Серов
$92,51
98,91
Присоединяйтесь к нам:

Храм при Петропавловском заводе: построенный Походяшиным, разоренный советской властью, возрожденный прихожанами

Храм при Петропавловском заводе: построенный Походяшиным, разоренный советской властью, возрожденный прихожанами
Храм во имя апостолов Петра и Павла в Североуральске стоит на берегу реки Колонги. Фото: Вадим Аминов, "Вечерний Краснотурьинск"

На въезде в Североуральск, на берегу реки Колонги стоит белокаменный двухэтажный храм Петра и Павла. Построенная в XVIII веке в стиле московского барокко церковь является памятником, объектом культурного наследия федерального значения.

Памятником федерального значения церковь была признана в 1960 году, когда Совет министров РСФСР выпустил постановление №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Североуральская церковь Петра и Павла в документе значится как «Походяшинская церковь».
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Походяшинская церковь

Директор Североуральского краеведческого музея Елена Лысенко отмечает, что история храма неразрывно связана с историей развития металлургии на северном Урале и именем Максима Походяшина, верхотурского купца и промышленника.
По данным Елены Александровны, Походяшин в 1758 году начал расчистку территории на реке Колонге под строительство завода. Годом ранее, в доношении в Берг-коллегию купец пишет: «на р. Колонге железоделаемой и медеплавиленный заводы желаю строить с будущего 1758 г. … сильною рукою и именовать те заводы во имя верховных апостолов Петра и Павла Петропавловскими…». При заводе строилась деревянная церковь.
4 мая 1759 года Максим Походяшин известил митрополита Павла о том, что церковь построена: «церковь ныне совершенно построена и ко освящению вся в готовности».
«При устройствѣ Петропавловскаго завода, владѣльцемъ завода Максимомъ Походяшинымъ была выстроена деревянная церковь во имя свят. Апостоловъ Петра и Павла, освященная въ 1759 г. съ благословенiя Тобольскаго Митрополита Павла», - сказано в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии», изданной в 1902 году. 
Директор Североуральского краеведческого музея указывает, что изображений деревянной церкви не сохранилось. Елена Лысенко приводит более позднее описание церкви из «Описания о заводских фабричных и домовых строениях состоящих к 15 числу января 1821 г. при Петропаловском заводе»: «Церковь деревянная, построенная при заводчике Походяшине из бревен. Крыта тонким тесом в два ряда. Длиною 7 сажень 2 аршина; шириною 3 сажени 2 аршина; вышиною до крыши 3 сажени. Крыша вышиною 7 саженей.  Дверей на крюках и петлях - 1, окон без окончин - 11, ставней на крюках и петлях железных - 11. Вокруг трапезы деревянное крыльцо».                                                          
Что случилось с церковью за 60 лет с момента постройки, не известно. В 1821 году в описании строений Петропавловского завода было сказано, что «некоторые части могут быть пригодны на дрова». Елена Александровна отмечает, есть версия, что в церкви произошел пожар, но когда он случился и когда церковь стала непригодной – не известно.
После смерти Максима Походяшина в 1781 году все его имущество перешло по наследству сыновьям – Николаю и Григорию, которые передали заводы в казну. Директор музея отмечает, что в ведомости передачи имущества деревянной церкви не было вовсе. Но была «в капитальном строении церковь каменная» стоимостью 17 440 рублей. Каменная церковь в Петропавловском селе была заложена в 1767 году.
«Въ 1767 г., съ благословенiя того-же Тобольскаго Митрополита Павла, въ Петропавловскомъ заводѣ на средства Походяшина была заложена каменная двухъ-этажная церковь. Въ 1787 г. во вновь выстроенной церкви былъ освященъ нижнiй храмъ въ честь Казанской иконы Божiей Матери, а въ 1798 г. былъ освященъ верхнiй храмъ во имя св. Апост. Петра и Павла. Внутри храмъ былъ нѣсколько разъ обновляемъ, а снаружи остался въ своемъ первоначальномъ видѣ; только въ 1893 г. ко храму было пристроено крытое крыльцо и храмъ обнесенъ каменной оградой съ чугунными решетками», - говорится в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». 

Яркая роспись, богатая утварь

Елена Лысенко отмечает, что среди местных жителей ходят легенды о росписях, которые были в храме (до наших дней они не сохранились). В доказательство приводит воспоминания местной жительницы Н. Барамидзе, опубликованные в газете «Наше слово»: “Стены были украшены большими картинами в рамках. Но помню, меня больше заинтересовал потолок с картиной крупного масштаба: Георгий Победоносец с оружием в красном камзоле.... Заглядывали мы и на второй этаж. Стены там были разукрашены яркими красками (сюжетов не помню). … Отец говорил, что стены нашего храма расписывал знаменитый итальянский художник”.
О яркой росписи храма свидетельствует и описание, сделанное в 1908 году, во время приезда в Петропавловское Преосвященного Епископа Екатеринбургского и Ирбитского Владимира: «… бедный в отношении денежных средств по причине малочисленности (около 700 душ обоего пола) прихода, разбросанного при том же, на сотни верст, храм этот богат своей стариной. Утварь его, живопись, иконостасы, пережили почти 1,5 столетия; особенно привлекает внимание посетителей живопись в верхнем храме, принадлежащая кисти, как говорят, какого-то, в то время известного мастера. К сожалению, эта живопись мало религиозна, а потому и странна для настоящего времени, когда уже известный образ православной церковной живописи получил свою определенную форму и санкцию. Иконостасы редкого в церквях стиля «рококо»
О богатой утвари в храме свидетельствуют акты, составленные в 30-х годах XX века при закрытии объекта культа. В фондах Североуральского исторического музея хранится акт от 12 и 13 июля 1930 года, согласно которому члены Петропавловского сельсовета передали директору Тагильского окружного музея А.Н. Словцову «имущество петропавловской церкви, имеющее музейное значение». Всего в акте 18 пунктов, в частности, дарохранительница (1778 г.), Евангелие в окладе (1786 г.), четыре грамоты в рамках, блюдо для сбора, старинная книга иллюстраций, икона «видение» Божьей Матери (вероятно, речь идет об иконе Введение во храм Пресвятой Богородицы).
Документ из фондов Североуральского краеведческого музея
В марте 1931 года три ящика церковной утвари и имущества были переданы в Надеждинский (Серовский) горфинотдел. В актах-описях были перечислены серебряные и медные чаши, блюда, ложка, кадило, паникадило, лампады, более 200 религиозных книг, вестников, календарей, парчовые, золоченые ризы, скатерти, хоругви, занавеси, покровы, 45 икон и другое имущество.
Директор Североуральского краеведческого музея отмечает, что следы церковного имущества затерялись.
Елена Лысенко указывает на интересную судьбу колоколов. По данным Елены Александровны, в описи 1821 года их было 8. В акте передачи имущества представителю рудметалторга от 19 февраля 1931 года, колоколов было уже всего шесть. Есть легенда, что большой колокол видел один из рыбаков в районе Усть-Кальи в наше время. Но это место не обнаружено.
Фото из фондов Североуральского краеведческого музея

Клуб, столовая, общежитие и контора… по изготовлению гробов

В 2014 году вышла книга Ирины Смирновой и Елены Главацкой «Церковь Святых апостолов Петра и Павла в Североуральске. Страницы истории храма». Смирнова и Главацкая рассказывают об объектах, которые располагались в храме в советские годы.
В 1931 году в храме был клуб. Просуществовал он в церкви примерно до 1939-1940 годов. Клуб располагался на втором этаже здания. На первом этаже церкви располагалась столовая. 
Фото: Мылов (из фондов Североуральского краеведческого музея)
В 1937 году из храма сделали общежитие для раскулаченных. В 1941-1942 годах это было общежитие для эвакуированных.
В послевоенное время в храме располагались склады, конторы, мастерские. В 1945-1946 годах здесь были склад и лесопилка.
Разрушенный храм. Фото А.П. Потапова (предоставлено Североуральским краеведческим музеем)
В 60-70-х годах XX века в церкви работало Городской отдел коммунальных служб, который занимался… изготовлением гробов. После эту контору перенесли и в церкви начался беспорядок. Окна и двери были открытыми, кто-то сжег Походяшинский амбар, произошло это в 80-х годах. А часть материалов использовали для строительства частных гаражей.
Фото А.П. Потапова (предоставлено Североуральским краеведческим музеем)
По информации Елены Лысенко, в 1976 году из здания была выведена ремстройбаза, и оно осталось незащищенным. Горожане предлагали разместить в нем краеведческий музей. 
В 1988 году православная община Североуральска приняла решение отправить своих представителей в Москву для решения вопроса о передаче им храма. В 1989 году было принято решение о передаче церкви религиозной общине и началось восстановление здания. 
26 октября 1989 года был освящен первый этаж здания. В 1991 году – второй. В 1991-1992 годах были восстановлены купола и шпиль с крестом из нержавеющей стали, его изготовили на Серовском механическом заводе. Новые колокола отлили на Синарском трубном заводе в Каменске-Уральском и установили в 1992 году.


Новомученик Аркадий Гаряев

В наше время при входе в храм размещен стенд, посвященный священномученику Аркадию Гаряеву
- Он в свое время служил в этом храме. Потом его перевели в село Боровское. Там его закололи штыками, - рассказывает староста и председатель приходского совета Владимир Креков.
Стенд, посвященный Аркадию Гаряеву. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Описываемые события произошли около 100 лет назад. Аркадий Гаряев родился в 1878 году в Верхне-Туринском заводе в семье священника.  Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Петропавловское (ныне Североуральск) стала первым местом служения отца Аркадия. Здесь он прослужил два года, а в 1910 году был переведен в походную церковь. В 1911-1912 году средств на содержание походной церкви стало меньше, и отец Аркадий был переведен в церковь Никито-Ивдельского села (ныне Ивдель). А 27 февраля 1914 года – в Свято-Никольский храм села Боровское.
«В июле 1918 года, после октябрьского переворота, был подписан приказ о создании полка Красных орлов. Они не расстреливали своих жертв, а рубили шашками или насаживали на штыки. 14 июля того же года отец Аркадий проводил венчание двух пар молодоженов. Звон церковных колоколов привлек внимание красноармейцев. Они ворвались в храм. Обвинив священника в контрреволюционной деятельности, они отвели его к большим оврагам и заставили рыть себе могилу, после чего закололи штыками. Не позволив хоронить священника, тело его красноармейцы велели снести в паденник – место, куда сбрасывали падший скот. Там его положили, прикрыв ветками. Через некоторое время четыре пожилые прихожанки похоронили отца Аркадия в склепе за алтарем Свято-Никольского храма», - сказано на стенде.
В 2002 году священник Аркадий Гаряев был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
На стенде размещено фото Аркадия Гаряева с прихожанами на крыльце храма Петра и Павла.

«Храм востребован прихожанами»

Сегодня храм апостолов Петра и Павла востребован у жителей Североуральска. Так говорит староста Владимир Креков.
- До 1989 году храм был заброшен. Как и большинство наших храмов. В 1989 году его начали восстанавливать. И практически до последнего дня восстанавливаем, - Владимир Николаевич показывает на своды церкви. - Буквально недавно закончили здесь отделку. Сначала ее сделали, чтобы храм быстрее запустить. Делали бабушки, не очень красиво было. Три года назад мы это все немножко привели в порядок. Заказываем в киоты рукописные иконы. Храм у нас двухпрестольный. Недавно отреставрировали второй придел. Первый придел – иконы Казанской Божьей Матери. Второй (на втором этаже) – апостолов Петра и Павла
Владимир Креков показывает на своды храма и говорит, что есть планы по его росписи. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Староста храма рассказывает, что на втором этаже в основном проходят праздничные службы, но в связи с пандемией там сейчас службы не ведутся: «Потому что сложно два прихода постоянно протирать, обезображивать». 
Службы проходят на первом этаже храма. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
- Здесь у нас проводят беседы перед крещением, - говорит Владимир Николаевич.
На втором этаже размещены два рукописных плаката. На одном записаны 10 заповедей Божьих, на втором - Заповеди Блаженства.
- Слава Богу, храм востребован прихожанами. На службе в воскресные дни поболее ста человек бывает. И в такие дни люди приходят, молятся, требы заказывают, - отмечает Владимир Креков. - При храме есть воскресная школа. Весной, в конце учебного года, занимались дистанционно. Сейчас хотим открыть школу. Не знаю, на долго это получится или нет. Есть при храме подсобное хозяйство.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Владимир Николаевич говорит, что в храме не сохранилось икон и утвари, которые были здесь до его закрытия в начале XX века: «Все, что здесь было, в свое время увезли в Серов. Мы потом пытались найти, но ничего не получилось».
- Я сюда пришел служить в 2008 году, здесь все было разгромлено (второй этаж храма - прим. “Глобус”). Здесь потолок был пробит и светилось на улицу. Мы это все штукатурили четыре года. Лепнину больше по наитию восстанавливали. Где были кованные гвозди с большими шляпками (они были вбиты на половину и паклей опутаны), по ним и восстанавливали, - вспоминает староста.
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Владимир Креков отмечает, что в будущем есть планы по росписи храма: «Но это очень дорого. Пока мы иконостас поставили, без него службу нельзя вести. Киоты сразу стараемся хорошие делать, чтобы, как говорится, на годы».

Храм – это люди

В фондах Североуральского краеведческого музея хранится фотография начала нулевых годов XX века. На ней запечатлен юноша на колокольне церкви Петра и Павла. Юноша бьет в колокола. Серовчанам он знаком как настоятель Преображенского собора отец Симеон Шестков
Симеон Шестаков начинал свой церковный путь в храме Петра и Павла. Фото А.П.Потапова (из фондов Североуральского краеведческого музея)
Отец Симеон родился в Североуральске. 
- В храм уже осознанно я пришел в десятилетнем возрасте, - вспоминает отец Симеон. - У меня бабушка верующая. Она немка и с детства была воспитана в вере. И меня также воспитывала. Когда я был помладше, библию детскую читали. Она учила меня на ночь молиться. Мне это все в душу запало. Особенно образ: когда я был ребенком и меня бабушка укладывала спать, в спальне всегда обязательно горела лампадка перед иконой. Эта икона теперь у меня дома находится, и мои дети, когда засыпают, видят именно эту икону. И годам к десяти я, видимо, созрел. А толчком послужило крещение моего младшего брата Тимофея, у нас с ним 10 лет разницы. Я был на его крещении. Это было летом, и я узнал о воскресной школе. В сентябре я пришел в воскресную школу.
Несколько месяцев спустя,в декабре того же года, а происходило это на рубеже XX и XXI веков, настоятель храма Петра и Павла отец Владимир Душин предложил Симеону Шесткову пономарить в алтаре.
- Я это воспринял с огромной радостью, с восторгом. И потихоньку, помаленьку втягивался в богослужебную жизнь, научился звонить, - говорит отец Симеон. – Потом, после школы, я поступил в семинарию – сначала в духовное училище в Верхотурье, а потом в семинарию в Екатеринбурге. И, слава Богу, стал священником. Я многим благодарен Богу, что он привел меня в храм. Моя жизнь началась с храма Петра и Павла. Даже когда я учился в семинарии, хоть и была возможность остаться в большом городе, я не рвался, не хотел этого. Вернулся домой.  
Настоятель Преображенского собора в Серове отце Симеон Шестаков. Фото: Мария Чекарова, "Глобус"
С теплотой вспоминая время, проведенное в церкви Петра и Павла, отец Симеон отмечает, что главное в храме, это люди:
- Храм, это не только стены. Самое главное – люди. Это люди, которые до сих пор живы, люди, которых уже нет с нами, кто уже отошел в мир иной. Всех помню по именам, за всех молюсь. До сих пор, когда приезжаю в Североуральск и захожу в храм, всех встречаю с теплотой, с любовью. Были две сестры Лидия Дмитриевна и Валентина Дмитриевна, это две женщины, которые с утра до вечера были в храме. Они были уже в возрасте, но ни меня многому научили. И я сейчас не о каких-то богословских истинах говорю, у них вера была очень простая. У них можно было поучиться искренности веры.

Материал подготовлен при сотрудничестве с Североуральским краеведческим музеем.

Серов цвет.jpg

«Глобус» продолжает реализацию краеведческого проекта «Наследие рядом. Культурное достояние уральской глубинки». Если вам есть что рассказать журналистам, то позвоните в редакцию по телефону: 8 (34385) 3-82-41. Или пишите на электронную почту: kb@serovglobus.ru.

Все публикации проекта можно найти по тегу "Наследие рядом. Культурное достояние уральской глубинки".


Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных