"Философия есть наука об исцелении души“, — Марк Туллий Цицерон.
За великим множеством официальных и неофициальных праздников как-то незаметно проскочил Международный день философии.
Перефразируя высказывание одного из персонажей кино («России не везло на царей»), можно сказать: России как-то не везло с философией (или философии не везло с Россией?). Сразу вспоминается слова Николая Первого, который запретил преподавать философию в университетах: «России нужны не умники, а верноподданные»; вспоминаются также несчастные судьбы протопопа Аввакума, Радищева, Чаадаева, … «философский пароход»… В наше время философия тоже не очень-то любима: студенты в вузах стонут от формальной истории философии, в школах находим только ее огрызки в курсе «Обществознание» …
А может и действительно она не нужна – только лишняя головная боль для власти и народа, не несущая никакой полезной функции для страны?
В свое время много рассуждали о парадоксе: как получилось, что в Германии, родине классической гуманной философии, победили бесчеловечные идеи политического авантюриста Гитлера? Одна из причин заключается в том, что огромная масса немецких бюргеров не имела никакого представления о философских идеях Гегеля, Шопенгауэра, Канта и других «великих немцев» – они, обыватели, руководствовались узкими, поверхностными, обыденными представлениями о жизни и своей роли в ней. В малограмотном обществе (речь о философской грамотности) многие события случаются спонтанно и неожиданно: бунты, революции, крутые повороты в идеологии, распады империй… И вовсе не надо заглядывать далеко в века – достаточно посмотреть на историю страны в прошлом и новом веке.
Философия выполняет множество функций, но особенно важны следующие:
- помогает людям выработать собственные (не заемные!) мировоззренческие установки, жизненные приоритеты (те, кто их не имеют, являются флюгерами, «людьми толпы», готовыми идти куда угодно под дудочку очередного крысолова);
- помогает организовать ОБЩЕНИЕ (не базар!) между людьми с разными культурными и политическими установками (разве это неважно в многонациональной и многоконфессиональной России?);
- помогает выползти из болота бескультурья, чернухи, дистанцироваться от мелкотемной, обглегченной масс-культуры и войти в истинную культуру.
Однако ж чем полезна философия конкретному человеку?
Она учит пониманию других точек зрения, эмпатии, критическому (не критикантскому!) мышлению, развивает самокритичность, уберегает от нарциссизма, крайностей мечтательности и прагматизма. Разве все это не поможет человеку проживать свою жизнь с открытыми глазами, не впадать в дремоту, не становиться социальным роботом?
Речь идет не об отвлеченном изучении философии как науки, а об активном философствовании – вопрошании о своей судьбе, судьбах близких и далеких людей.
Один из главных вопросов философии по версии И. Канта: «На что я могу надеяться?» Спросим по-другому: «Что мне ждать от других?» В советские времена вопрос звучал так: «Человек человеку – волк, или друг, товарищ и брат?» Очень сложно ответить на этот вопрос, рассматривая поведение больших масс людей. К примеру, всего несколько десятилетий тому назад утверждалось, что «сформировалась единая общность – советский народ» - а какую русофобию мы наблюдаем сейчас в бывших союзных республиках СССР…
Значит ли это, что когда мы вопрошаем и рассуждаем по-философски, то вгоняем себя в пессимизм? Нет, мы избавляемся от опасных иллюзий! Иллюзии в наше турбулентное время могут нам очень дорого стоить.
Но оставим в стороне большие массы людей и зададимся тем же вопросом для маленьких сообществ: семья, школьный коллектив, коллектив офиса, предприятия… Если мы не добьемся ясности в вопросе «Что ждать от других?», то будем строить отношения на мелководье ситуативных, случайных психологических предпочтений, не сможем создавать желаемый морально-психологический климат в коллективе. Похоже, что осознание этого факта приходит – философию начинают изучать менеджеры, предприниматели. В связи с этим можно вспомнить, что один из факторов успешности японских компаний – корпоративная культура, базирующаяся на своей особой жизненной философии.
Если мы будем размышлять над вопросом «Что мне ждать от других?», то неминуемо придем к вопросу: «Что мне ждать от себя самого?» Здесь речь идет не о каких-то мелких бытовых ситуациях, а о ситуациях серьезного, иногда судьбоносного, выбора. Что я выберу:
- помогать людям, которым повезло в жизни меньше, чем мне, или раз и навсегда закрыть на это глаза;
- поддерживать несправедливо обвиненного, или увильнуть в сторону, чтобы не нажить себе неприятности;
- делать что-то полезное для страны, поселения, в котором живу, или жить в кайф за высоким забором своего дома?
На эти и подобные вопросы невозможно ответить сходу – нужно обдумать свои ценности, жизненные приоритеты. А думать – значит говорить с собой.
Для честного разговора с собой нужна отвага. Но почему смелости не хватает, откуда позорное малодушие? Боимся себя расстроить лишний раз? Известно высказывание Соломона: «Кто умножает познания, тот умножает скорбь». Так ли это?
Представляется, что те, кто не стремятся к постоянному познанию (философствованию), в итоге страдают больше от краха своих иллюзий, скорее становятся нигилистами, склоняются к фаталистическому мировоззрению (Я – всего лишь пешка) и теряют духовную стойкость, столь необходимую на жизненном пути.
Вспомним известную притчу: две лягушки упали в кувшин с молоком - одна сразу посчитала ситуацию фатальной, перестала бороться и утонула, другая продолжала плавать, таким образом сбила молоко в масло и, опираясь на масло, выскочила из западни.
Философствование – это движение, не позволяющее укачаться и заснуть в потоке жизни, впасть в отчаяние, дезертировать из мира, в котором выпало жить.
На самом деле у человека в этом мире всего две судьбы: духовно капитулировать, стать циником и мизантропом, или духовно выстоять и НЕ СТАТЬ циником и мизантропом. Философия нам в помощь!
19 декабря 2024 г. Александр Бушуев.