Серов
-1 °C
$92,51
98,91
Присоединяйтесь к нам:

"О бардовской песне замолвите слово…"

"О бардовской песне замолвите слово…"

В предыдущем материале блога «Найди свою песню» я писал:

«Перефразируя известное высказывание, можно утверждать: «Скажи мне, какие песни ты слушаешь (и поешь), и я скажу тебе, каким ты станешь».
На первый взгляд это утверждение кажется явным преувеличением…».
Мы склонны считать, что нашу жизнь определяют прежде всего значительные события: получение аттестата, высокой должности, создание семьи… При этом мы недооцениваем влияние невеликих, но изо дня в день воздействующих на нас факторов. Есть так называемый эффект банки с рассолом: если огурец находится в этой банке, то его шансы остаться несоленым равны нулю. Или эффект загара: человек, ведь, не замечает воздействие ультрафиолета, но в какой-то момент вдруг ощущает все неприятные последствия солнечного ожога. 
То же самое происходит в сфере становления духовной культуры человека – постепенно привыкаешь к постоянному слушанию облегченных популярных песен, привыкаешь слушать, но не слышать, не вникать в содержание текста, не вдумываться, не переживать, не проживать песню как культурный феномен. В этом случае сознание переходит в режим автомата, перестает совершать усилие понимания и осознания – оно, как стоячая вода, быстро заиливается пустыми словами-штампами, примитивными ритмами, палитра переживаний мельчает, скудеет… И в какой-то момент человек вдруг обнаруживает в себе охлаждение чувств, скуку, отсутствие порывов души, осознание утраты смысла… Вот и еще один «огурец» готов.
И глохнет душа среди воплей попсы,
Теряются мысли среди сериалов,
И жизнь твоя так мерно течет,
Не ведая перекатов и перевалов.
Но ты все ждешь, что кто-то придет,
И кто-то тебе еще явит чудо…
Но где-то подспудно ужас грядет, 
Что чуда уже никогда не будет.
А где найти такую песню, в которой текст не был бы примитивным набором пустых слов, а мелодия не заменялась бы конвульсивными ритмами однообразных куплетов? Где найти песню, которая будила бы мысль, вызывала неподдельные чувства, помогала бы утверждать в душе достойные идеалы, подпитывала бы духовные силы в реальной драме нашей смертной жизни?
Есть такая песня! Есть целый сегмент национальной культуры – песенное поэтическое творчество, то есть бардовская песня. (Речь прежде всего о классической бардовской песне, ибо современная в значительной степени сливается с эстрадной.)
А что же отличает настоящую бардовскую песню?
Как мне представляется, это прежде всего – серьезность, серьезность в смысле отсутствия легковесного отношения к жизни и человеку. 
Предельно серьезное (экзистенциальное) отношение к жизни выражено Булатом Окуджавой:
«Совесть, Благородство и Достоинство -
Вот оно, святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек».
В песне обозначено предстояние человека перед трагичным, скоротечным человеческим Бытием, обозначено противоречие между вечным и индивидуально-бытовым; это не значит, что индивидуально-бытового существования («шашлычок под коньячок – вкусно очень») быть не должно, просто оно не должно быть единственно возможным, не должно заслонять от человека экзистенциальное, духовное.
Здесь утверждается идеал человека, стремящегося подняться до истинно человеческой духовной высоты – несмотря ни на что, не жалуясь на плохие времена, утвердить в себе человечность и ответственность.
Речь идет о выборе себя, что предельно четко обозначено в песне Сергея Никитина на слова Юрия Левитанского:
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Под расслабляющую оглушающую музыку можно легко миновать вот эту точку решающего и решительного выбора – покатиться же вниз легко, а преодолеть инерцию падения почти невозможно…
Бардовская песня призывает к отказу от мелкого индивидуального и взывает к единению с другими людьми в общем и главном. 
Вот как пишет об этом Юрий Визбор:
Любовь моя, Россия,

Люблю, пока живу,
Дожди твои косые,
Полян твоих траву,
Дорог твоих скитанья,
Лихих твоих ребят.
И нету оправданья
Не любящим тебя.
Бардовская песня остерегает от бездуховной жизни человека, постепенно превращающегося в социального робота. Именно об этом пишет бард Михаил Володин:
Гори, моя душа, пускай огонь сжигает
Мосты ко временам, где жил, собой греша.
Пока светла моя звезда и воздуха хватает,
И разум злом не помрачен, гори, моя душа!
И дай нам Бог понять на нашей страшной тризне,
Что все, в чем нет огня, не стоит ни гроша.
Вывод здесь очень прозрачен: либо я становлюсь участником великой культурной эстафеты, принимаю от предков факел вечных ценностей, сражаюсь за них, либо дрейфую от них в те вещи, в которых «нет огня» и которые «не стоят ни гроша» - в удовлетворение пустых развлекательных или скопидомских желаний. Что ж, тогда «попса» и будет той самой дудочкой Гамельнского крысолова - примитивное существо прельщается и «заводится» примитивной музыкой.
Настоящая бардовская песня в отличие от многих других жанров, создающихся поточным производством (уже и искусственный интеллект подключили!), - это труд души автора, связанный с его реальным, порой горьким, жизненным опытом, это труд выбора верного Слова и единственно верной интонации. Именно об этом в песне «Моцарт» Булат Окуджава:
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба – то гульба, то пальба…
Не оставляйте стараний, Маэстро,
Не убирайте ладоней со лба.
Бардовская песня зовет в дорогу, ибо «неподвижные люди – мертвы»; она призывает находить и штурмовать вершины (и это необязательно реальные горы). Об этом говорит Юрий Визбор в «Памирской песне»:
Вот так и ложатся на сердце гора за горой,
Их радость и тяжесть, повенчанные высотою,
Мы снова уходим, хоть нам и не сладко порой,
Уж лучше тяжелое сердце, чем сердце пустое.
Одно из самых значительных направлений в песенной поэзии бардов – песни о Великой Отечественной войне. И первое, что отличает бардовские песни, - это признание трагичности войны, отсутствие пафоса и экзальтации, столь свойственных эстрадной песне: послушайте «Панамки», «Облака» Вадима Егорова, «Колоколенка» Леонида Сергеева, «Я оставлю тебе» Владимира Ланцберга
И как пронзительно поется о той исключительно трагичной, и потому Великой войне в песне Виктора Берковского на слова Дмитрия Сухарева:
Вспомните, ребята, вспомните, ребята,
Разве это выразить словами,
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами.
Бардовские песни о войне описывают прежде всего эталон человека, как в песне Владимира Высоцкого:
Давно смолкли залпы орудий,
Вокруг только солнечный свет.
На чем проверяются люди,
Если войны уже нет?
Приходится слышать нередко
Сейчас как тогда:
«Ты бы пошел с ним в разведку –
Нет или Да?
Бардовская песня заставляет вопрошать себя: «Ради чего я готов идти в разведку (на смертельный риск)?», «Готов ли я сейчас пойти в разведку?», «Пойдут ли другие в разведку со мной?». Эти вопросы разительно отличаются от современных медийных вопрошаний «попсы», типа: «Хочу ли я оторваться по полной?», «Хочу ли я тусить (жить по – легкому, ни за что не отвечая)?».
Приходится иногда слышать, что бардовская песня не современна, однообразна, скучна… Это очень похоже на рассуждение человека, который, глядя на птицу, не замечает ни ее красоты, ни красоты ее пения, а оценивает ее только с гастрономической стороны: «под коньячок» катит – мое, не катит – не мое.
В бардовской песне есть неподдельный патриотизм, романтика, дружба, любовь, взаимопомощь, память, смысложизненные вопросы и ответы на них. И, может быть, бардовская песня в наше время особенно нужна молодым, как мудрый, серьезный, ненавязчивый собеседник.
Бардовская песня – не примитивная погремушка для потехи на час, до нее еще надо дорасти, а когда дорастешь, то будешь расти вместе с ней неминуемо и беспредельно. Проверено на себе.
Приглашаю всех заинтересованных в данной теме на свой авторский концерт-разговор «Давай, с Тобой поговорим…», который состоится в ЦГБ им. Мамина-Сибиряка, 16 апреля, в 15.00. Вход свободный.
Александр Бушуев. 29.03.2023 г.

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных