Европейский опыт показывает, как приятно, комфортно и безопасно можно жить даже в крупных городах
«Мы сейчас все можем купить», — рассуждала моя приятельница Нина, разглядывая амстердамские фотки, — «все привезут в магазины. Но чистый воздух купить не можем...»
Есть на свете страны и города, где догадались, как «купить» чистый воздух. Думаете, это отсталые африканские деревни, где люди бедны и не разумны освоить автовождение? Вовсе нет, богатейшие страны, с развитой промышленностью, инфраструктурой и сельским хозяйством, входящие в двадцатку лидеров по объему ВВП, а в расчете на человека многие из них и вовсе входят в десятку.
Мне довелось провести в Амстердаме и Копенгагене несколько сентябрьско-октябрьских дней, на стыке месяцев. Побывав в них, понимаю, как неразумно мы относимся к среде, в которой живем, и к природной красоте, нас окружающей.
Города-«миллионщики» (не «стотысячники»), с расстояниями, которые пешком не пробежишь, и, значит, надо ехать. Но воздух чист и свеж, как на Вагранке, и поставленная задача — исключить ДТП в городском пространстве — успешно решается.
Амстердам, столица Голландии
В сентябре Амстердам нас встречал обычной осенней погодой. Температура воздуха +14
о, и небольшой дождь несколько раз на дню. Погода, как и у нас, непредсказуемая.
Несмотря на дождики, велосипед — самое популярное средство передвижения в стране. Сколько их — не сосчитать, на 800 тыс. жителей их, как минимум, столько же. Простые и статусные, с табло, с переключением скоростей, зимой с шипованной резиной. Хотя зимой, конечно, не все крутят педали, пересаживаются на трамвай.
Велодорожки, велопарковки, велостоянки, велосветофоры, велопрокат, велознаки — настоящий велосипедный рай. Автомобилям проезд закрыт, или же где-то оставлена одна полоса, но и ее, не стесняясь, занимают велосипедисты. Велосипедную часть дороги занимать нельзя никому. Пешеход, не зевай, у велосипедистов здесь преимущество! Редкие автомобили, где разрешено, движутся медленно. Автопарковок в центре нет, велосипедные на каждом углу. А разгрузка машин ведется ночью или ранним утром, когда все спят. В общественном транспорте здесь предусмотрены отсеки для велосипедов.
Для перевозки детей — велосипед с каретой. Дети в ней выглядят вполне довольными, видят они перед собой папины глаза, а не папин затылок, как наши дети на заднем сиденье автомобиля. А вместо слов «отстань, не мешай мне следить за дорогой» с ними еще и поболтают.
Из Амстердама наш дальнейший путь лежал в датское королевство. Хотелось увидеть знаменитую «Русалочку», каток Тиволи, с которого, как утверждают в Копенгагене, Снежная королева увезла Кая. И казалось, что на родину Андерсена нас повезет какой-то особенный поезд. Но поезд оказался самый обычный. Ну что необычного в вагонах с просторными велосипедными отсеками, когда такие отсеки во всех трамваях и метро...
Копенгаген, столица Дании
Расположен на побережье Северного моря. В первые дни октября температура воздуха днем +10
о. Рябинки, осинки, хвойные деревья. Все — как у нас. Неулыбчивые, немногословные датчане.
У наших стран общее прошлое: Мария Федоровна, мать Николая II, родилась датской принцессой. После гибели царской семьи она вернулась в Копенгаген, где и доживала свой век в непереносимой душевной боли и в надежде на чудесное спасение Ники и его семьи.
Невзирая на высокие доходы и на пасмурную погоду, в Копенгагене любят велосипеды, а не машины. Взрослые копенгагенцы — и молодые, и пожилые, и красиво одетые тоже (в т.ч. более 60% членов Датского парламента) — ездят на велосипедах и на работу, и в магазины, отвозят в детские сады детей.
В городе 400 км велодорожек, со светофорами и мастерскими. Велодорожки не нарисованы, а приподняты, выложены тротуарной плиткой, а если и расположены рядом с дорогой, то после парковочной зоны, что гарантирует велосипедистам безопасность. Вероятно от того, что велодорожки приподняты, и машины с грязными колесами по ним не проезжают, нет на велодорожках грязной каши. По бортикам велодорожек, на перекрестках установлены поручни, чтобы, пережидая светофор, не сходить с велосипеда.
Непомерно дорогие автомобильные парковки в центре города и бесплатные велосипедные парковки у каждого дома, у метро, у магазинов, около школ делают свое дело: народ пересаживается на общественный транспорт и на велосипеды. Велосипеды повсюду!
Вера Змеева.
«Серов увяз в болоте автомобилизации»
Хороший и безопасный город — это тот, где людям хочется бывать на улице, общаться, рассматривать, как город меняется. Если в городе 30% — автомобилисты, то 70% — пешеходы и велосипедисты, и им в хорошем городе должно быть комфортно.
Во всех городах Европы идет обратный процесс — возвращение городских пространств людям. В Париже количество парковок (в центре парковки платные) только за год снижено на 10 тысяч мест, освободившееся пространство отдано пешеходам.
Наш город Серов увяз в болоте автомобилизации и не предпринимает усилий, чтобы выбраться. Высокая загазованность, много людей с лишним весом, колесами в колеи изрытые дворовые тропинки, грязь, которая тащится за колесами на асфальт, вытекшее масло на дворовых полянках, отсутствие безопасности для гуляющих во дворе детей, еженедельные ДТП и пострадавшие на городских улицах, огромные территории, занятые под беспорядочные стоянки чистых и грязных автомобилей.
Вспомните притчу про лягушку и молоко. Мы будем погружаться в это болото все глубже, пока вы, уважаемые автомобилисты, не задумаетесь, не начнете работать ножками — ходить пешком и крутить педали, хотя бы до автостоянки или до гаража.
Когда-то голландский опыт вывел развитие нашей страны на новый виток. Современный голландский опыт может вывести на новый виток качество нашей жизни. И денег больших не требуется. Скорее, наоборот, сэкономим.
В этой католической датской школе учатся дети от детского сада до 9-го класса. На парковке велосипеды разных размеров, на них приехали дети. Фото: Вера Змеева
У многих голландцев дорога на учебу или на работу – это ежедневная приятная велосипедная прогулка. Фото: Вера Змеева
К 2025 г. Копенгаген намерен стать экологически чистым городом, но он уже образец для подражания. Мэры и градостроители со всего мира приезжают изучать его велоинфраструктуру. Фото: Вера Змеева