Серов
-16 °C
$103,43
109,01
Присоединяйтесь к нам:

«Знаю я, что мне необходимо»

«Знаю я, что мне необходимо»
Фото: Константин Бобылев, "Глобус"

Бардовское движение вовсе не монолитный строй единомышленников. И некоторые из тех, кого мы привычно называем бардами, таковыми себя не считают (например, Новелла Матвеева). И Дольский тоже дистанцируется от их сообщества. Он не «походник», сюжеты своих песен находит в других местах. Да и манера исполнения у него сильно отличается от других.

«Я далек от этой компании. Моими учителями были Бетховен, Чайковский, испанские виртуозы-гитаристы, великие поэты. И когда я появился в 1966 году на московском фестивале самодеятельной песни, это произвело фурор. Но из-за этого же и произошел конфликт: публика стала требовать у исполнителей профессионализма, а они не могли его предложить. Появилась зависть, я почувствовал враждебность, и чувствую ее до сих пор» (Из интервью с А. Дольским, которое печаталось в газете «Комсомольская правда» за 2013 год).
Рафинированное творчество Александра Александровича скорее ближе к эстраде и театру, как, впрочем и описанный «конфликт» - такие во множестве случаются в современном мире шоу-бизнеса. Наверно, не совсем достойно возвеличивать себя за счет других. Конечно, Дольский хорошо осознает масштабы своего таланта и уровень исполнения. Возможно даже, высокомерие его оправданно. Но ведь бардовскую песню мы любим не за профессионализм (наверняка найдутся те, кто захочет мое мнение оспорить). Она у костров родилась. А у костра в походе виртуозность ни к чему, душевность важнее, да чтобы еще все могли подпеть. 
«Я увидел их (бардов) в большом количестве в 1968 году в Новосибирске, на первом фестивале авторской песни. Там познакомился с Александром Галичем, Юрием Кукиным… Атмосфера очень понравилась, но плохо на меня повлияла. Приехав домой, я перестал играть на гитаре, а начал делать, как они – «дзынь-дзынь». Потом, правда, вернулся к своей манере» (Из интервью).
Хочется вступиться за тех, кого Александр Александрович посчитал примитивнее и «хуже» себя. Да, Окуджава играл не виртуозно, да, Кукин играл «на трех аккордах», да, Городницкий почти не играет сам… Ну и что? От этого их меньше любили и любят? Но ведь и они собирали свои тысячные аудитории, потому что их песни завоевывали сердца и души слушателей, а потом пелись (и поются) везде и всюду. И им таки было что сказать людям своими песнями.
Не всем, как Александру, повезло в жизни родиться в театральной семье (папа – оперный певец, мама – балерина в Свердловском театре оперы и балета) и учиться у хороших учителей. Возвращаясь к тому же Городницкому, напомню, что ему не позволили профессионально учиться музыке блокада, эвакуация и послевоенные трудности. Чья же в этом «вина»?
Музыка и театр для Дольского все время шли параллельным курсом с «серьезной работой». Театр для него вообще начался чуть ли не с рождения, во всяком случае, детство его прошло именно там. Поэтому приход в Ленинградский театр миниатюр в 1979 году по приглашению А. Райкина не был случайностью. (Приглашение последовало за победой во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Конкурс для профессионалов, в котором победил любитель? Сенсация!.. В этом, пожалуй, есть определенная доля лукавства, потому что к этому времени Александр давно уже не любитель-дилетант, за плечами его как минимум было музыкальное училище по классу гитары. Еще один прием невинного «самопиара» из арсенала шоуменов?) 

Какие бы отношения ни связывали (или разделяли?) Дольского с остальными бардами, мнение Булата Окуджавы он высоко ценил.
«В 1977 году он пригласил меня к себе домой… Я три часа читал Окуджаве свои стихи, а когда прочитал венок сонетов, он вскочил, схватился за «Приму», сказал: «Это настоящая русская поэзия». Представляете, как это было важно для меня?» (Из интервью).
Стихи Александра Дольского действительно впитали в себя все лучшее из русской классики, вдобавок они очень «зрелищные»: сказывается увлечение Александра Александровича живописью. К тому же, он умело стилизует стихи и песни под любую эпоху. И уж чем-чем, а однообразием тематики точно не страдает. 
Можно относиться к человеку-Дольскому и артисту-Дольскому по-разному. Можно по-разному воспринимать его творчество. Кто-то считает его слишком элитарным, холодным, «для ума», кто-то, напротив, ценит именно изысканность слога и прихотливую красоту мелодий… Но каждый согласится, что это настоящий поэт, виртуоз игры на гитаре, замечательный мелодист. Можно гордиться таким земляком, даже не очень зная его произведения (хотя лучше бы, конечно, - зная). Но одну песню-молитву знают и поют все. 
«…Знаю, я что мне необходимо,
Мне не нужно долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу, чтоб не болела мать.
Чтоб на нашей горестной планете
Только звезды падали с небес.
Были б все доверчивы, как дети,
И любили дождь, цветы и лес.
Чтоб траву, как встарь, косой косили,
Каждый день летали до Луны.
Чтобы женщин на руках носили,
Не было болезней и войны.
Чтобы дружба не была обузой,
Чтобы верность в тягость не была.
Чтобы старость не тяжелым грузом, -
Мудростью бы на сердце легла.
Чтобы у костра, пропахнув дымом,
Эту песню тихо напевать.
А еще хочу я быть любимым,
И хочу, чтоб не болела мать»...
Да сбудется.

Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных