Масштабный эксперимент по цифровой маркировке товаров, как предполагают предприниматели, обернется повышением цен с вероятностью 90%. Несмотря на то, что на официальном сайте проекта честныйзнак.рф потребителям обещают - цены не вырастут и даже снизятся на 10%. Потому что все расходы “возьмет на себя бизнес”.
Решение о создании Единой национальной системы сплошной маркировки товаров было принято еще в декабре 2017 года и одобрено президентом России Владимиром Путиным. Проект должен быть полностью реализован к 2024 году - система охватит все отрасли промышленности, от сигарет и лекарств до одежды и детского питания. Собственно, с пятницы, 1 марта обязательной стала цифровая маркировка для табачных изделий: на пачку должен быть нанесен специальный двухмерный код в формате Data Matrix. Он расскажет о названии марки сигарет, дате, месте и времени производства пачки. Сейчас магазины и производители табака должны зарегистрироваться в Национальной системе цифровой маркировки Честный ЗНАК, с 1 июля 2019 года прекратится производство немаркированных сигарет, а с 1 июля 2020-го они исчезнут из продажи в принципе.
Эксперты считают, что обязательная электронная маркировка неизбежно приведет к росту цен на сигареты, - такое мнение озвучил Life.ru первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. - На сегодня доля нелегального табака на российском рынке составляет около 10%. После того как он исчезнет, у производителей легальной продукции появится возможность наверстать упущенную долю бюджета.
Дело табак
8-10% - столько может составить рост цен на сигареты. Вероятнее всего, что заметнее подорожает продукция массового спроса (средний ценовой сегмент). Дорогих сигарет рост цен коснется в меньшей степени. Производитель будет закладывать максимум своих издержек в конечную цену продукции, считает* старший аналитик информационно-аналитического центра "Альпари" Анна Бодрова. *По сообщениям Life.ru
Но куда тревожнее выглядят планы по обязательной цифровой маркировке на 2019 год, если попытаться “переложить” их на кошелек рядового гражданина. В списке на маркировку - все:
с 1 июля будет промаркирована обувь,
в октябре планируется внедрение маркировки на некоторые лекарства (обязательная маркировка всех лекарств случится с 1 января 2020 года), а
в декабре 2019-го будут промаркированы духи и туалетная вода, большинство товаров легкой промышленности (одежда из кожи, женские блузки, мужские и женские пальто, всевозможный текстиль), фотоаппараты и шины.
Если предположить, что вся эта продукция хотя бы сколько-то подорожает в результате перехода на “белые” рыночные отношения, можно представить, какой роскошью станут, к примеру, новые зимние сапоги. Ольга, одна из краснотурьинских предпринимательниц, занимающихся обувным бизнесом, считает, что удорожания товаров избежать не удастся.
- Сегодня малый бизнес замер в ожидании - пока что мало кто понимает, каковы перспективы и как вообще предпринимателям встраиваться в эту систему. В выходные специально посетила в Екатеринбурге семинар, посвященный обязательной цифровой маркировке обуви, - рассказывает Ольга. - Чем больше слушала, тем больше понимала, что ничего не понимаю. Только в марте должен выйти документ - что-то вроде инструкции для предпринимателей, где будет сказано, как мы должны промаркировать остатки обуви. На семинаре была озвучена стоимость удорожания - около 1,5 доллара (около 100 рублей) на пару, но мне кажется, рост цен будет более ощутимым.
Что ждет предпринимателей?
Для маркировки/чипирования остатков продукции (в данном случае обуви) предпринимателям нужно будет приобрести специальное оборудование. Предварительно его стоимость оценивается в 25 тысяч рублей. Плюс к этому надо зарегистрироваться в системе, получить усиленную квалифицированную электронную подпись. На фабриках, как сообщили на семинаре в Екатеринбурге, маркированная обувь в полном объеме начнет производиться, скорее, лишь к осенне-зимнему сезону. Но еще интереснее то, что, по словам Ольги, даже на семинаре было ощущение, что весь проект подвешен в воздухе - ни один из предпринимателей, прошедших эту “учебу”, не уехал домой с четким пониманием ситуации.
Обязательная цифровая маркировка товаров, как сообщается на официальном сайте Национальной системы цифровой маркировки Честный ЗНАК, призвана решить проблему нелегальной продукции/контрафакта. В России доля незаконного оборота в легкой промышленности сегодня достигает 35%, на парфюмерном рынке 20%, а на рынке лекарственных средств - до 10%. Единственным оператором масштабного проекта является ООО “Центр развития перспективных технологий” (ЦПРТ). ЦРПТ — это совместный проект ЮСМ («ЮэСэМ Технологии», 50%), госкорпорации Ростех (25%) и «Элвис-Плюс групп» А.Галицкого (25%).
По данным Информационно-аналитической системы
«Seldon.Basis», ООО “Центр развития перспективных технологий” - это коммерческая микроорганизация, в которой всего шесть сотрудников. Она действует с 1 июня 2017 года. Уставный капитал - 10 тысяч рублей. Генеральным директором с 18 января 2018 года значится Андрей Алексеевич Кириллов, который в разные периоды 2018 года возглавил еще три ООО, среди которых и ООО “ТрекМарк” - совместное предприятие ЦРПТ, швейцарской компании SICPA и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Задачи компании “ТрекМарк” - производство и поставка оборудования и ПО для цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Уставный капитал этого ООО - 927,4 млн рублей. И именно “ТрекМарк” готов “включить” и малый, и большой бизнес в Национальную систему цифровой маркировки, что называется, “под ключ” - от подбора оборудования и ПО до сервисного обслуживания. На сайте компании не удалось найти информации о стоимости оборудования или услуг, но указано, что оборудование можно приобрести в рассрочку и лизинг и прослужит оно не менее десяти лет.
Но вернемся к потребителям. Краснотурьинские предприниматели говорят, что рост цен на товары, подлежащие маркировке, - это самый вероятный сценарий развития событий. И даже если цель цифровой маркировки благая - обеспечить россиян легальными товарами и дай бой контрафакту, в конечном итоге все свои издержки и расходы производители “заложат” в стоимость товара.
- Ведь что такое контрафакт? - объясняет один из местных предпринимателей. - Это, например, та же пара сапог, приобретенная на том же заводе, но без оформления соответствующих документов. При этом производитель делает очень существенные скидки - даже до 700 рублей на пару обуви. А это означает, что мы можем предложить покупателям более низкую цену - например, купить зимние сапоги не за десять тысяч рублей, а за восемь. С одной стороны, навести порядок на рынке - решение правильное: государство будет получать больше налогов, контролировать все, но покупательская способность потребителей от этого не повысится - оборот товара почти наверняка замедлится, многие мелкие предприниматели могут просто закрыться.
140, а то и 170 регистраций в системе маркировки со стороны представителей мелкой розницы фиксируется в последнее время в ежедневном режиме. Об этом 27 февраля сообщил замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.
Иллюстрация в
анонсе: pixabay.com