Серов
-2 °C
$92,13
98,71
Присоединяйтесь к нам:

Про аэроклуб, аэропорт, Анатолия Серова. Участники Краеведческой гостиной обсудили “Крылья Серова”

Про аэроклуб, аэропорт, Анатолия Серова. Участники Краеведческой гостиной обсудили “Крылья Серова”
На Краеведческой гостиной выступил Игорь Фомичев. Фото: Константин Бобылев, "Глобус".

В сентябре 2018 года Центральная городская библиотека имени Д.Н. Мамина-Сибиряка запустила новый проект Краеведческая гостиная «Малый город – большая история». Проект приурочен к юбилею города, в 2019 году Серову исполняется 125 лет.

Очередная встреча Краеведческой гостиной «Крылья Серова» прошла в четверг, 21 марта. Встреча была приурочена к двум событиям – 85-летию создания надеждинского аэроклуба и очередной годовщине со дня рождения Анатолия Серова.
С посетителями библиотеки встретился историк-краевед, заведующий историческим отделом Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Игорь Фомичев.

Надеждинский аэроклуб

Начал Игорь Алексеевич с развенчания мифа, который, по его словам, периодически появляется на страницах краеведческой литературы – Анатолий Серов основал аэроклуб в Надеждинске.
Это не соответствует действительности по той простой причине, что Анатолий Константинович по комсомольской путевке ушел в летное училище в 1929 году, аэроклуб был открыт в марте 1934 года, – отметил Фомичев.
По словам историка, город обязан появлению аэроклуба, а позже и аэропорта, руководителю... горздравотдела Рожковой. Она прибыла в Надеждинск в 1930 году. «Это очень смелый человек. Когда начались политические репрессии, она отстаивала буквально каждого человека, невзирая ни на какие последствия», – рассказал Игорь Алексеевич.
- Наша больница обслуживала колоссальную территорию бывшего Богословского горного округа, - рассказал историк. - Порой человека, заболевшего серьезной болезнью, было невозможно доставить в надеждинскую больницу из-за бездорожья. Единственным путем, который давал человеку шанс на продление жизни, была воздушная авиация.
Она в это время бурно развивалась. Требовались кадры. Появилась идея создания в административных центрах (Надеждинск в то время был центром района) аэроклубов.
В июле 1931 года было выпущено постановление о создании аэроклуба в Надеждинске. Аэроклуб был создан в марте 1934 года. Разместился он в здании бывшей начальной школы №4 по улице Братьев Горшковых, 8.
- Создание аэроклуба ускорило процесс создания аэропорта, - рассказал Игорь Фомичев. - Чтобы развернуть взлетно-посадочную полосу понадобилось 500 тысяч рублей в ценам 30-х годов. При помощи властей областных наши власти нашли средства и летом 1934 года на площадке в пяти километрах от Каквы начались работы. На этом месте и сейчас находятся остатки аэропорта.
Здание, которое стоит на площадке сейчас, было построено в 1981 году.
- Так в нашем городе появились аэропорт и аэроклуб. Более того, чтобы развивать определенные навыки будущих летчиков, на стадионе была установлена парашютная вышка. Она существовала до конца 50-х годов. После нескольких несчастных случаев эту вышку решили убрать, - отметил Фомичев.

Еще один миф

Многим знаком архивный снимок - Анатолий Серов сфотографирован на фоне санитарного самолета. Бытует мнение, что этот самый самолет Анатолий Константинович подарил нашему городу.
- Этот самолет был приобретен облздравотделом и передан в распоряжение Надеждинского горздравотдела - опять же по просьбе Рожковой, которая очень много сделала по укреплению медицины в 30-е годы. Она - один из инициаторов открытия в нашем городе медицинского училища. К сожалению, Рожкова погибла в 1940 году в авиакатастрофе. В нашем городе она проработала 10 лет, - рассказал Фомичев. - Тот самый санитарный самолет появился в Надеждинске в 1936 году. Во-первых, у Анатолия Константиновича не было такой возможности - подарить самолет. Когда человек приезжает сюда, перед тем, как отправиться в Испанию, о нем знает очень ограниченный круг людей. Тем более, что люди, которые отправляются в "горячие точки", как правило, отправляются туда не под своими фамилиями. Если он попадет в плен, Советский Союз от него откажется, как отказался от Рихарда Зорге. Во-вторых, может и хотел бы Анатолий Константинович подарить самолет городу, но откуда у человека средства? Это красивая легенда.
Место гибели Анатолия Серова и Полины Осипенко. Фото: Константин Бобылев, "Глобус".


Про Серова

Про Анатолия Константиновича Серова написано немало книг, немало сказано на линейках, классных часах, музейных выставках. История его жизни знакома, наверное, каждому серовчанину. Но на Краеведческой гостиной не могли стороной обойти некоторые моменты биографии Героя Советского Союза.
- Это очень известный человек в кругах летчиков, это очень героический человек, человек, который действительно совершил подвиг в Испании, который был высоким профессионалом, - рассказал Фомичев. - Прожил он в нашем городе всего четыре года. Семья его переехала из Турьинских рудников. Сегодня есть табличка на улице Зеленой, за домом, где когда-то было фотоателье, находился деревянный дом, где жила семья Серовых. Где учился и как жил Анатолий Константинович - вы знаете. Работал он третьим подручным сталевара. Родился 20 марта. Кстати, любопытный факт. Люди, которые родились до 14 февраля 1918 года, у них день рождения должен быть тогда, когда они родились. В 1918 году мы перешли с юлианского календаря на григорианский. У некоторых людей произошел перенос дня рождения. Поэтому День рождения Серова всегда отмечают 2 апреля. Насколько я знаю людей, которые родились до 14 февраля 1918 года, у них дата рождения сохранялась. Родился Серов в Воронцовке. В свое время там был открыт музей. В 90-е годы музей перестал существовать. Сейчас руководство краснотурьинского музея вернулось к вопросу об открытии музея Серова.

Отдельно Игорь Алексеевич остановился на гибели Серова. Версии выдвигаются разные.


О переименовании города

Анатолий Серов погиб 11 мая 1939 года. А 7 июня этого же года выходит постановление Президиума Верховного совета СССР о переименовании города Надеждинска в город Серов.
- Люди, которые были захоронены либо в кремлевской стене, либо возле мавзолея, имеют право, чтобы их именами назывались не только улицы и площади, но и города, - объяснил Игорь Алексеевич. - Коль скоро Анатолий Константинович уходил из Надеждинска, это был последний населенный пункт, где он жил, то было принято решение переименовать город Надеждинск в город Серов. Но тут есть маленькая предыстория. В свое время вопрос о том, чтобы переименовать город, поднимала Надежда Крупская. А почему? Все просто. Помните картину “Ленин в Разливе”? Почему он там оказался? Дело в том, что градоначальником Петрограда был Петр Александрович Половцов - младший сын Надежды Михайловны Половцовой. Именно после того, как он отдал приказ об аресте Ленина, тот должен был определенное время скрываться от властей. Вопрос о переименовании города несколько раз поднимался, когда Надежда Крупская была влиятельным человеком, но в 1937 году ее влияние абсолютно закончилось. В 1934 году город носил имя Кабакова. Потому что Кабаков был крупным партийным функционером. После того, как Кабакова объявили врагом народа, возникла небольшая пауза. Тогда наше руководство предлагало назвать город Североуральском. Но городу вернули его историческое название - Надеждинск, которое он носил до 1939 года.
В библиотеке вспоминали известных людей, причастных к работе надеждинского аэроклуба, а также родственников Анатолия Серова. Пересказать все содержание встречи было было бы трудно, да и, наверное, неправильно. Чтобы подробнее познакомиться с историей нашего города, можно посетить Краеведческую гостиную лично. 
Книги про Анатолия Серова можно найти в Центральной городской библиотеке. Фото: Константин Бобылев, "Глобус".


Город помнит героев

Член общества слепых Лидия Белых рассказала про Евгения Ивановича Обрезкова.
Он тоже был у истоков аэроклуба, – начала Лидия Евгеньевна. – С 17 лет из нашего города на войну ушли первые комсомольцы. Война началась 22 июня, а они ушли на войну 22 июля. Подростки 17-20 лет ушли на фронт. Их провожал весь город. Раз у Евгения был опыт изучения самолетов, он попал в летное училище в Новосибирске. Ускоренно закончил и сразу оказался на фронте. Дослужился до полковника. Из его отряда вышел космонавт Комаров. Обрезков летал на последних МИГах. Летчики очень быстро теряют слух. Несмотря на это, когда в полк приходили новые самолеты, он первым летал на них. И был очень требовательным к пилотам в плане знания техники. Он беспокоился об их жизнях. По медицинским показаниям ему пришлось уйти в отставку. Ему предложили должность в штабе армии, но отказался – хотел только летать. Он участвовал в последнем бою над Берлином. У него вся грудь была в орденах и медалях.
Евгений Иванович скончался около 10 лет назад.
Лидия Белых. Фото: Константин Бобылев, "Глобус".


Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных