Великое изобретение велосипед – можно катить себе и думать…
«Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть очень полезным в обычной жизни», -
Георгий Гурджиев.
В рамках программы «Мое мировоззрение», реализуемой в Центре детского творчества, прошли первые дебаты. Тезис, который оспаривали старшеклассники, звучал так: «Современный человек не стремится развивать свое самосознание».
Но, действительно ли это так? А может стремится?
Еще в 1930 году испанский философ
Хосе Ортега-и-Гассет опубликовал трактат под названием «Восстание масс». В той работе философ утверждал, что вследствие перемещения масс людей из сельских поселений в города, расцвета масс-культуры, кризиса религиозного мировоззрения возник новый тип человека – человек массы. Человек массы не склонен к самопознанию, к поиску и проявлению своей индивидуальности – он ориентируется на внешние стандарты и тренды, задаваемые идеологиями (а всякая идеология – это упрощенный взгляд на бытие) и масс-культурой. Последующие события 20-го века подтвердили выводы философа: как пример – слепое подчинение масс идеям национал-социализма, вульгарного марксизма, религиозного фанатизма…
Человек нашего времени так же погружен в масс-культуру, так же падок на идеологии (кому-то дорога глобализация, кому-то национальная или религиозная изоляция) и на модные тренды в политике, культуре, манере одеваться и самовыражаться.
Развитие самосознания… для многих это нечто далекое – то, чем должны заниматься философы, психологи, педагоги… Эта «непрактичная» тема находится где-то на периферии сознания большинства людей.
Нет осознания того, что истинная причина многих коллизий в нашей личной жизни и есть неразвитое самосознание.
Представьте себе велосипед, который собран на скорую руку – гайки не докручены, детали не закреплены. По ровной дороге такой велосипед еще некоторое время проедет, но, как только начнутся ухабы, вся конструкция пойдет вразнос. Самосознание тот же велосипед – если человек не обрел строго определенные идеалы, не выработал стойкие убеждения и принципы, не воссоздал свой кодекс чести, то на «ухабах» жизни он неминуемо пострадает. В народной мудрости это отразилось в виде многочисленных фразеологизмов и пословиц: «Задним умом все крепки», «Пока жареный петух в задницу не клюнул», «Знать бы где упасть – соломки бы постелил»…
Так почему же человек задвигает дело самопознания и самосовершенствования в «долгий ящик»?
Все начинается с детства: абсолютно доминирует оценка родителей (и большей частью негативная – упреки, сравнения с другими). Оценка напрямую связана с притязаниями родителей: если они вдруг «углядели» в ребенке талант, то ребенку не позавидуешь – его будут оценивать на соответствие сияющему фантому в родительской голове. А поскольку реальные дети совершенно не соответствуют идеальным фантомам, то … они же и виноваты! Поэтому не случайно то, что дети уже в начальной школе не любят процедуры оценивания, избегают их как нечто неприятное и скорее от родительских и учительских оценок бегут к оценкам товарищей (она тоже не совсем адекватная, но хотя бы осуществляется на равных). А если процедуры оценивания неприятны, то и себя оценивать лишний раз нет резона.
Ну, а как же дальнейшее общее образование, призванное помочь человеку сформировать благополучный ОБРАЗ СЕБЯ? Увы, мы имеем образование, которое обязано «продавить» сквозь ученика огромную массу якобы необходимых познаний – лишь небольшая доля исключительно развитых учащихся или несчастных «зубрилок» может рассчитывать на формирование благополучной «Я-концепции».
Психологи провели анализ сформированности «Я-концепции» у старшеклассников. У одной трети опрошенных выявили негативную «Я-концепцию» типа: «Я – ничтожество». У почти половины выявилась диффузная «Я-концепция»: образ «Я» слеплен из нахватанных извне и критически не осмысленных образцов поведения (этими образцами тычут со всех экранов). И что остается? Только оставшиеся 17 процентов учащихся имеют сколько-нибудь адекватную и благополучную «Я-концепцию».
А теперь вернемся к теме «толпизма». Имеющие негативную концепцию с радостью и благодарностью присоединятся к любой группе, которая даст им возможность для самореабилитации и самоуважения, - даже криминальной и экстремистской. Имеющие диффузную (расхлябанную как тот велосипед) «Я-концепцию», тоже весьма охотно присоединятся к толпе, которая позиционирует себя в привлекательном тренде (отсюда и группы готов, панков, фанатов, хейтеров…). Слабое «Я» тяготеет к сильному «МЫ».
Как можно рассчитывать на стабильность общества, если 83 процента не стабильны?
(Не случайно многие общественные катаклизмы связаны с молодежью: «культурная революция» в Китае, «молодежные бунты» в Европе 60-х годов, цветные революции…)
Конечно, по мере взросления, перехода от безысходного учения к другим видам деятельности некоторые обретут более благополучную «Я-концепцию». Однако, многие ли? Если в семье есть родитель-тиран, а на работе начальник-самодур, то это те самые «Я-ничтожества» бессознательно или сознательно мстящие за свое прошлое унижение. Если рушатся дружбы, семьи, если множится число казнокрадов и мошенников, то это те самые «Я-диффузники», у которых нет кодекса чести, а вместо выстраданных и просоленных жизнью идеалов и принципов – сплошь информационные наносы.
(Объясняя победу советского народа над фашизмом, многие зарубежные ученые упирают на «коммунистический фанатизм» советских людей. Однако это не так – многие и многие люди вовсе не разбирались в коммунистической идеологии, в дальних кишлаках, аулах и прочих селениях знать не знали членов политбюро и руководящих указаний партии, люди, репрессированные и переселенцы (раскулаченные) просились на фронт, хотя вряд ли испытывали симпатию к руководству страны… Но у людей были стойкие патриотические убеждения, чувство долга перед семьей и народом (это проявилось и в застенках зверского гестапо - почитайте книгу «Говорят погибшие герои».)
Так нужно ли стараться развивать свое самосознание? Это все равно что спросить – нужно ли взрослеть? Хочешь перестать быть инфантилом? Хочешь не сломаться на «ухабах» жизни? Хочешь не впадать в регулярный «депрессняк»? Хочешь не терять по дурости любимых и друзей? Хочешь не зависеть от чужих суждений, сплетен и уважать себя самого?
Чтобы обрести благополучную «Я-концепцию» (как результат работы самосознания), надо прежде всего находить время «наедине с собой», заставлять ленивый мозг думать не о внешнем, а о «движениях своей души». Важно выработать критическое и даже скептическое отношение к навязываемым трендам, какими бы идейными и полезными они не выставлялись, какие бы авторитеты их не продвигали. Чем больше вас в чем-то убеждают, тем критичнее надо относиться к заинтересованным лицам («интерессантам»), тем дотошнее надо осмысливать их мотивы и истинные намерения.
Каковы признаки того, что самосознание человека находится в режиме «ON» = «включено»? Это может быть привычка в конце дня спокойно и уединенно думать о себе, или вести дневник, или читать хотя бы изредка и не торопясь серьезные книги (В.А. Сухомлинский советовал, чтобы всегда у кровати была книга из серии «Жизнь замечательных людей»), или стремление поддерживать не поверхностные отношения с другими (в других глядимся, чтобы узнать себя), или «отвечать за тех, кого приручил», или слушать умные, не попсовые, песни … Каждый сам может найти свой путь к себе.
А каковы признаки того, что самосознание находится в режиме «Standby»? Да как раз с точностью до наоборот: погруженность в информационный шум, новости и сплетни о других, поиск развлечений и средств, отключающих мозг, длительный пустой базар и треп, нежелание задерживать внимание на чем-либо серьезном и неприятном…
(Задело: «в год 80-летия Победы молодые люди не хотят читать тяжелые книги и смотреть тяжелые фильмы о войне, чтобы … не расстраивать себя».)
Брюс Ли утверждает: «Не все люди – великие герои, но пока мы живы, мы ДОЛЖНЫ понять себя, разобраться в себе и выразить себя!» Героизм обычной жизни не менее ценен, чем великий видный героизм, и заключается он в ДОЛГЕ перед собой, близкими людьми, своим народом – через самопознание выразить себя наилучшим образом. Конечно, здесь речь идет не о том самовыражении, которое нам постоянно демонстрируют с экранов всякого рода селебрити и блогеры (это - самопрезентация), а о проявлении своих самых значимых возможностей и способностей и их развитии на благо людей.
Но вернемся к велосипеду. В одном из опросов велосипед был признан самым выдающимся изобретением, обойдя радио, телевидение, лазеры, компьютеры… Удивительно свойство велосипеда не падать вопреки всяким законам физики - а не падает он только лишь благодаря постоянному движению, благодаря тому, что кто-то все время подкручивает педали… Не так ли и с самосознанием? Надо «крутить педали» своей внутренней духовной жизни несмотря на все перепады внешней погоды – тогда и будешь двигаться вперед через грозы, штормы, бури жизни. А как только перестанешь «крутить педали», то твоя жизнь становится беспомощным заложником внешних обстоятельств.
20.10.2025 г. Александр Бушуев.
Иллюстрация в
анонсе: Константин Бобылев, архив "Глобуса"