Серов
17 °C
$85,42
91,45
Присоединяйтесь к нам:

Нужно ли стремиться стать «гражданином мира»?

Нужно ли стремиться стать «гражданином мира»?
Александр Бушуев. Фото из личного архива Александра Бушуева

В библиотеке имени Мамина-Сибиряка состоялось собрание клуба молодых философов – дискуссия по теме, обозначенной в заголовке.

Надо сказать, что понятие «гражданин мира» постоянно встречается в разного рода публикациях, упоминается даже в учебниках. Что имеется в виду под этим броским словосочетанием, какой тренд оно обозначает?
Конкретным материалом для обсуждения послужил пост одного молодого человека в интернете. Вот он:
«Хочу быть абсолютно свободным: жить, где захочу, работать, где выгодно, выбирать любой язык и любую религию! Все твердят: уважайте национальное, народное – да это уже пережиток в 21 веке, глупость, узость взгляда! Уважай Россию и ее историю? Да она тыщу лет была родиной дураков, лаптей и балалаек! Этих предков нужно скорее позабыть и жить другими понятиями! Все тыкают нам Великой Отечественной войной, священным долгом… На Западе вон давно про нее забыли и живут припеваючи! Я вообще никому ничего не должен!»
В этом тексте отражено одно из представлений о сущности понятия «гражданин мира».
Старшеклассники пытались найти рациональное в этом явно эмоциональном высказывании, обнаружить «за» и «против», сформулировать собственную точку зрения.
С одной стороны, вроде бы нет ничего плохого в намерениях типа «жить, где захочу, работать, где выгодно, выбирать любой язык и любую религию» - они зафиксированы как неотъемлемые права человека во многих документах, начиная с Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН. Однако, как отмечали участники дискуссии, есть определенные моральные ограничения для всех и всяческих прав. Можно ли «валить» из родной страны, если она находится в беде? Можно ли браться за самую выгодную работу, если она направлена против твоего народа, например: создавать компьютерные или реальные вирусы? Насчет языка вообще отдельная история. Согласно выводам ученых у человека в возрасте до 5 лет окончательно складывается образный ряд, особенности логики, напрямую связанные с языком. Не потому ли эмигранты, даже прекрасно знающие чужой язык, испытывают некий дискомфорт или даже «иммигрантскую ломку» - тяжелое чувство тоски по родине?
Действительно ли «национальное, народное – это уже пережиток в 21 веке, глупость, узость взгляда»? Да, действительно, мир глобализируется, однако, до возникновения «мира как единой большой деревни» еще очень и очень далеко. И познает человек этот мир пока в логике – от локального к глобальному. К примеру, нельзя же маленького ребенка взять из детской кроватки и оставить посредине оживленной улицы… К тому же, в «народном» столетиями закреплялось то, что способствовало выживанию именно этого народа, именно в этих условиях. Вряд ли нам, северянам, будут полезны некоторые традиции, обычаи, обряды жителей пустынь. Человек пока, слава богу, не робот, который программируется с чистого листа – именно через «национальное и народное» он становится живой человеческой личностью. 

Особенно оживленную дискуссию вызвал тезис: «Да она (Россия) тыщу лет была родиной дураков, лаптей и балалаек»! Вот здесь использован один известный пропагандистский прием: логика типа «или – или». К примеру, ставится вопрос о том, являются ли русские культурными или нет, затем приводится пара фактов вроде статистики пьянства на Руси и в современной России… Легко догадаться, какой вывод сделает человек в этой логике. На самом же деле надо руководствоваться логикой «и-и»: русские и культурные, и некультурные, как и другие нации. Вопрос в соотношении положительных и отрицательных показателей, но это требует очень тщательного изучения. Но вдаваться в подробности, сложности не хочется – проще принять лежащий на поверхности вывод… Ситуация усугубляется еще и тем, что в погоне за прибылью многие СМИ делают ставку на скандальную негативную информацию – где ж тут найти примеры проявления замечательных качеств российского народа. 
Заявление же автора поста, что «все на Западе давно забыли войну», тоже одностороннее. К примеру, в ФРГ много было сделано и делается для того, чтобы признать вину немцев в развязывании войны и совершении военных преступлений.
В ходе дискуссии мы старались искать и аргументы в пользу позиции автора. Всех зацепило слово – «тыкать». В самом деле, когда начинают организовывать «Бессмертный полк» по разнарядке (два портрета от класса…), когда массой ведут детей совершенно разного возраста (с 4 по 11 классы) на линейку к Вечному огню или на военный фильм, то получают обратный эффект… Не «тыкать» надо, не количеством брать, а вдумчивым подведением детей к этой очень непростой теме. Патриотизм основан на любви, а любовь – чувство деликатное… 
Что же касается броского и модного за последнее время заявления «Я вообще никому ничего не должен!», то оно вообще не согласуется с понятием «гражданин», поскольку гражданин – это человек, осознавший зону и степень своей ответственности. Гражданином нельзя стать вдруг - в гражданина можно только «выделаться» собственной длительной духовной работой. Вот так и получается, что тот, кто не дорос до звания «гражданин своей страны», становится «гражданином мира», «гражданином своего кармана», «гражданином своих прихотей», все дальше и дальше уходя от забот и проблем реального мира. А кто не находит мужества по-настоящему БЫТЬ, тот так и не находит жизни, достойной человека.
Александр Бушуев.


Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных