Введенский собор. Фото: Константин Бобылев, "Глобус"
В Карпинске, на улице Советской, стоит Введенский (или Богословский) собор. Двухэтажное белокаменное здание, увенчанное пятью золотыми куполами - единственный в городе объект культурного наследия.
Согласно постановлению Совета министров РСФСР №1327 “О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР” от 30 августа 1960 года, Введенский собор признан объектом культурного наследия федерального значения.
-
Введенский собор – единственный памятник XVIII века, который сохранился в нашем городе, - говорит
Александра Левина, главный хранитель Карпинского краеведческого музея. -
Строить его начали в 1767 году, закончили – в 1776 году. Собор строился сразу каменным, двухпрестольным. Нижний престол был освящен в честь Введения во храм пресвятой Богородицы. Верхний – в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Поэтому собор называют и Введенским, и Богословским. Собор дал название и нашему заводу – Богословский медеплавильный завод, и всему округу – Богословский горный округ.
Город Карпинск раньше тоже назывался Богословском.
В 1770 году Богословский завод посетил профессор Петр Симон Паллас. Позже он написал книгу, в которой описал увиденное: “
Из домов сооружены токмо контора, изба для хозяина, здесь часто проживающего, и несколько хижин работников, но место, на коем жилья линиями строиться будут и окрестные холмы прочищены уже для каменной на готический вкус строящейся церкви, в которой внизу зимняя уже совершена и можно расписывать, а вверху начаты токмо стены.Для снабдения сих зданий вблизи есть кирпичный завод”.
В книге “Приходы и церкви Екатеринбургской епархии”, изданной в 1902 году, приводится описание собора: “Заложенъ Богословскiй соборъ въ 1767 году, съ благословенiя Митрополита Тобольскаго и Сибирскаго Павла, архимандритомъ Верхотурскаго Николаевскаго монастыря Тихономъ, которымъ и былъ освященъ нижнiй храмъ; верхнiй же храмъ былъ освященъ въ 1776 году, съ благословенiя епископа Тобольскаго и Сибирскаго Варлаама, Архимандритомъ Верхотурскаго монастыря Феодосiемъ. Какъ построенiе собора, такъ и снабженiе его необходимою церковною утварью было произведено старанiемъ и иждивенiемъ основателя Богословскаго завода Максима Походяшина. Снаружи соборъ сохранился въ своемъ первоначальномъ видѣ, за исключенiемъ каменной пристройки съ западной стороны для размѣщенiя лѣстницъ при входѣ въ верхнiй храмъ, который (входъ) до 1880 года былъ открытымъ. Внутри соборъ былъ нѣсколько разъ обновленъ, частiю на церковныя средства, частiю на пожертвованiя прихожанъ. Изъ лицъ, служившихъ при храмѣ особенною извѣстностью и доброю памятью среди мѣстнаго населенiя пользуется покойный протоiерей Iоаннъ Луканинъ, который при Богословскомъ Введенскомъ соборѣ былъ протоiереемъ и благочиннымъ болѣе 40 лѣтъ и съ пользою служилъ для церкви и паствы”.
-
Построен собор был на средства Максима Походяшина. Построен был со вкусом. Строили его так, как считал должным Походяшин. Считается, что собор относится к, так называемому, "Уральскому барокко", некоторые этот стиль даже называют «Походяшинское барокко», - отмечает
Александра Равильевна.
Одной из “изюминок” собора были часы, расположенные на колокольне. К сожалению, не сохранилось ни одного изображения собора с часами.
-
В архивах Михаил Сергеевич Бессонов (историк-архивист - прим. “Глобус”) находил информацию, что в свое время на колокольне располагались огромные часы стоимостью 600 рублей золотом. Где конкретно располагались часы – не известно. Часы на соборе были в XVIII веке, при Походяшине. Но в XIX веке следы часов теряются, их уже не было. В то время всего два завода могли похвастаться часами – Невьянский (часы на невьянской башне) и Богословский, - отмечает главный хранитель музея.
Старинная улица
Самое ранее изображение собора датировано 1797 годом - это рисунок
Гельмана, опубликованный в книге
Леонида Иофы “Города Урала”. На рисунке автор сконцентрировал внимание на медеплавильном заводе, который расположен в центре композиции. Собор выполнен в мелком масштабе.
Еще одно раннее изображение Введенского собора - литография
Гоштейна и
В. Адама, датированная 30-ми годами XIX века. В Карпинском краеведческом музее хранится ее копия.
- Совершалось путешествие по заводам Урала. Адам был в составе экспедиции Купфера, который совершал это путешествие, и делал зарисовки в своем альбоме. Экспедиция была связана с производством, - говорит
Александра Левина.
В фондах музея хранится много почтовых карточек с различными изображениями собора. Выпущены они были в начале прошлого века – в 1904-1905 годах. На одной из них на переднем плане улица, на которой стоит собор. По улице проложены рельсы, а по рельсам бежит паровоз.
-
Раньше это была главная улица, она называлась Богословской. Сейчас улица называется Советская. По ней проходила железная дорога – узкоколейка, - рассказывает
Александра Равильевна. -
По узкоколейке ходил паровозик, который называли «Кукушка». Так его назвали, потому что он издавал характерный звук. Узкоколейная дорога была проложена для нужд завода. Она была частью первой узкоколейной железной дороги, построенной на Урале в 1883 году. Ее протяженность была 14 километров – от Турьинских рудников до Богословска. Построили ее чтобы возить медь с рудников на Богословский медеплавильный завод.
Главный хранитель музея говорит, что напротив собора находился магазинчик «Золотой», где можно было сдать золото, намытое в реке Турье. На это золото в магазинчике можно было что-то приобрести.
-
Это старинная улица, на ней сохранилось очень много зданий, даже деревянные дома начала XX века, построенные до 1905 года. И сохранились два здания, в которых располагались лавки купцов Шадриных. В одном в начале XX века располагалась аптека, - отмечает
Александра Левина.
Были в городе и дома, которые принадлежали собору. Об этом сказано в книге “Приходы и церкви Екатеринбургской епархии”: “Богословскому собору принадлежатъ десять деревянныхъ лавокъ и два деревянныхъ дома. Лавки отдаются въ авренду съ торговъ, а въ домахъ помѣщаются квартиры для соборнаго причта”.
Четыре могилы
Известно, что в разные годы на территории собора были захоронены четыре человека. Самый известный из похороненных у стен храма - священник
Стефан Попов, отец изобретателя
Александра Попова.
К 225-летию собора была выпущена газета, в которой разместили фото двух одинаковых крестов, установленных на территории храма. Таким образом символически (точное место не известно) отметили могилы
Стефана и
Анны Поповых. Но позже выяснилось, что
Анна, супруга отца
Стефана, была захоронена на другом кладбище. Кресты убрали.
-
Поставили изначально два креста, потому что везде было прописано, что у стен собора захоронены родители Попова. Думали, что и матушка Анна и отец Стефан захоронены здесь, - говорит
Александра Левина. -
Потом Михаил Сергеевич Бессонов поднял метрические книги Введенского собора с 1801 по 1917 годы и выяснил, что матушка Анна была захоронена возле Казанской церкви. В метрических книгах это было прописано. А здесь – только отец Стефан.
Протоиерей Введенского собора
Стефан Попов скончался 20 февраля (здесь и далее даты указаны по старому стилю - прим. “Глобус”) 1897 года от рака желудка.
Стефану Петровичу было 69 лет. Был погребен 22 февраля.
Помимо отца Стефана возле собора покоятся заштатный священник
Тимофей Тимофеевич Тимофеев, священник
Евлампий Иоаннович Уваров, начальник Богословского горного округа
Константин Данилович Романовский. О каждом из них сохранились записи в метрических книгах собора (они опубликованы на официальном сайте храма).
Первым удостоился чести быть похороненным у стен собора
Константин Романовский. Запись в метрической книге датирована декабрем 1866 года.
Константин Данилович скончался в возрасте 40 лет от чахотки. Романовский скончался 13 декабря, погребен 16 числа.
28 марта 1877 года возле Введенского собора похоронили заштатного священника
Тимофея Тимофеева из Красногорского села, Верхотурского уезда.
Тимофей Тимофеевич болел раком, скончался 25 марта в возрасте 76 лет.
Последними возле собора, в 1897 году, упокоили останки священника
Евлампия Уварова. Он скончался 7 ноября от апоплексии, в возрасте 58 лет. Был погребен 9 ноября. Согласно метрическим книгам, отец
Евлампий исповедовал перед смертью отца
Стефана Попова и участвовал в погребении отца
Тимофея Тимофеева.
Соборная перестройка
В XIX веке собор несколько раз ремонтировался и подвергался небольшим реконструкциям. В архивах Карпинского краеведческого музея хранится историческая справка о соборе, которую подготовила бывший директор музея
Людмила Попова. В документе рассказывается о всех изменениях, которые произошли в соборе.
Согласно чертежам собора от 1817 года, первый этаж состоял из пяти частей: алтаря, церкви, трапезной, сеней и крыльца. В алтарной части было три окна Храмовая часть освещалась пятью окнами. С северной стороны, между двумя окнами, размещалась дверь. К храмовой части примыкала трапезная, которую освещали шесть окон. В трапезную вели сени, в которых были три входа. Сени были окружены открытым крыльцом, которое вело на второй этаж.
Второй этаж - храм Иоанна Богослова - состоял из четырех частей: алтаря, церкви, трапезной и сеней, которые располагались над аналогичными частями первого этажа. Над сенями второго этажа возвышалась колокольня. Высота колокольни со шпилем составляла 56 метров.
На втором этаже в церкви две двери - на южном и северном фасадах. Эти двери вели на галерею, которая проходила по периметру храма на уровне карниза второго этажа.
На чертежах собора 1842 года у галереи проходящей по фасаду второго этажа, отсутствует ограждение. Дверные проемы на втором этаже превратились в ложные. Деревянное крыльцо разобрали и заменили деревянной лестницей на два схода.
По свидетельствам от 1865 года, собор был по новой оштукатурен и выбелен, крышу почистили и покрасили малахитовой краской.
В 1880 году деревянную лестницу с западной стороны заменили на крытую лестничную пристройку.
Самым сильным изменениям здание подверглось в XX веке.
Клуб, склад, гараж…
-
Колокольню взорвали в 30-е годы прошлого века, - говорит
Александра Левина. -
По архивным данным, взрывная сила была настолько мощной, что снести должно было чуть ли не половину города. Заряд закладывали три раза. И только с третьего раза была разрушена колокольня, а сам собор устоял. Хотя планировали собор целиком снести. Собор в итоге решили оставить и использовать его под различные нужды.
В разные годы XX века культовое здание использовалось в разных целях - под клуб, склад, гараж.
-
К нам даже бабушки приходили и рассказывали, как они на втором этаже танцевали, - рассказывает главный хранитель музея. -
Второй этаж использовали под танцы. А на первом этаже были различные склады. Использовали здание под гараж. Это было в 50-х, 60-х, 70-х годах. А потом он долгое время стоял в запустении, заброшенным. И только в конце 90-х годов начали восстановление собора.
В соборе сохранилась часть фресок.
-
Приглашались реставраторы из Москвы, которые смотрели фрески на предмет восстановления. Сказали, что во-первых, их восстановление будет очень дорого стоить. А во-вторых, изображений первоначального вида фресок нет, фотографий тогда не было. Восстановить их нереально, - отмечает
Александра Равильевна.
При восстановлении нижнего придела, фрески, которые сохранились под сводами храма, реставрировать не стали, но и не забелили. Лики святых смотрят на прихожан из «окошек» свежей побелки.
Второй этаж собора до сих пор не восстановлен.
Предлагали снести
Сегодня настоятелем собора является отец
Виктор Эльрих. Он помнит собор еще в разрушенном состоянии.
- Я в этом городе вырос, детство мое здесь прошло. Я сам побывал на развалинах храма – все было заросшим, акации росли, большие тополя рядом – вид был печальный, - говорит отец
Виктор. -
Предпринимались две попытки восстановления. Первая была еще в советском периоде. Но они оказались тщетными, заканчивались на первом этапе, при возведении лесов. Встал вопрос о судьбе храма. Были предложения его снести, потому что его восстановление казалось многим людям совершенно невозможным.
И все же в конце XX века восстановление собора началось.
- В первую очередь здесь нужно отметить отца Алексея Носкова. Был такой батюшка. Наверное, с него это началось, - вспоминает настоятель собора. -
Отец Алексей Носков мало-помалу начал восстановление. Он, как священник, обращался за помощью, помощь ему оказывали.
Отец
Алексей Носков был настоятелем церкви Казанской иконы Божьей матери, которая также находится в Карпинске.
- Работа потихоньку началась с нижнего предела. Оттуда вывозили КамАзами мусор. Началась кампания, которая на первый взгляд казалась безуспешной. Тем не менее, с Божьей помощью (по другому никак, Богу это было угодно), благодаря стараниям людей дело сдвинулось с мертвой точки. Когда стало ясно, что можно сохранить что-то из того, что мы имеем, и даже восстановить, было зарегистрировано юрлицо. Это было начало нулевых годов. Прихода как такового еще не было. Храм для молитвы не использовался, - говорит отец
Виктор.
Был создан Православный благотворительный фонд “Богословский Введенский собор”. Этот фонд существует и поныне.
-
Благодаря этому фонду были привлечены средства. Председателем этого фонда является Николай Сергеевич Индиков. В состав входит Михаил Эрикович Бураев, - рассказывает отец
Виктор. -
Я тоже имею отношение к этому фонду, вхожу туда. Был создан попечительский совет, который контролирует и курирует работу фонда. Председателем попечительского совета является Сергей Юрьевич Бидонько (вице-губернатор Свердловской области - прим. “Глобус”).
Благодаря его энергии, его инициативе, заботе было проделано много работы. Он еще будучи мэром Карпинска сумел привлечь людей.
Первая служба в Введенском соборе, после более 70-летнего перерыва, прошла 8 апреля 2007 года. Была совершена Божественная литургия на Пасху. Тогда настоятелем собора был отец
Илья Баршунин. С этого момента службы возобновились.
Колокольню планируют восстановить
В 2015 году настоятелем Введенского собора стал отец
Виктор Эльрих. Он продолжил ратовать за дальнейшее восстановление объекта культурного наследия.
- Когда-то храм был на балансе города. Город решил его передать области. И получилось так, что город отдал объект, а область не приняла... И храм подвис между небом и землей, - говорит отец
Виктор. -
Когда я стал настоятелем, я стал проводить работу по возможности дальнейшего восстановления собора. Для начала нужны были хоть какие-то документы. В архиве Екатеринбурга, я запросил справку о том, что это православный храм, что здание имеет конфессиональное значение. Понятно, что это все знают, но это нужно было каким-то образом доказать. Нам эту справку предоставили. Потом мы присвоили адрес храму, у него не было почтового адреса. Я обратился в органы, контролирующие подобные объекты, чтобы с нами заключили договор пользования и составили охранное обязательство. На данный момент храм является собственностью Российский Федерации, мы – пользователи, и у нас есть охранное обязательство. Благодаря Сергею Юрьевичу Бидонько (инициатива от него исходила – он обратился к людям, привлек средства) последние два года ведется активная работа и уже практически готов проект по восстановлению (колокольни – прим. «Глобус»).
У храма отсутствует самая большая часть. Сейчас мы с проектом уже выходим на главгосэкспертизу в Москве. На сегодня действует четырехсторонний договор. По договору привлечением средств для восстановления собора занимается благотворительный фонд. Фонд является инвестором, то есть все деньги, которые будут поступать на восстановление, будут проходить через этот фонд. Вторая сторона договора – исполнитель, компания, которая будет непосредственно производить работы. Третья сторона – проектанты, которые готовят нам проект и будут контролировать строительство. Четвертая сторона – мы, как принимающие работу.
Отец Виктор отмечает, что проект предусматривает строительство на три года: “
Мы уже много лет этим живем, держим руку на пульсе. Много людей задействованы в этом. Мы все ждем”.
-
Приход дружный, община у нас старая и достаточно большая. Раньше, до открытия Введенского собора, вся община была в храме Казанской иконы Божией матери. Когда Введенский собор открыли, община постепенно разделилась на две части – кто-то стал ходить в собор, кто-то остался в Казанском храме. В храме мы служим много, часто, - говорит настоятель Введенского собора.
Центр городской жизни
Сразу после постройки собор стал центром городской жизни.
- Там находилась богатейшая библиотека, в которой было очень много и рукописных материалов, и периодической литературы, которую выписывали, - рассказывает главный хранитель Карпинского краеведческого музея. -
Но печален тот факт, что следы этой библиотеки до сих пор не удалось найти. Но церковные книги в храме остались.
Одну из сохранившихся книг отец
Виктор Эльрих передал в дар Карпинскому краеведческому музею. Это изданная в 1895 году в типографии Санкт-Петербурга «Минея. Месяц май».
-
Когда храм грабили после гражданской войны, перед взрывом колокольни из него выносили иконы, - рассказывает отец
Виктор. - Как рассказывали люди, у которых это еще оставалось в памяти, храм оцепили солдаты. Из храма выносили иконы, книги – все, что там было. Выносили, прикладами разбивали... Но люди что-то смогли спасти. То, что спасли, до сих пор хранится у людей. Редко, но бывает, что люди приносят из дома такие предметы. У некоторых на руках еще сохранились храмовые иконы, старинные «Евангелие», «Псалтирь», «Минея» – богослужебные книги. У нас есть «Минея» за 1750 год. Некоторые книги даже в более-менее приличном состоянии сохранились.
В планах отца
Виктора создать небольшой музей. Расположится он через дорогу от собора, в доме №1 по улице Луначарского. Это здание тоже историческое, сейчас оно реставрируется. Построено оно было как здание Богословского акционерного общества. В XX веке там располагались художественная школа, спортивный клуб.
- Это соборный дом. Там большие широкие залы с большими дверными проемами, высокими дверями, потолками, с барельефами. Здание старинное. В этой части города сохранился ансамбль старых зданий, - рассказывает настоятель собора. -
Поскольку в этом здании и архитектура располагающая, мы проводим там ремонт, второй этаж уже практически сделали. Стараемся выдержать в том же стиле, приблизить к тому времени. Планируем там сделать дом-музей. Потихоньку но упорно мы к этому идем.
Не только книги дошли до наших дней. На территории храма, в ограде, был найден старинный серебряный напрестольный крест.
- Люди рассказывали, когда крест нашли, было совершенно непонятно, что это – комок грязи, ржавчины. В итоге его смогли очистить и он лежит на престоле в алтаре, мы много лет с ним служим, - говорит отец
Виктор.
Для детей и города
Перед собором установлен небольшой детский комплекс. Работы по его установке не закончены.
- И у нас предполагается площадка, в углу участка. Пока ее строительство приостановили. Сейчас ждем, когда зайдут строители. Проект по восстановлению собора предполагает также проект прилегающей территории. Тогда мы думали сами это сделать. А поскольку мы подошли к восстановлению, решили все приостановить. И потом, согласно проекту, все интегрировать, - говорит отец
Виктор.
Есть планы по благоустройству и прилегающей к храму территории.
-
Основателем нашего города можно считать Максима Михайловича Походяшина. Благодаря основанию здесь завода появились и поселок, и храм, и потом город, - говорит настоятель собора. -
Есть задумка сделать небольшой сквер в лесополосе за автостоянкой и поставить там мемориал. Это будет не памятник Походяшину, так как его изображение до нас не дошло. Это будет монолит, глыба дунита, на которой установят мемориальную доску. Планов много. Мы работаем, мы этим живем, мы этим дышим.
Материал подготовлен при сотрудничестве с Карпинским краеведческим музеем.
«Глобус» продолжает реализацию краеведческого проекта «Наследие рядом. Культурное достояние уральской глубинки». Если вам есть что рассказать журналистам, то позвоните в редакцию по телефону: 8 (34385) 3-82-41. Или пишите на электронную почту: kb@serovglobus.ru.
Все публикации проекта можно найти по тегу "Наследие рядом. Культурное достояние уральской глубинки".