Серов
-1 °C
$77,51
92,07
Присоединяйтесь к нам:

«Вирусы не-счастья»

«Вирусы не-счастья»
Фото из личного архива Александра Бушуева

Можно говорить о двух видах счастья: дикое и разумное. Дикое – это то, которое сваливается на человека внезапно и, как правило, без его непосредственного участия в процессе осчастливливания. Разумное счастье – долговременное мажорное ощущение осмысленности и полезности своей жизни. Для разумного счастья приходится стараться – создавать некоторые основания: крепкое здоровье, круг верных друзей, вдохновляющее дело, саморазвитие... Однако ж и этого мало, так как приходится еще и бороться с … «вирусами не-счастья». 

Всем нам приходится переболеть детскими болезнями вроде кори, коклюша, ветрянки; иммунитет к ним вырабатывается практически на всю оставшуюся жизнь. Но есть «болезни» другого рода, которые возникают также в раннем детстве – это зависть и ревность. Эти два «вируса» способны лишить человека всякой надежды на счастливую жизнь. Понять причины болезни – значит уже наполовину вылечить ее. Итак, как зависть и ревность входят в нашу жизнь?
С раннего детства у человека возникает вера в собственную исключительность. Если родители балуют ребенка, превозносят его достоинства, то эта вполне нормальная вера может преобразоваться в гипертрофированную самооценку. А это уже ступенька к чувствам зависти и ревности: человек с завышенным самомнением не терпит превосходства над собой. Провоцируют зависть и благие намерения родителей, когда они жестко нацеливают ребенка на отличные результаты в учении, спорте, искусстве. Стремясь угодить желанию родителей, ребенок ориентируется только на отличные результаты и невольно начинает завидовать тем, кто оказывается в избранной деятельности лучшим чем он.  
Зависть появляется тогда, когда человек придает слишком большое значение какой-то одной стороне бытия, слишком идеализирует эту сторону. Например, девушки зачастую придают исключительное значение внешней красоте, все свои помыслы сосредотачивают только на ней, и тогда объектом зависти становится любая другая девушка, внешность которой в чем-то лучше. В расчет не берутся никакие другие качества: ум, доброта, способность понимать и творить прекрасное, умения что-то делать очень хорошо – все они остаются вне поля зрения, ибо человек смотрит на объект (и на себя!) сквозь узкий зрачок подзорной трубы. Осознание своей «несправедливой обделенности» каким-то преимуществом (например: красотой) вызывает злобное чувство к объекту зависти, а иногда и к себе.
Юноши идеализируют силу, решительность, храбрость (зачастую путая эти неплохие качества с наглостью), выбирают себе некоего крутого кумира и болезненно переживают свое несоответствие идеалу.
Зависть не дает человеку покоя, она отгораживает его от радостей мира, радостей человеческих отношений. Более того, она способна привести человека к преступлению. Вспомним Родиона Раскольникова: именно идеал некоего сверхчеловека заставляет его доказывать себе самому, что он «не тварь дрожащая». Зависть заставляет человека желать зла объекту зависти, мстить ему за его превосходство. Шекспир в «Отелло» прекрасно показал как завистливый Яго от мыслей переходит к словам, а затем к действию и разрушает жизнь Отелло и Дездемоны. В пределе зависть порождает слепую ненависть к «несправедливому» миру, именно зависть - одно из главнейших побуждений к вандализму и терроризму всех мастей.
Завистнику больно признавать свое «унижение» и он маскирует чувство зависти равнодушием, презрением или «благородным гневом». И когда кто-то пламенно обличает других во всех смертных грехах, то за этим зачастую стоит банальная зависть. В общем, от зависти до ненависти один шаг, а какое уж счастье, когда душа в огне? 
Иногда зависть преобразуется в чувство абсолютной преданности кумиру и завистник рассматривает себя частью кумира. В этом случае он начинает ненавидеть всех, кто не разделяет его преданности и тем более тех, кто противостоит кумиру. Диву даешься, когда видишь как приверженцы Медведевой и Загитовой воюют друг с другом. Не жалко им ни времени, ни эмоций, ни здоровья, особенно чужого. Уж лучше бы направили это время и эти эмоции на укрепление своего здоровья, выявление своих талантов, на свое саморазвитие.
Провоцирует зависть и современная масс-культура, которая в угоду рынку постоянно предъявляет человеку объекты, которыми он якобы должен обязательно обладать («Ты этого достойна!»). И вот люди пускаются во все тяжкие, чтобы соответствовать образцам: делают пластические операции, работают на износ ради престижного автомобиля, рискуют жизнью ради популярности в соцсетях…
Противостоять этому «вирусу» в наше время очень непросто. Главный способ – не доводить себя до зависти. А для этого нужно самому установить для себя независимые от поп-культуры приоритеты, ставить себе цели «от себя», а не от достижений других, бежать всякого подражания и обретения кумиров.
Вот, например, что важнее с точки зрения продолжительной, активной жизни: велосипед или автомобиль? Давно известно, что приобретение автомобиля приводит к появлению у его обладателя физической лени, лишнего веса, проблем со здоровьем, что производство даже одного автомобиля значительно ухудшает экологию. Ну и что? Приоритеты у человека сбиты эффективной рекламой: «Ты этого достоин!», «Это престижно!», «Это приносит удовольствие!», «Так Все делают!»
Для избавления от «детских болезней» психики нужно взрослеть: вести честный диалог с собой, с мудрыми людьми всех времен. Еще более чем два тысячелетия тому назад Эпикур, к примеру, писал: «От излишнего богатства, превышающего естественные потребности человека, пользы не больше, чем от воды, которую льют в переполненный кувшин». Современные «эпикурейцы» по своему духовному развитию нисколько не выше современников Эпикура. А средневековые трубадуры пели: «Едва ль достоин званья человека тот, кто токмо брюха для живет». В Америке вон каждый третий уже с брюхом (имеет значительное превышение веса тела)  и мы ее стремительно догоняем по этому показателю.
Нужно избавляться от детских представлений о своей исключительности, учиться принимать свои недостатки и искать достоинства, нужно шире смотреть на жизнь, не зацикливаться на отдельных ее сторонах (супер-красота, супер-сила и прочие «супер»), нужно стараться видеть свою жизнь в дальней перспективе.
Что действительно важно в твоей на самом деле очень и очень непродолжительной жизни: еще одна престижная вещь, высокая должность, огромный счет в банке, или человеческие отношения и дела, за которые не стыдно?
«Среди стремнин ты брошен бытиЯ, водоворотом уходящих в вечность. Но оправдает жизни краткий миг…твоя живая человечность».
Александр Бушуев.

Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:
-
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных