Серов
8 °C
$92,01
98,72
Присоединяйтесь к нам:

Услышьте Окуджаву! "О некинематографичной войне"

Уже 15 лет прошло с того дня, когда серовские барды давали концерт для ветеранов Великой Отечественной войны. Помнится, после концерта подошел к нам Самуил Маркович Верников и сказал: «Пойте эти песни для школьников, чтобы они узнали о подлинной войне». 

О подлинной… А разве есть не подлинная? Да сколько угодно! Насочиняли массу фантастических историй, связанных с войной, наснимали кучу спецэффектных фильмов…  Красивые девушки в коротких юбочках, ладных сапожках, пилоточках набекрень… В книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» одна медсестра вспоминает: «Бои длились неделями и мы не вылазили из ватных стеганных брюк и фуфаек, мыться было негде, грязь, вши, а куда ж от них денешься»…  А сколько в современных фильмах примеров того, что наши солдаты могли с легкостью справляться с многократно превосходящим количеством врагов? Вот, пожалуйста: снайпер выкашивает целую роту – дураки немцы так и лезут прямо на героя, вместо того  чтобы стрельнуть пару раз из миномета. 
Писатель-фронтовик Виктор Астафьев с горечью говорил о том, что подобные аляповые картинки про войну на самом деле умаляют подвиг наших солдат. Вы попробуйте переночевать хотя бы одну ночь в сыром окопе под дождем и снегом, попробуйте питаться неделю закаменевшими сухарями…
Но почему ветераны посчитали бардовскую песню подлинным свидетельством, хотя все барды за исключением Булата Окуджавы и Александра Галича на войне не были? Наверное потому, что классики бардовской песни, как первое послевоенное поколение, прочувствовали подлинное, неподдельное в рассказах тех, на чью долю выпали четыре с лишним года жесточайших испытаний, и, главное, – сумели передать это в песнях с простой повествовательной интонацией. Послушайте песню Леонида Сергеева «Колоколенка», или Владимира Ланцберга «Я оставлю тебе», или Юрия Визбора «Рассказ ветерана»… Настоящей бардовской песне чужды стремление давить на чувства, шаманские экзальтация, пафос, патетика, символизм, спецэффектность – она обращается скорее к разуму, чем к чувствам; и это как раз и важно, ибо чувства текучи и преходящи – они провоцируют разовый порыв, разум же настраивает на долгую осмысленную деятельность.
Особенно проникновенно писал о войне Булат Шалвович Окуджава: «Бери шинель, пошли домой», «Мы за ценой не постоим», «Дерзость, или разговор перед боем», «Счастливый жребий», «Сто раз закат краснел, рассвет синел» …
Сто раз закат краснел, рассвет синел,
сто раз я клял тебя,
песок моздокский,
пока ты жег насквозь мою шинель
и блиндажа жевал сухие доски.
А я жевал такие сухари!
Они хрустели на зубах,
хрустели…
А мы шинели рваные расстелем -
и ну жевать.
Такие сухари!

Сыпь пощедрей, товарищ старшина!
(Пируем — и солдаты и начальство…)
А пули?
Пули были. Били часто.
Да что о них рассказывать -
война…
***
Не верьте пехоте,
Когда она бравые песни поет,
Не верьте, не верьте,
Когда по садам закричат соловьи -
У жизни со смертью
Еще не окончены счеты свои.
Нас время учило:
Живи по-походному, дверь отворя.
Товарищ мужчина,
А все же заманчива должность твоя:
Всегда ты в походе
И только одно отрывает от сна,
Чего ж мы уходим,
Когда над землею бушует весна?
Куда ж мы уходим,
Когда над землею бушует весна?
И тут мой внутренний критик говорит мне: «Ну что ты опять навязываешь бардовскую песню! Люди слушают то, что хотят – это их право». И, ведь, прав он в общем-то критик, НО…  
У истории есть один жестокий урок: война приходит туда, где о ней забывают, где из нее делают красивую картинку, где про нее, подлинную, предпочитают не думать, чтобы не испортить себе настроение… Страусиная позиция: спрятать голову в песок повседневности и быта. Или можно с патетикой говорить: «Мы против войны! Мы за мир!». Войны не предотвращаются и не заканчиваются только словами – нужны постоянные, настойчивые, бескорыстные усилия, дела многих и многих. Нужен дух, а дух возникает из болезненного прикосновения к подлинной Великой Отечественной.
Постскриптум. В предлагаемой песне «Подлинная история» используются реальные письма из книги «Живые строки войны»: троих сыновей проводила на войну Евдокия Михайловна Кочкина из поселка Сосьва, никто не вернулся. 
Следуя наказу ветеранов, продолжаем проводить уроки-концерты «Барды и поэты о Великой Отечественной» и выясняется, что старшеклассники не слышали о подобных книгах-свидетельствах: письмах с фронта, дневниках, воспоминаниях блокадников, детей, узников концлагерей, о стихах убитых на войне поэтов… Затерялся за эффектными реперами, стримерами, блогерами Булат Шалвович Окуджава… Видно, нам взрослым проще «не расстраиваться и не расстраивать», пустить все на самотек, проще сводить детей всех чохом раз в году на современный спецэффектный фильм… Ну, а дальше что?
*Приглашаем всех желающих на концерт, где можно услышать и попеть песни Окуджавы: 20 мая, в 18.00, выставочный зал Серовского городского музея (у торгового центра «Тайга»), вход свободный.
11 мая 2023 г.. Александр Бушуев.
Иллюстрация в анонсе: Константин Бобылев, архив "Глобуса"

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных