Серов
19 °C
$66,40
69,44
Присоединяйтесь к нам:

Где ставили елку в Надеждинске и Серове? Как формировались традиции встречи Нового года?

Появление центрального зимнего городка в преддверии Нового года стало в Серове привычным явлением. Вряд ли кто-то из горожан может представить новогодние праздники без горок, яркой иллюминации и салюта после боя курантов. Но когда-то всего этого не было. Более того, первый официальный городской зимний городок был построен в Серове меньше 40 лет назад.

О формировании традиций празднования Нового года рассказал историк-краевед, заведующий историческим отделом Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Игорь Фомичев.

“Государственность, народность, православие”

На Руси Новый год отмечали в сентябре. Петр I перенес праздник на 1 января, но при Петре, отмечает Игорь Алексеевич, традиция устанавливать елки не прижилась.
Традиция ежегодно устанавливать новогоднюю ель появилась в России при Николае I, в 1840-х годах. 
– Традиция была учреждена на уровне государства, – говорит Фомичев. – В государственных учреждениях стали ставить и украшать рождественские елки. У россиян того периода Рождество было основным праздником. 
Это не то Рождество, которое отмечают христиане-католики в наше время – в ночь на 25 декабря. А Рождество православное – оно отмечается в ночь на 7 января. Разница в 13 дней сложилась из-за разницы в Юлианском и Григорианском календарях. В начале XX века Россия перешла на Григорианский календарь.
– Церковь не перешла, она осталась в том летоисчислении, в котором и сейчас существует. Эту разницу подчеркивали и католичество, и православие. В тот период они здорово разошлись – не было такого движения христиан навстречу друг другу, какое наблюдается сейчас, – отмечает Игорь Алексеевич.
Историк склоняется к мысли, что у создателей традиции встречать Рождество была цель создать праздник, который соединил бы представителей церкви, верующих людей, народ и светское общество.
– Почему эта традиция сформировалась в годы царствования императора Николая I? Думаю, что праздник должен был носить религиозный оттенок. Но праздник должен быть и приближенным к народным традициям, – говорит Игорь Фомичев. – В годы правления Николая появилась “Теория официальной народности” – государственность, народность, православие. Это единение и должен был символизировать государственный праздник. Официально Рождество считается религиозным праздником. Но в тот период у нас не было праздников, которые не носили бы религиозный характер. Государственного масштабного праздника не существовало – такого, когда все люди могли бы собраться вместе. Это была попытка объединить людей вокруг некоего симбиоза – встречи Рождества, которое символизирует начало нового года, нового периода.

Первая рождественская (новогодняя) ель Надеждинска

Общую рождественскую елку в поселке при Надеждинском сталерельсовом заводе впервые установили в 1895 году. 
– В 1895 году был сдан Клуб служащих и в этом же году в Надеждинске впервые установили елку. Но она тоже была приурочена не к Новому году, а к Рождеству. Такая традиция существовала вплоть до событий 1917 года. Хотя население, которое родилось в XIX веке, и после этого продолжало устанавливать елку не как новогоднюю, а как рождественскую, – отмечает Игорь Алексеевич. 
Первая ель была установлена не на улице, как это делается сейчас, а внутри здания – на первом этаже Клуба служащих.
Первая елка в Надеждинске была поставлена в 1895 году. Размещена она была на первом этаже Клуба служащих. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
Здание Клуба служащих и по сей день стоит на своем месте. Двухэтажное деревянное здание, построенное по проекту архитектора Пясецкого, сегодня носит адрес: ул. Агломератчиков, 9. Строение является объектом культурного наследия регионального значения.
- До 1917 года рождественские елки в Надеждинске устанавливали в учебных заведениях, - говорит Игорь Фомичев. - Это воспринималось, как хорошая традиция. Они стали украшением образовательного процесса. Но они все же в первую очередь символизировали Рождество, а не Новый год. Потому что смена одного года другим воспринималась как данность свыше. Поэтому, если мы посмотрим открытки того времени, то они носят библейский характер. Подарки были соответствующими. 

Вифлеемскую звезду сменила красная, советская, пятиконечная

В истории нашей страны был период, когда официально ни Нового года, ни Рождества... не было. Эти праздники не отмечались на государственном уровне.
– Когда сменилась власть, церковь отделили от государства. Хотя она, собственно, и была как бы отделена от государства. Тем не менее, из школ убрали Закон Божий. И в 20-е годы XX века такого официального праздника как Рождество на уровне государства не существовало. Но елки в домах семьи все равно ставили, наряжали их. На уровне государственных учреждений такой традиции уже не было, – рассказывает Игорь Фомичев
Люди, которые в 20-е годы продолжали украшать к новому году лесных красавиц, делали это по рождественской традиции.
- Даже если посмотреть перепись населения 1937 года... Казалось бы, столько государство боролось с религией, но большинство людей, которые участвовали в переписи, заявляли, что они - православные, – подчеркивает историк. 
К традиции ставить праздничные ели на государственном уровне вернулись позже, но уже совсем с другим смыслом. В 1935 году на уровне государства издается соответствующее постановление. В 1936 году страна встречала Новый год (а не Рождество) - с елками и Дедом Морозом.
- Рождественская елка подавалась в государственном масштабе уже как новогодняя. В этом же году новогоднюю елку впервые поставили на городском уровне. Ее установили во Дворце культуры металлургов. Внутри. Почему? Во-первых, климат. Во-вторых, елка – это определенные мероприятия, всевозможные хороводы и так далее, - делится краевед. 
Игорь Фомичев говорит, что с 1935 года "елка стала частью идеологической работы".
- Детей же надо приобщать к советским праздникам. С тех пор этот момент подавался именно как советский праздник. Коль скоро эти документы были приняты на уровне Советского Союза или РСФСР, то это немедленно было спущено вниз, - рассказывает Игорь Алексеевич.
В это же время появляется продукт, ставший одним из символов Нового года в Советском Союзе, а позже и на постсоветском пространстве – “Советское шампанское”.
– Если посмотреть на этикетку – 1936-й год. То есть, производители позиционируют себя именно с этого периода, – говорит Фомичев. – С этого же момента появляются новогодние игрушки, которые носили пропагандистский характер. Елочные игрушки и до этого были, но теперь появились такие формы, как красная звездочка и так далее. Ребенок об этом не задумывается, но подспудно… Новогодние игрушки отражают определенную историческую эпоху. Скажем, эпоху Хрущева, эпоху Сталина, эпоху Брежнева, освоение космоса и тому подобное. Эти незатейливые фигурки являются отражением своей эпохи. Эти верхушечки, украшения являлись символом советской власти.
Наверняка у многих сохранились елочные игрушки с государственной символикой СССР. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
Так рождественская елка превратилась в новогоднюю, а Вифлеемская звезда, которую водружали на ее вершину, была заменена пятиконечной красной советской символикой.
– Теперь Дед Мороз и Снегурочка стали олицетворять праздник советских детей. Подарки - это тоже не придумка советской власти, они были и раньше. Рождественские чудеса стали новогодними. Что касается открыток – вместо рождественских открыток стали распространяться открытки светского характера – “С Новым годом!”. Новогодние базары - тоже были до советской власти. На рождественских базарах продавали те же костюмы, маски и так далее, – рассказывает историк.
Рождествеские открытки были заменены новогодними. Это открытки середины XX века. Фото: Константин Бобылев, архив "Глобуса"
Образы Деда Мороза и Снегурочки связаны, в первую очередь, с народными традициями, верованиями. 
– Это прижилось. Вера в Деда Мороза – хорошая детская сказка, через нее, думаю, прошли все дети. Это уже потом все понимают, что Дед Мороз - это родители, – смеется Игорь Алексеевич.

Годы войны и “Карнавальная ночь”

В годы Великой Отечественной войны елка переехала из здания Дворца культуры металлургов на улицу – на стадион “Металлург”.
– Дворец культуры был занят под госпиталь и, естественно, ставить там елку было неуместно. Было принято решение выбрать место в городе, где проходят мероприятия. Война войной, но на стадионе проходили всевозможные спортивные, детские мероприятия. Елку решили ставить там. После того, как в 1944 году госпиталь выехал из Дворца, в 1945 году туда вернулась елка, – рассказывает Игорь Фомичев
Был период, когда во Дворце культуры металлургов не просто ставили елку и поздравляли детей. Там были праздники и в саму новогоднюю ночь.
– Недаром Эльдар Рязанов снял “Карнавальную ночь”. Судя по нашей прессе, начиная где-то с 1946-го года по конец 1950-х в учреждениях была традиция встречать Новый год вместе – именно новогоднюю ночь. Такая традиция у нас продержалась недолго, все же Новый год – семейный праздник, – отмечает Игорь Алексеевич.
Новогодние праздники для металлургов в Серове организовывали в ДКМ – во Дворце была "сильная самодеятельность".
– Встреча Нового года - это определенная самодеятельность. Не просто пришел, покушал, выпил, закусил – а нужно что-то рассказать, показать, песню спеть. При Дворце культуры была очень сильная самодеятельность, наши коллективы, хоровые ансамбли занимали высокие места на уровне региона – всегда были в шестерке, - говорит Фомичев.

Ирис, “Мишка на севере” и конфеты “Школьные"

Игорь Фомичев родился в 1962 году, его детство пришлось на 60-е - начало 70-х годов. И в его памяти хорошо отложилось, какие новогодние подарки в то время дарили предприятия детям своих сотрудников.
- Помню из детства – что в 1972, что в 1973 годах подарки были однотипными. Формы, конечно, менялись – упаковка была в форме белого снежка. Что там было? Небольшой ассортимент конфет, естественно, апельсины и чуть-чуть московских конфет, типа “Мишка на севере”. Все это в магазинах просто так не продавалось. В основном, насколько понимаю, это все закупали предприятия и вкладывали в детские подарки. Там был ирис, батончики, “Школьные” конфеты, - вспоминает Фомичев.
1962 год. Подготовка новогодних подарков для елок в ДКМ. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
Игорь Алексеевич говорит, что один подарок собирали тогда на сумму около 2 рублей 50 копеек. В интернете пишут, что в те годы за 20-22 копейки можно было купить булку хлеба, а за 2 рубля 20 копеек – батон вареной колбасы.
– По тем временам это были неплохие деньги, – отмечает историк. – Было приятно получить такой подарок, тем более, что давались пригласительные билеты на елку. Пришел на елку, посмотрел постановочку в зале. Самым радостным моментом было не вокруг елки походить, а подойти к домику, протянуть карточку и получить подарок.

Районные елки

Первый городской центральный зимний городок появится в Серове только в 1985 году. Он был возведен на пустыре в центре города. Сейчас на этом месте находится Преображенская площадь. 
– До этого елки ставили на улицах города. Но это исходило не от городских властей, а от профсоюзных организаций учреждений, – отмечает Игорь Фомичев. – Первыми ставить новогоднюю елку на улице стали металлурги. Потому что у них был ДК и елку, в основном, ставили без городка.
В фондах Серовского исторического музея сохранились снимки, подписанные как первый новогодний городок Серова. Но Игорь Алексеевич говорит, что это пример одной из елок, установленных профсоюзом метзавода. По домам, расположенным на заднем плане, видно, что елка стоит во дворе домов в квадрате современных улиц Льва Толстого, Февральской революции, Зеленой и площади Металлургов.
Металлурги ставили елку и перед ДКМ, но там было мало места, так как в разные годы на площади располагались фонтаны и памятник Ленину. 
- Потом елку начали ставить железнодорожники - у Дома культуры железнодорожников. Ферросплавщики ставили елку у себя. Но основной была елка, которую ставили металлурги. Потому что металлургов было больше, чем железнодорожников и ферросплавщиков. Поэтому елка в ДКМ воспринималась как городская, - говорит Фомичев.
1950-е годы. Татьяна Асташина на фоне елки, установленной перед ДКМ. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
Такая же ситуация была с зимними городками.
- Новогодние городки, конечно, строили. Но они носили не городской характер, они были местными – в микрорайонах, - объясняет краевед. - Эти городки строили учреждения, которые находились в этих районах. А первый городок в масштабах всего города, с привлечением всех организаций, был построен в 1985 году.
Первый Центральный зимний городок в Серове построили по постановлению “сверху”. Тогда эту традицию формировали также на государственном уровне и повсеместно. Игорь Фомичев сравнивает ситуацию с празднованием Дня города, который в Серове впервые отметили в 1978 году:
– Было постановление центральных органов власти. В городах, в том числе в нашем, стали отмечать Дни городов. Поскольку по всему Союзу было принято постановление, елка и новогодний городок появились и в Серове.

Главная елка и четыре угловых

Исполком серовского горсовета 30 мая 1985 года принял решение для своевременной подготовки к зимним каникулам и оформлению новогоднего городка. Была утверждена комиссия по разработке и подготовке плана оформления зимнего городка. В нее вошли: А.Т. Казанцев (председатель), Л.В. Зайцева (зампред), Б.В. Легенин, Н.М. Метелев, Ю. Востриков, В.Н. Поляков, В.В. Мобило, Л.Н. Величко, А.И. Суббота.
“Обязать руководителей предприятий металлургического, механического, ферросплавного заводов, отделения дороги, треста «Серовстальстрой», объединения «Серовлес», узла связи выполнить соответствующий объем работ по оформлению зимнего городка. Металлургическому заводу им. А.К. Серова оформить и установить декоративное освещение, изготовить лабиринт из льда, сферическую снежную горку и две снежные фигуры. Механическому заводу изготовить световую бегущую иллюминацию по всему периметру городка и две снежные фигуры, возвести восточную стенку городка из снега с иллюминацией по верхней части стенки. Заводу ферросплавов доставить, установить и украсить световой бегущей иллюминацией главную елку и четыре угловых елки, подвести основной силовой кабель ко всему зимнему городку, разработать не менее 12-15 световых программ включения. Отделению железной дороги изготовить западную стенку городка из снега с монтажом световой иллюминации по верхней части. Объединению «Серовлес» изготовить и украсить две деревянные горки по заранее утвержденным эскизам. Тресту «Серовстальстрой» установить и покрасить гигантские шаги (2 штуки) и две снежные фигуры. Городскому коммунальному хозяйству очистить площадь от снега и заготовить его для изготовления 12-ти снежных фигур, по периметру городка установить не менее 10 скамеек, обеспечить заливку горок водой. Районному узлу связи обеспечить озвучивание площадки городка”, – Игорь Фомичев цитирует решение горсовета.

Дворец – “Небо” – храм

На пустыре (будущей центральной площади Серова) зимний городок строили вплоть до конца XX века. А когда началось возведение храма Преображения Господня, городок переехал на площадь перед Дворцом культуры металлургов.
– Там было удобнее, – отмечает Игорь Фомичев. – Поскольку металлурги участвовали в финансировании строительства городка, им было удобней делать его у себя. Хотя, помимо елки на улице, елка стояла и на втором этаже Дворца культуры. Она, наверное, и сейчас там стоит – новогодние сказки и выдачу подарков никто не отменял. Елку, как правило, ставили настоящую. Уже потом стали ставить искусственную.  

1990-е годы. Городок на пустыре в центре города. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
1990-е годы. Городок на пустыре в центре города. Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
На площади ДКМ городок строили с 1999 по 2016 годы. В 2017 году площадь ДКМ была реконструирована и городок переехал на площадку возле торгового центра “Небо”. Там городок строили всего один раз, после этого он вернулся на пустырь в центре Серова, который к этому времени превратился в Преображенскую площадь. С тех пор центральный зимний городок соседствует с храмом. 
В 2021 году началась реконструкция Преображенской площади, которая закончится лишь в 2022 году. Несмотря на работы, городок решили не переносить с полюбившегося горожанам места.
Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru
Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru

Новый год и Рождество

- Традиция эта появилась у нас не случайно, - Игорь Фомичев говорит о традиции отмечать Новый год. - Это укрепление советского образа жизни – это та же идеология, та же пропаганда, начиная с такого возраста. Естественно, ребенок это воспринимал как “Советское счастье”.
Историк отмечает, что в последние годы вновь начинают говорить о праздновании Рождества:
- Сейчас Рождество, конечно, уже так не отмечается, но эту традицию пытаются вернуть. Хотя все понимают, что Новый год никуда не денется. Сейчас часто поздравляют “С Новым годом и Рождеством” – то есть, пытаются их объединить. Хотя на Рождество возле храмов украшают вертеп - по Библии. Это тоже сейчас потихоньку входит в нашу жизнь, но привлекает это очень мало людей. Люди больше ориентированы на Новый год, потому что с ним связано детство, так их воспитывали, так и они воспитывают своих детей – появилась связь поколений, преемственность. 
Для детей и их родителей Новый год не просто праздник, но и период отдыха – в школе длинные каникулы. 
– Школьные рождественские каникулы – это самые продолжительные каникулы, кроме летних, - Игорь Алексеевич говорит, что эти каникулы появились в стране вместе с традицией отмечать Рождество. - Эти рождественские каникулы были не просто перерывом в образовательном процессе, ребенок в это время привлекался к православным ценностям, духовному отдыху. Сейчас мы говорим “новогодние каникулы”, а в последнее время стали говорить “рождественские праздники”. Церковь играет заметную роль в обществе. В императорской России все вращалось вокруг церкви, возьмем, например, мораль. Сегодня через факультативы в школе пытаются возродить православную культуру, но это уже немножко не то. У детей 21-го века уже совсем другое восприятие. И то, что нас отличает от запада - у нас на первом месте совесть, у них - закон. Совесть не регламентируется законом. Поэтому церковь сейчас пытается вернуть потерянные позиции у подрастающего поколения. 
Иллюстрация в анонсе: Фото из фондов Серовского исторического музея, с сайта goskatalog.ru

Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных