В наше время эпистолярный жанр практически сошел на нет – чего мучиться, когда можно послать сердечко, а если мало одного, то пять, десять, пятьдесят… Однако ж, в нашем случае и сотни не хватит – ведь речь идет о деле, которое свершается вот уже как 25 лет: образовательная программа «Интеллектуальное казино».
И первое слово благодарности – директору «Учебного развивающего центра»
Александру Сергеевичу Горшкову: в конце 90-х годов он одобрил проведение интеллектуальных игр в «УРЦ-лицей» несмотря на нешуточную учебную нагрузку лицеистов. Александр Сергеевич никогда не сводил образование только к усвоению предметных знаний – он понимал, насколько важно развивать в учащихся любознательность, расширять их культурный кругозор, приучать школьников к решению нетипичных (не школярских) задач.
В 2000-м году специалист городского отдела образования
Нина Михайловна Страхова настояла (СПАСИБО!) на оформлении цикла интеллектуальных игр в образовательный проект. Благодаря этому родилась идея локального образовательного центра – школы без стен, постоянного состава учителей, раз и навсегда обязательных программ. Проще говоря, ряд учреждений кооперировались в решении общей задачи: создать адекватную развивающую среду для интеллектуально одаренных учащихся старших классов. В то время объединились в решении этой задачи несколько школ, Центр детского творчества, Серовское педагогическое училище, центральная библиотека имени Мамина-Сибиряка, что позволило решить проблему вовлечения старшеклассников в систему дополнительного образования (как правило в дополнительное образование раньше шли в основном «малыши»).

Интеллектуальные игры выявили еще ряд проблем: 1) учащиеся были ориентированы не на размышление, а на припоминание фактов; 2) они гораздо успешнее были в решении вопросов, основанных на конкретных предметных знаниях, и «плавали» в логических и мировоззренческих вопросах. Это и определило образ будущей образовательной программы «Мое мировоззрение»: 1) игры не должны быть «мозгобойней» - соревнованием в припоминании фактов; 2) помимо игр должны быть технологии работы с мировоззренческими вопросами. Так в программу входит тема года, которая всесторонне рассматривается в ходе консультаций, дебатов, написания эссе, разыгрывания скечей. Например: «Как не стать человеком толпы?», «Как стать свободным?», «Как стать героем (и не стать эскапистом-дезертиром из жизни)?»… В этом сезоне – особенно интересная тема: «Как помочь своей судьбе?»
Приходилось слышать: «Зачем вы головы ребятам забиваете – им и так много приходится в голову брать…» Что тут сказать? Во-первых, в юношеском возрасте ребята неминуемо задумываются о смысле жизни вообще, о смысле своей конкретной жизни, о смысле образования, о своей идентичности… Поэтому важно «придвинуть» к ним нужную, проверенную информацию философского характера вместо скороспелых рецептов, тиражируемых всякими гуру и блогерами. Во-вторых, мировоззренческие знания помогают учащимся упорядочивать «информационные наносы», создаваемые безобразно раздутыми учебными программами. Многие руководители школ и педагоги понимают важность всего вышесказанного. Всем спасибо за понимание.
Отдельное слово благодарности руководству Центра детского и юношеского творчества, специалистам
Кореневой Ирине Юрьевне,
Жевняк Надежде Анатольевне, Зубаревой Анастасии Александровне, которые с блеском обеспечивали процедуры организации интеллектуальных игр, делали их зрелищными и привлекательными.
Особое слово благодарности руководству и специалистам библиотеки имени Мамина-Сибиряка, предоставляющим нам площадку для дискуссий по фильмам и конференций. Отдельная благодарность старшему библиотекарю
Марине Адольфовне Демчук – она всегда готова подобрать нужную информацию для дебатов, проконсультировать старшеклассников, представить подходящую литературу, расширяющую умственный кругозор.
Невозможно не выразить искреннюю благодарность многолетним спонсорам программы:
Козяр И.И.,
Писареву В.В.,
Токареву Ю.В. Благодаря им ребята реально видят, что стремление «умнеть» ценится не на словах, а на деле!
Нельзя обойти добрыми словами газету «Глобус» в лице
Константина Бобылева – благодаря ему оформился настоящий постоянный блог, что позволяет доносить до учащихся нужную информацию, не перегружая их лишними собраниями.
Как-то учитель-новатор
Шаталов В.Ф. сказал: «Именно учителя являются паром в машине народного образования»… Что ж, в «Интеллектуальном казино» то же самое. Учителя, нагруженные учебными часами, классным руководством, общественными делами, берут на себя еще и руководство школьной командой старшеклассников… Название этому – подвиг! Уже много лет ведут такую работу
Дудина Альфия Растамовна (школа №22);
Борисова Татьяна Викторовна (школа №14);
Исакова Лариса Витальевна (школа №15);
Мазунина Юлия Викторовна (КШИ);
Норсеева Елена Дмитриевна (школа №13). В этом году энергично присоединились:
Костицина Надежда Сергеевна (школа №23);
Костин Кирилл Алексеевич (школа №21). А сколько педагогов участвовали в организации команд ранее с 2000-го года – всех не перечислишь.
Без этой движущей силы «Интеллектуальное казино» давно бы сошло на нет. Спасибо, спасибо, спасибо, …
В этом юбилейном году с участием вышеназванных педагогов нам удалось запустить «Клуб интеллектуальных игр» для 8-9 классов (младшая лига); с помощью руководителей ОУ14 и ОУ22 свозить две команды на областной чемпионат по интеллектуальным играм – теперь мы встроились в общероссийскую вертикаль. Примите искреннюю благодарность за участие в дополнительном образовании. А дополнительное – не значит второстепенное: многим ребятам оно помогает определиться с траекторией будущего образования.
И, конечно, невозможно не поблагодарить учащихся, в особенности 11-классников, – многие из них вступили в эту программу еще в 10 классе и два года, несмотря на значительную нагрузку в школе, оставались верными ее участниками – писали умные эссе, участвовали в дебатах, дискуссиях, играх. Спасибо вам и пусть раскрученный маховик познания поможет вам управиться с судьбой!
23.04.2025 г. Александр Бушуев.