересчету монет. Она не взимается при сумме операции до 300 рублей. Банк готов обсудить с клиентом и его работодателем, выдающим зарплату монетами, а не другим удобным для работника способом, возможные варианты решения возникшей ситуации. При поступлении искового заявления в суд банк будет защищать свои интересы в соответствии с действующим законодательством”, — прокомментировали ситуацию в пресс-службе Свердловского отделения Сбербанка.
К теме вернемся. 


Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных