Серов
-8 °C
$92,59
100,27
Присоединяйтесь к нам:

Про армейскую "Смену" и фотовыставку

Про армейскую "Смену" и фотовыставку
Сергей Азаров: "Свою “Смену” еще на БАМе подарил другу, уходя на дембель". Фото: pixabay.com

Эта история из 1976 года, касается моей армейской службы в учебке в Красноярском железнодорожном полку. Может, этот текст будут читать и те, кто служил там позднее. Наверняка, они обратили внимание на мозаичную карту БАМа в солдатской столовой. Так вот, гнездо в бетоне “ст. Тында” шлямбуром вырубил я.  

В тот день был дневальным в наряде по роте, “стоял у тумбочки”. Группа солдат из нашего взвода готовилась в увольнение - в городе работала выставка фронтового фотокорреспондента. 
Так получилось, что служил я с другом - Александром Апасовым, еще до призыва вместе окончили зооинженерный факультет Свердловского сельхозинститута. С Саней было общее увлечение - фотография. В армии мы оба оказались без фотоаппаратов.
Александр собирался в увольнение. Деньги у нас были. Я знал, где в городе был магазин фототоваров. Объяснил Сане, где тот расположен. Но он пошел к замполиту роты и обратился к капитану, попросив заменить меня в наряде, чтобы он “встал у тумбочки”, а я отправился в магазин. Замполит все правильно понял и разрешил. Мы поменялись.
Так я оказался на фотовыставке. На входе в выставочный зал висел большой - размером со стол - портрет военного с кубарями на петлицах и фотоаппаратом в руках. При большом увеличении кадра на фотографии не было “зерна”. Стоящий у входа в зал пожилой мужчина пригласил пройти. Зашел и сразу поразился такой же большой по размеру фотографии - пикирующие немецкие бомбардировщики Ю-87 атаковали переправу и отделившаяся бомба летела прямо на зрителя. А в реальности - на фотографа.
Был в шоке от увиденного. Сказал вслух: ”А как эта фотография получилась, человек-то погиб?” И вдруг услышал сзади: “Нет, не погиб, меня только сильно контузило”.
Оборачиваюсь, смотрю на мужчину, который это сказал. Потом - на портрет на стене.
Ого, это же его портрет, только - молодого.
А он смотрит на меня добрым, приветливым взглядом: “Вы посмотрите выставку, мы потом обязательно поговорим”.
Снимки относились к 1941-1945 годам. Фотографии - черно-белые. Порой жуткие: разбитые дороги, сожженная техника, старики-беженцы. Женщины с детьми. Скарб на тележках. Горящие поля. Раненые. Потом зимние фотографии первых побед и освобожденных деревень. Того, что от них осталось. Пленные немцы. Трупы вдоль дорог. Фотографии героев той войны. Снимки освобожденных узников лагерей в Польше. Выставка заканчивалась фотографиями освобожденной Праги. Толпы ликующих людей на улицах.
Экспозицию посетители осматривали в полном молчании. Прощаясь, благодарили и тихо уходили. Осмотрев всю выставку, направился к выходу и я. Открыл книгу отзывов и выразил благодарность автору. Дальше мы разговаривали. В основном, о технике съемки, композиции, обработки в полевых условиях.
Фотокорреспондент рассказывал, что почему-то при использовании болотной воды фотографии получались лучше, чем при использовании воды, взятой из колодца на хуторе. А сам хитро смотрел на меня. Ждал, что я скажу… Понятно, что так происходит потому, что жесткость воды - разная. Воду на растворы я никогда не брал из водопровода, а использовал дистиллированную (дождевую). Или прокипяченную и отстоявшуюся. 

Такой была проверка на наличие у меня практического опыта.
Что касается композиции кадра, то автор выставки посоветовал внимательно смотреть работу операторов кинофильмов и телепередач - профессионалов высочайшего класса. Повторять и так учиться.
Понятно, что фотоаппарат при съемке неподвижен, лучше снимать с упора штатива. Так обеспечивается резкость, что при печати дает возможность увеличения снимка. Оказывается, что на фотографии тоже делается сценарий.
Еще. При фотографировании людей в полный рост линия “прицела” должна находиться на уровне сердца, тогда искажений не будет. Кадр нужно делать “с запасом”, чтобы при печати можно было его откадрировать. Необходимо внимательно смотреть за фоном. 
Если сказать фотографу, что его фотография - словно картина, то это признание и похвала. 
Тут фотокорреспондент взял лист бумаги и нарисовал кадр в пропорции, провел две вертикальные и две горизонтальные линии, разделив кадр на девять кадриков. Четыре пересечения линий в центре он назвал “сюжетоважными точками”. Внутри этих точек и строится замысел и сюжет кадра. Все просто и понятно.
Кстати, в современных смартфонах установлена именно такая сетка кадрирования.
Это сейчас все упрощено и функционально, а в то время видоискатели и приспособления для наведения на резкость были различных типов. 
Беседа пролетела быстро. Наступил момент прощания. Я снова посмотрел на фотографию автора с фотоаппаратом и спросил: “Вы в войну на фронте “Лейкой” работали?" И он достал из кармана пиджака ту самую настоящую немецкую Leica, что на фотографии и дал мне в руки. Тогда я держал в руках сокровище - настоящий фотоаппарат военного фотокорреспондента, прошедший дорогами войны. 
После мы простились навсегда.
После выставки я пошел в магазин “Фототовары” и купил для нас с Саней два фотоаппарата “Смена 8М», металлические фотокассеты и фотопленку “Свема”. И в часть бегом, чтобы не опоздать. 
История имела продолжение. В спальном помещении казармы на кронштейнах был установлен телевизор. Я нанес на кинескоп телевизора только мне заметные те самые сюжетоважные точки, чтобы закрепить на практике только что полученные знания.
Когда рота смотрела выступления артистов или фильм, я наблюдал, как работал оператор. Рекомендую. Ваши фотографии обретут выразительность. Учите этому приему своих детей - нужно не “щелкать”, а фотографировать.
По крайнем мере, я безошибочно выбираю фотографии, сделанные моими дочерьми.
Свою “Смену 8М” еще на БАМе подарил другу, уходя на дембель. 
Кстати, фотоаппарат этот идеален для армии: прост, все по символам, хоть вдребезги разбей - пленка будет целой. 
Закончу это повествование вопросом, что такое бессмертие?. Нет, это не продолжительность жизни. А передача знаний и навыков от одного поколения другому.
Всему, чему я тогда научился, изложил в этом блоге и передаю вам. Вот она, связь поколений. 
Очень жалею, что не помню имя автора той выставки.
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных