Александр Сысоев возглавил Серовский театр драмы имени А.П. Чехова. Актер, театральный режиссер и ученик известного драматурга, театрального деятеля Николая Коляды рассказал, каково управлять театром в эпоху коронавирусных ограничений, о современной драматургии, серовском театре и быте вдали от семьи.
Александр Юрьевич, как случилось, что вы продолжили служить театру в Серове?
- Я приехал для постановки "Бабы Шанель" - как очередной режиссер. К сожалению, спектакль так и не успели выпустить. Он был готов, но буквально за 3 дня до премьеры все сорвалось. Случилось то, что случилось - карантин...
Во время работы ты знакомишься с цехами, актерами, ты в прямом контакте с директором, художником... Все получалось, все получали удовольствие от репетиционного процесса, рабочего взаимодействия. Идеально работают цеха в театре, Владимир Анатольевич (Пантелеев, - директор театра, - прим. "Глобус") делает все, что должен делать директор. И делает это замечательно.
На тот момент в театре не было главного режиссера и директор увидел, что работа кипит, у всех все складывается. Когда я уехал, Владимир Анатольевич позвонил и мы договорились. Я остался работать актером в Коляда-Театре, просто сейчас меньше спектаклей. Режиссурой я занимаюсь достаточно долгое время, года с 2007... Был самоучкой. Этим летом я заочно закончил курс режиссуры у
Анатолия Аркадьевича Праудина и
Владимира Анатольевича Кравцева, получил диплом. Так сошлось, я работал, параллельно получил диплом, я, извиняюсь, не с улицы зашел... У меня достаточно большой опыт постановок.
Как удалось совместить работу в Серове и в Коляда-Театре?
- Какую-то паузу я взял, пришел к Николаю Владимировичу (
Николай Коляда, - прим. "Глобус")... Нагрузка у меня была небольшая как у актера, но я еще ассистент
Николая Коляды, по сути - второй режиссер. Он сказал, что нужно расти, поддержал мое решение. Было его напутствие и поддержка. Сейчас мы общаемся. Естественно, что я буду играть в театре у Коляды, приезжать, но спектаклей у меня там будет меньше. Основное место работы здесь - в Серове.
Какое-то мнение у вас было сформировано о Серовском театре до очного знакомства с ним?
- Конечно. Театр с замечательной историей. Супер, здорово здесь было. В театр постоянно приезжал Коляда-Plays. Я видел спектакли: "Про самого длинного червяка", например. Замечательные спектакли. Где-то мы пересекались на фестивалях. Я был знаком с театром не шапочно, не по наслышке.
В связи с всевозможными ограничениями сейчас время для культуры непростое. Вы переживали, что в столь непростое время вам придется возглавить театр? Финансовые вопросы, явка зрителя...
- Если всего бояться, тогда ничем не нужно заниматься. Любой адекватный человек понимает,что риски существуют. Они неизбежны. Самое большое сожаление, связанное с карантином, заключается в том, что мы все и я лично никак не можем повлиять на то, чтобы он кончился. Я все это понимал. Моя позиция в том, что я хочу работать, я хочу строить театр, а уж как это все разрешится... Вот есть вариант работать на улице и мы пытаемся, мы
сделали читки, а в августе будем более активно задействовать веранду...
Летнюю эстраду ДКМ?
- Да, летнюю эстраду. Я ее верандой называю. Там будет около 6 мероприятий, в субботу - воскресенье. Для взрослых, для детей. Будут читки, будет концерт театральной группы. Сейчас верстаем афишу. Разрешили такой формат, теперь нужно его усиленно нарабатывать. Все хотят работать, я, актеры. А придут или не придут люди, это всегда дело вкуса. Но я зову в театр всех, театр - для людей... В новом театральном сезоне для серовского зрителя мы готовим много премьер: " Лгунья"
Николая Коляды, "Море, Звезды, Олеандр"
Марии Малухиной, "Баба Шанель"
Николая Коляды, "А зори здесь тихие" по повести
Бориса Васильева. Инсценировка -
Алексей Еньшин. Будет бенефис заслуженной артистки РФ
Светланы Королёвой. "ГАРОЛЬД И МОД"
Колина Хиггинса в постановке молодого режиссёра
Сергея Зырянова. Репертуар разноплановый, он для всех. Цены на билеты... В Екатеринбурге дороже, тут есть своя специфика. Будет мероприятие на улице, стоимость входа будет 200 рублей... Что это такое - пачка сигарет. Никто не может работать бесплатно, но прибыль - не основной вопрос, гораздо важнее встреча со зрителем, театр без зрителя - это не театр, а спектакли-онлайн - это не то.
В театре появляются новые артисты. Их набор происходил под вашим началом?
- Массового набора артистов нет. Мы взяли нового человека
Евгения Максимова, он из Иркутска. Объявили набор в группе нашего театра, мы нуждаемся в определенных артистах, нам нужны мужчины. В театре это неизбежная штука: кто-то приходит, кто-то уходит. У меня есть стратегия и мне нужны определенные типажи. Кто нужен был, того нашли... Была бы возможность взять больше, я бы взял больше, но есть определенные ограничения. Один артист у нас ушел, пришлось попрощаться...
Некоторые выбыли вместе с Петром Незлученко (бывший главный режиссер театра - "Глобус")?
- Эта
история была до меня и меня это не касается. Я могу с вами говорить о том, что произошло, когда я стал главным режиссером. Я пообещал актерам, что все в этом сезоне выйдут на сцену, что все получат роль и потихоньку я начинаю это реализовывать. Зритель увидит каждого артиста. Театр - это живой организм, новая кровь должна приходить. Труппа - это сложная вещь, каждый актер это как бриллиант в короне. Это не гальку подобрать с земли и вставить в паз. К каждому нужен определенный подход, каждый должен открыться с разных ракурсов. С кем-то мы не находим общего языка, но это нормально. Это не люди пришли ко мне, это я пришел в их дом, в театр. Я никому ничего не доказываю. Моя задача в том, чтобы театр существовал, при этом зрителю должно нравится то, что мы делаем. Мы не идем на поводу, мы учитываем специфику.
Александр Юрьевич, а кто в театре формирует репертуар сейчас? Известна история последней смены руководства в театре, которая произошла до вас: у прежнего главного режиссера театра Петра Незлученко возникли разногласия с директором Владимиром Пантелеевым. Незлученко хотел ставить одни произведения, у директора Пантелеева было иное видение. Кто отвечает за формирование репертуара и насколько этот вопрос зависит от извлечения прибыли? Либо играть условный андеграунд - жесткие произведения, либо это более развлекательное направление, ориентированное на массовую аудиторию?
- Ситуацию "до" я комментировать не хочу, я о ней не знаю. Что происходит сейчас? Есть я - главный режиссер, есть директор - Владимир Анатольевич. Какая задача у главного режиссера? Чтобы труппа работала. Делаем логический вывод - выбирает что ставить главный режиссер. Это первое. Второе. По поводу развлекательного и андерграунда - это дискуссионная тема, на которую можно говорить бесконечно. В репертуаре должен быть баланс. Возьмите репертуар любого театра, хоть Коляда-Театра, откройте афишу и вы увидите сказки для детей, комедии, новогодние мероприятия, вы увидите серьезные вещи - "Гамлета", "Ричарда III", "Ревизора"
Гоголя. Есть классика, есть современная драматургия. Баланс достигается усилиями главного режиссера и директора. Я отвечаю за баланс репертуара, но мы, конечно, обсуждаем. Выбор произведения - это очень сложный процесс. Театр должен быть разным и мы этим занимаемся. Почему возникла "Баба Шанель"? Потому что есть потрясающие 5 артисток... Придумалась эта пьеса. А кто как к этому относится из театральных людей - это их дело.
Вы тяготеете к современной драматургии?
- Есть уральская школа драматургии - это
Николай Коляда и его ученики. Эта школа особенная. С Николаем Владимировичем у нас был разговор, он говорил: "Было бы замечательно, если бы писали пьесы мои драматурги, играли мои актеры и ставили спектакли мои режиссеры". Некая студийность. Что сейчас вокруг
Николая Коляды и происходит в Екатеринбурге. Логично, что это оказало на меня влияние. От этого и интерес к современной драматургии. Я назову тех, кто интересен мне:
Леша Еньшин, мы читали его "Родительский день", планируем сделать этот спектакль. У него есть замечательная пьеса "Угонщица". Мне очень нравится
Мария Малухина, пьеса "Море. Звезды. Олеандр". Все на благо театра, я вижу, что актеры попадают в эти роли, на читках это нравится подросткам, аудитории.
Ярослава Пулинович - известный человек в театральном мире. Ее пьесу "Сундвики" мы тоже читали на улице. Классика - тоже хорошо, переосмысление классики - тоже хорошо. Чехов когда-то не был классиком, но это не отвергает его гениальности. Пройдет время и Коляда станет классиком, это 1000%. Почему нам его не ставить? В России такое отношение: когда человека не станет, его идеи и произведения поднимают, обсуждают. А вы при жизни человеку скажите, что его пьесы хороши. Здесь и сейчас.
Эти драматурги продаются публике?
- Я понимаю, что продать сказку "Три поросенка" будет проще, чем сказку замечательного детского автора
Ани Богачевой ("Дуня, клоун и щенок", "Про самого длинного червяка", - прим. "Глобус"). Мамы с папами знают, что "Три поросенка" - это про поросят и волка, который сдул их дом. Может театр пойти таким путем, но я, главный режиссер, вижу и другие пути. Если спустя время мы увидим, что вкус меня подводит и что-то пошло не так, тогда вопросы будут ко мне. Сейчас я знаю, что и как нужно делать.
Планируете ли советоваться с Николаем Колядой по вопросам управления театром?
- Какие-то разговоры происходят, но каждый в своей жизни набивает шишки самостоятельно. Хоть с кем советуйся - ненасоветуешься. У нас был разговор, он мне что-то подсказал, так как это мой первый опыт руководства театром. Одно дело, когда ты приглашенный режиссер, и другое дело, когда ты отвечаешь за все. За людей, за продукт. Он интересуется моими делами. Я говорю: "Вот мы тут "Лгунью" прочитали, понравилась, хотим поставить". Он говорит: "Бери, отдаю тебе бесплатно"...
Вы сейчас все время проводите в Серове. Здесь проживаете. Как в бытовом плане устроились, как вам Серов?
- Все замечательно. Опять же театр создал мне хорошие условия. Обычная квартира, нормальная. Только семья у меня живет в Екатеринбурге. У меня 2 детей, когда-то выезжаю, чтобы повидаться с ними. Единственное, скучаешь. Сын недавно родился, ему всего 5 месяцев. Жене тяжело. А здесь я прихожу домой только поспать. В театр иду с удовольствием, всего 20 минут пешком. В Екатеринбурге до Коляда-Театра было 40 минут. Серов - город для меня специфический, мне нравится, что вокруг много зелени, только ее стриглибы еще... Чтобы это имело какую-то форму. Вечером светло только на центральных улицах... В остальном мне все нравится, здесь шикарный хлеб, своя сметана, в Екатеринбурге что-то не то.
Еще до конца не освоился, нет времени на это. Мне нравится находиться в городе, нравится быть в пространстве театра, здесь я себя чувствую как рыба в воде, мне комфортно.
Иллюстрация в
анонсе: Алексей Пасынков, "Глобус"