Серов
-7 °C
$92,26
99,71
Присоединяйтесь к нам:

Подготовка военных кадров, санитарная авиация, тушение лесных пожаров. Как создавали аэропорт в Серове

Выезжая из Серова в сторону Екатеринбурга, вы проедете мимо указателя — на небесно-голубом фоне белые буквы складываются в слово «Аэропорт». Информация на указателе гласит, что до аэропорта 2 километра, а белая стрелочка указывает налево.

Дорога, ведущая к аэропорту, перегорожена шлагбаумом. На нем знак с надписью «Стой! Проход и проезд запрещен!».
Въезд на территорию серовского аэропорта. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Историк-краевед, заведующий историческим отделом Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Игорь Фомичев говорит, что история воздушной гавани начинается с 24 июля 1931 года:
- Повальное увлечение авиацией в стране началось на рубеже 20-30-х годов. В чем была идея. Формировался новый вид вооруженных сил. Были нужны крепкие молодые люди, которые по физическим параметрам подходили к службе в военно-воздушных силах. Началось все с добровольцев. По комсомольской путевке желающие отправлялись в летное училище. Анатолий Серов – не исключение. В 1929 году он также отправился по комсомольской путевке - в Орское училище. 

Поиск площадки

На местах стали открывать аэроклубы, в которых обучали летному делу.
- Чтобы аэроклуб появился, местные власти должны были найти соответствующую территорию. Все начинается с документа, выпущенного горсоветом 24 июля 1931 года. Принимается решение о необходимости постройки аэродрома - места, с которого местная молодежь могла совершать полеты, - рассказывает Игорь Фомичев
Создали комиссию, которая должна была определить место, где расположится аэропорт. В архивах администрации Серова Игорь Алексеевич нашел фамилии людей, которые вошли в эту комиссию — Рябов, Бойко, Новиков, Сизов, Пушков, Зинин, Старожилов, Широков, Тренихин, Симонов.
- Местность у нас топкая, поэтому было сложно найти место для базирования самолетов. Место должен был определить специалист. Поэтому все растянулось на три года, – отмечает историк-краевед.
Подвижкам в поиске места для аэропорта способствовало создание в городе аэроклуба. Это произошло в марте 1934 года. Возник небольшой парадокс – чтобы создать аэроклуб, нужен был аэропорт, а найти место под аэропорт помогло создание аэроклуба.
- Когда у нас возник аэроклуб, появилась необходимость в практических занятиях, а их возможно проводить только при наличии летного поля и летательного аппарата, – говорит Игорь Алексеевич.
Место было выбрано за рекой Каквой, в пяти километрах от города. Со временем город разросся. Сейчас его районы подобрались ближе к аэропорту. 
- Это место, которое устраивало, – рассказывает Игорь Фомичев. - Во-первых, площадка должны быть за населенным пунктом – на случай непредвиденных обстоятельств. Во-вторых, она должна быть не очень далеко, не более 12 километров от города, чтобы до нее можно было если не доехать, то хотя бы дойти. Некоторые говорят, что там что-то вырубали. Вырубали там мелкий кустарник. Это было поле, которое пересекалось мелкими насаждениями. Кустарник вырубали, потому что он мешал.
Ориентировочная стоимость строительства аэропорта в начале 30-х годов прошлого века составила около 500 тысяч рублей. 
Аэродром построили за три месяца - силами слушателей авиакурсов и рабочей молодежи. Они проложили дорогу к аэродрому, поставили ангары для самолетов.
- Это был пролог будущему гражданскому аэропорту местных авиалиний. Но тогда не получилось организовать авиасообщение между Надеждинском и Свердловском, – рассказывает краевед.

Аэроклуб

Он был создан в марте 1934 года. Располагался он в здании начальной школы №4, которая находилась на улице Братьев Горшковых, 8. Игорь Фомичев приводит имена людей, оказавшихся в числе первых курсантов аэроклуба: Галина Таксис, Александр Постников, Василий Фомин, Данил Хохлов, Федор Вдовкин, Анна Тренихина, Макар Ильиных.
- Среди известных выпускников нашего аэроклуба были Владимир Фуфачев, чье имя носит одна из улиц нашего города, и Аркадий Коняев, — отмечает историк.
В аэроклубе преподавали инструкторы Василий Янчевский, Петр Пильщиков, Адам Кальков, Иван Ситченко. До 1938 года клубом руководил Иван Халимонов
В фондах Серовского исторического музея хранится этот снимок. В подписи сказано, что на нем запечатлены ученики школы №20 и организатор аэроклуба Янчевский. Фото датировано 1965-ым годом. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
Обучали курсантов по двум специальностям — пилот и авиатехник. Продолжительность обучения составляла два года. После этого курсанты могли продолжить обучение в учреждениях военной направленности.
- Для людей, которые имели опыт занятий в аэроклубе, упрощалось поступление в учебные заведения. Это была начальная профориентация, – отмечает Фомичев. - Человека, который ознакомился с летным делом, налетал сколько-то часов, принимали в первую очередь и на льготных основаниях. Коль скоро в стране развернулся такой патриотизм к авиации, наш город не минул чашу сию. В этом для молодежи, может быть, и романтика была. Офицерская форма, офицерское звание, заработная плата — юношей это привлекало.
Снимок 1941 года. Мужчина с ребенком - инструктор аэроклуба Кальков. А ребенок, его сын. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
В Серове был еще один объект, который имел непосредственное отношение к авиации — парашютная вышка, которая располагалась на стадионе. Первые упоминания о ней, которые попадались Игорю Фомичеву, относятся ко второй половине 30-х годов. 
- До наших дней вышка не дожила, но многие ее вспоминают. В конце 30-х – начале 40-х годов (особенно - в военный период) на уроках физкультуры для старшеклассников были обязательны упражнения по освоению прыжков с парашютом, – рассказывает Игорь Фомичев. - Но вышка не касалась аэроклуба и аэродрома. Она существовала для развития физкультуры и спорта. Обязательным элементом занятия по освоению парашюта стали, когда разделили обучение в старших классах. Начиная с неполной средней школы, отделили девочек от мальчиков. В нашем городе такое разделение произошло в 1944 году. Девочек стали готовить в качестве будущих медсестер. А юношей - будущих воинов. В программу включался и прыжок с парашютом с вышки. 
Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru

Пожарная безопасность и здравоохранение

В начале 30-х годов для руководства города были равно по значимости проблемы пожарной безопасности и медицины. Появление аэропорта стало большим подспорьем в решении этих проблем.
- Зачем был нужен самолет? Одна из основных задач – борьба с лесными пожарами. Здорово горели леса, очень много леса выгорало. Если на окраинах города с земли еще как-то могли бороться с огнем, то в тайге, которая горит долго и страшно, никаких шансов не было, – говорит Игорь Фомичев. - Поэтому, когда поднимали вопрос о приобретении самолета, говорили о лесных пожарах и о санитарной авиации, потому что в отдаленные части Надеждинского района дойти, доехать было попросту невозможно. 
Благодаря Татьяне Рожковой городу дали санитарный самолет АИР-6. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
Благодаря руководителю горздравотдела Татьяне Рожковой, городу выделили санитарный самолет АИР-6.
- Татьяна Николаевна сумела доказать в облисполкоме, что, находясь в глухой территории, районная больница не может доставить специалистов в отдаленные районы. А с самолетом это возможно, – рассказывает историк. 
Игорь Фомичев отмечает, что Татьяна Рожкова, будучи руководителем горздравотдела с 1930 по 1937 годы, сделала много для развития медицины в городе. 
- Горздравотдел получил этот самолет. Почему-то в 70-е годы местные краеведы стали утверждать, что это заслуга Серова. Ничего подобного. Серов никакого отношения к этому самолету не имел. Это заслуга заведующей горздравотделом Рожковой, – отмечает Игорь Фомичев. - Рожкова очень смелая женщина. Она не побоялась защищать тех врачей, чьи мужья были репрессированы, в частности, Носовой. Инженер Носов жил в Загородке. Когда его объявили врагом народа и арестовали, семью выселили. Рожкова поселила семью в одном из двухэтажных домов в Больничном городке — там жила терапевт Носова. Рожкова, невзирая ни на что, защищала специалистов, которые были нужны городу. И в 1937 году Рожкову саму вывели из состава горсовета. Дамоклов меч над ней повисел, но она была настолько незаменимым человеком, что ее забрали из нашего города. Она ушла на повышение в облисполком. 
В 1937 году Рожкову отстранили от занимаемой должности с формулировкой «за связь и пособничество врагам народа, засоренность медицинских учреждений чуждо-классовыми элементами, замазывание преступлений». Татьяну Николаевну обвинили в срыве сроков строительства и растранжиривании государственных денег - 29 тысяч рублей.
Игорь Фомичев отмечает, что ничего из этого на деле не было.
После этого Рожкова уехала в Свердловск, где работала в областном отделе здравоохранения. Жизнь Рожковой оборвалась печально — в 1940-м году она погибла в авиакатастрофе. 
В первые десятилетия аэропорт использовался в целях обеспечения пожарной безопасности, медицинской доступности и подготовки будущих военных кадров. Гражданская авиация и перевозка пассажиров появились позже. 
- Развернуть здесь в 30-е годы гражданский аэропорт, на мой взгляд, не представлялось возможным из-за отсутствия определенного количества самолетов, пилотов и средств. Было достаточно перевозок железнодорожным транспортом. А в военный период заниматься развитием местных авиалиний было просто невозможно. Было не до этого, – отмечает Игорь Алексеевич. 


Строительство аэровокзала и расширение взлетной полосы

В архивном отделе администрации Серовского городского округа Игорь Фомичев нашел служебную записку начальника 2-го объединенного авиаотряда Уральского управления гражданской авиации Демьяненко, адресованную председателю серовского горисполкома Островскому. Документ датирован 15 мая 1965 года.
В записке говорится, что вопрос о расширении летного поля до размеров 650 на 650 метров поднимался еще в 1963 году. Такие размеры поля были предусмотрены в технических требованиях для эксплуатации самолетов ЯК-12 и Ан-2. Но тогда работы выполнены не были.
Инспекция по безопасности полетов предложила выполнить работы по расширению в 1965 году – во избежание прекращения полетов.
«В настоящее время, в связи с увеличением потока пассажиров и вводом в эксплуатацию на местных воздушных линиях многоместных самолетов типа ЛИ-2 и нового типа самолета АН-24, аэродром Серова с 1966 года будет включен в воздушную линию, связывающую города области с центральным аэродромом города Свердловска, для чего на аэродроме Серов необходима грунтовая летная полоса размером 1600 х 300 м и аэровокзал с подсобными сооружениями», — сказано в «служебке». 
В записке также были перечислены пункты с указанием конкретных работ, которые необходимо было провести на аэродроме Серова. 
- Кое-что из этой записки было сделано. За обслуживание аэродрома несли ответственность местные власти. Содержание аэропорта было на паях, но, в основном, он содержался за счет средств города, – отмечает Игорь Алексеевич.
Реконструкцию аэропорта провели в 1966 году. Была расширена взлетная полоса, построено деревянное здание аэровокзала на 25 пассажиров, грузовой склад, создан пожарный водоем и обустроен колодец для питьевой воды. Провели телефонную линию до города.
В ходе реконструкции оборудовали две стоянки для самолетов Ан-2 и АН-12. Еще одна стоянка была предназначена для вертолетов МИ-1 и МИ-4.
- Предполагалось, что к нам будет летать самолет АН-12, но, честно говоря, я его ни разу не видел. Но в документах он (и не только он) проходит, - говорит историк. - Уже в 60-х годах у нас появились вертолеты – по просьбе горздравотдела. Бывали случаи, когда человека нужно было транспортировать очень быстро. Когда сдали новую больницу, площадка для посадки вертолетов была оборудована там. Но стоял санитарный вертолет в аэропорту. Приписан он был к серовскому горздравотделу, но обслуживал весь север области. 

Серов-Свердловск

Рейсы между Серовом и Свердловском начнут курсировать лишь в начале 60-х годов.
- Серов был крупным транспортным центром Северного Урала. Требовалось поставить точку — наладить воздушное сообщение, – подчеркивает Игорь Фомичев. - То, что не получилось сделать в 30-е, получилось в 60-е. 5 апреля 1963 года — дата рождения гражданской авиации в Серове. Появилась местная авиалиния Серов — Свердловск. В этот день с аэродрома Серов в воздух поднялся самолет Ан-2, взявший курс на столицу Урала.
До 1966 года здания аэропорта не было. Его построили из дерева в 1966 году.
- Я это здание помню, застал. Несколько раз приходилось летать самолетом из Серова. Это было во второй половине 70-х. Тогда еще было деревянное одноэтажное здание. Когда улетал последний раз, это было в июне 84-го года, уже было новое здание, останки которого есть и сейчас. Оно, по-моему, было построено в 1981 году, – делится воспоминаниями Игорь Фомичев.  
Перелет от Серова до Свердловска, по воспоминаниям Фомичева, длился около двух с половиной часов. Летали на Ан-2.
- Ан-2 — это специфика. Болтанка... Пожилым людям, женщинам, да и всем пассажирам, выдавали пакеты, чтобы в них можно было «травить». Меня в самолете не рвало, но, когда из самолета выходил, голова кружилась. Билет стоил 10 рублей. Касса предварительной продажи действовала на первом этаже дома №2 по улице Февральской Революции. В этом доме были железнодорожная касса и касса аэропорта. Как заходишь, налево — касса аэропорта, прямо – железнодорожная, – вспоминает Игорь Алексеевич.
Самолеты из Серова вылетали ежедневно, в 8.30. Пассажиры имели право бесплатного провоза багажа — до 30 килограмм. Для детей до 5 лет перелет был бесплатным.
В другое время касса продажи билетов находилась в гостинице.
- Касса была оборудована в гостинице, что находилась по улице Льва Толстого. Между гостиницей и аэропортом курсировал пассажирский автобус, – историк-краевед рассказывает о работе с пассажирами. - Автобус, как отвозил людей к вылету из Серова, так и приезжал к аэродрому - к моменту посадки очередного рейса из Свердловска, чтобы увезти пассажиров в город. 
Серовский аэропорт обслуживал 2-й Свердловский объединенный авиаотряд Уральского управления гражданской авиации.
Самолеты из Серова принимал аэропорт «Уктус».
- Иногда смотрю на микрорайон Ботанический и думаю: «Батюшки, сейчас тут дома стоят, а когда-то я сюда садился и взлетал отсюда», – вспоминает Игорь Алексеевич. - Там было огромное поле. Каменное и очень красивое здание аэропорта «Уктус» сохранялось. Его недавно снесли. Долго судили-рядили, считать ли его памятником истории... В итоге все-таки снесли.
В Серове садились и транзитные самолеты. Забирали в нашем городе пассажиров. 
- Потому что, например, до Ивделя, особенно в период распутицы, добраться было сложно. Был автобус, но он появился только во второй половине 70-х. Транзитные рейсы были необходимы, – отмечает краевед.
Серов-Свердловск был основным рейсом (№715/716), выполнявшим полеты из аэропорта. По данным Игоря Фомичева, помимо этого аэропорт обслуживал транзитные рейсы, следующие из Свердловска в Карпинск, Североуральск, Ивдель, Гари и Сосьву.
Историк отмечает, что в 70-80-е годы на билеты внутренних авиалиний были сезонные скидки. Действовали они с 1 октября по 14 мая. Для инвалидов гражданской и Великой Отечественной войн, неработающих инвалидов труда, инвалидов детства, лиц, проживающих в домах-интернатах и домах престарелых, студентов и курсантов высших и средних учебных заведений гражданской авиации скидка составляла 50% от стоимости билета.
Аспирантам и студентам ВУЗов, слушателям и курсантам военных учебных заведений, школьникам до 12 лет, военнослужащим срочной службы предоставляли скидку в 30%.
Игорю Фомичеву удалось найти имена людей, которые работали на аэродроме в 70-80-х. Длительное время аэропортом руководил Алексей Васильевич Абалуев. Всего в штате аэропорта были 20 человек. Среди них — диспетчеры службы движения Валентина Соболева, Валентина Гумницкая, Анатолий Мутин, Александр Максимов, радиооператор Л.В. Нефедова, авиатехники Михаил Новиков, А. Медведев, А. Сабанин, билетный кассир Лидия Власова, врач Раиса Рылова, приемщик грузов Михаил Шибанов
По информации историка-краеведа, в те годы аэропорт принимал в день восемь рейсов.

Созданию регионального аэропорта в Серове помешал распад Союза

Спустя четверть века после масштабной реконструкции 1966 года, на аэродроме планировались новые работы.
- Предполагалось провести реконструкцию нашего аэропорта, чтобы сделать его региональным - на весь Северный Урал. Была задумка, чтобы здесь садились самолеты с севера и не только. Речь шла о самолетах АН-28, которым требовалась серьезная взлетно-посадочная полоса, а для этого нужно было провести модернизацию, – рассказывает Игорь Фомичев
Решение о строительстве такой взлетно-посадочной полосы президиумом Серовского городского совета было принято 2 августа 1990 года. Этот документ Игорь Фомичев обнаружил в серовском архиве.
В бумаге, за подписью председателя горсовета Н. Харламенко, исполкому города и руководству аэропорта было поручено:
«1. Подготовить проект договора между авиаотрядом и исполкомом об увеличении объема услуг авиатранспорта и создании условий для их выполнения.
2. Определить источники финансирования проекта, включая проектирование и строительство взлетно-посадочной полосы и сроки реализации проекта.
3. Максимально ускорить подготовку проектно-сметной документации по взлетно-посадочной полосе аэродрома для АН-28».
- В планах 90-го года было замкнуть транспортное сообщение на Сибирь. Мне даже попадалась информация, что рассматривался вопрос о возможности добраться отсюда до Тобольска, Тюмени, Перми, Уфы. Почему и нужна была полоса под АН-28. И с точки зрения развития санитарной авиации, это был один из вариантов для Сибири, – рассказывает Игорь Алексеевич.
Но эта идея так и не была реализована. 
- Думаю, что документы были готовы, но это уже оказалось никому не нужным, потому что 25 декабря 1991 года Советский Союз прекратил существование. После распада Советского Союза местный аэропорт стал влачить жалкое существование, – говорит Фомичев. 
К тому же, авиаперелеты проигрывали в цене другим видам транспортного сообщения. Фомичев вспоминает, что в то время из Серова в Екатеринбург можно было доехать в купейном вагоне за 505 рублей, в плацкартном — за 330 рублей.
Кроме того, развивалось автобусное сообщение — в 1985 году была открыта трасса Екатеринбург-Нижний Тагил-Серов.
- Стоимость перелета была значительно выше. Цена билета до Екатеринбурга равнялась 4300 рублям. Кто будет летать за такие деньги? Может быть, кто-то и будет, но без дотаций аэропорт захирел, – отмечает Игорь Алексеевич. 
По словам историка, в то время не было гарантии, что рейс совершится. Если набиралось слишком мало пассажиров, рейс попросту отменяли. Из-за чего стабильного графика полетов не существовало.
В мае 1993 года полеты между Серовом и Екатеринбургом практически прекратились. 
- Можно сказать, аэропорт свою задачу выполнил. Может быть, он и дальше осуществлял бы перевозки, но властям оказалось не до него. Перевозка пассажиров воздушным путем на местных авиалиниях оказалась дорогой. И местные авиалинии прекратили свое существование, – резюмирует Фомичев. 
Вскоре закрылось и Серовское пассажирское авиапредприятие, где работали 14 специалистов. 
- Сейчас местных авиалиний, как таковых, у нас не существует. Хотя есть идеи возродить местную авиацию, но вряд ли это получится. Люди обзавелись собственным транспортом – машин намного больше, чем в советское время. И автобусы быстрые, и железнодорожный транспорт развивается. А в то время аэропорт был необходим городу, многие пользовались его услугами. Взлетно-посадочную полосу сохраняют до сих пор, как необходимую в борьбе с лесными пожарами, – итожит историк-краевед. 
Здание аэропорта в наши дни. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных