Серов
3 °C
$92,13
98,71
Присоединяйтесь к нам:

Лягушки или принцессы?

Лягушки или принцессы?
Александр Бушуев. Фото из личного архива автора

В клубе молодых философов мы продолжаем размышлять над проблемой эскапизма – стремлением человека сбежать, дезертировать из реальной жизни. 

Этот побег может осуществляться различными путями: виртуальная игромания, алкоголь, наркотики, запойное чтение или смотрение сериалов… А кое-кто уходит от жизни с ее проблемами, громко хлопнув дверью: в США каждые 63 дня стрельба в учебных заведениях, Россия тоже начинает ставить свои печальные рекорды…
Имеются ли «якоря» способные удержать человека «в реале»? Один из них – сильная мечта. Однако, мечта мечтой, но если у человека не достает характера, силы воли, упорства, то рано или поздно случится срыв. 
Но как обрести победный характер? 
Известный американский психолог Эрик Берн и его последователи делят людей условно на две группы: выигрывающие (принцессы) и проигрывающие (лягушки). Первые способны проявлять упорство, настойчивость в достижении целей, вторые - чаще складывают руки и убеждают себя в невозможности что-либо изменить в своей жизни. Во многом жизненный сценарий (судьба) человека определяется уже в детстве. Если родители побуждают ребенка к преодолению трудностей, поддерживают его при неудачах, то ребенок становится «принцем» или «принцессой», если родители пускают жизнь ребенка на самотек, постоянно критикуют его за неудачи, то он становится вечно чего-то ждущей «лягушкой».
В наше время относительного комфорта, благоустроенности, распространенности либерально-попустительского воспитания многие дети не получают закалку характера. 
Автор этих заметок провел детство в деревне, где было достаточно много непростой работы по хозяйству, выполнение которой накачивало мускулы воли, была уличная компания ребят, в которой состязательность была нормой. Вспоминаю увлечение всех турниками: надо было подтягиваться (и не один десяток раз!), делать всякие склепки, тяги, выходы, висы и прочее. И отстать от всех в этом деле – значило быть признанным слабаком, поэтому приходилось заниматься «через не могу». Как потом помогли в жизни эти уроки воспитания в себе упорства и целеустремленности!
Быть расслабленным или деятельным, упорным или безвольным – этот выбор встает перед каждым, и горе тому, кто промедлил с ним в детстве и юности. Впрочем, выбор в этой ситуации только один, ибо катиться под горку кому сил не доставало?
Хорошо, если бы школьные занятия развивали упорство, но, к сожалению, это не всегда имеет место. Одна из причин – не у всех образуется сильная мотивация к учению. 
Тем большее значение имеют внеурочная работа и дополнительное образование: если ребенок с охотой занимается чем-то, то он накапливает опыт управления собой, опыт самоконтроля, преодоления проблем. При этом неважно, чем он занимается – балетом, танцами, шахматами, конструированием… Многолетнее социологическое исследование американских ученых однозначно показало: дети, которые занимались более года в какой-либо секции или каком-либо кружке как правило заканчивают школу и колледж, а вот более половины прошедших мимо кружков и секций выбывают из образования. Если ребенок ходит, к примеру, в музыкальную школу, то он учится не только музыке – он нарабатывает на будущее важные черты характера: уверенность в своих силах, настойчивость и целеустремленность, конечно, если педагоги и родители его при этом поддерживают.

Более поздние исследования показали, что не все окончательно решается в детском возрасте – практически в любом возрасте человек может «взять себя в руки».
Пример: «безумный японец» Наоми Уэмура. Вот что он пишет в своей книге «Один на один с Севером»:
«В университете я записался в альпинистскую секцию, но был в этом деле абсолютной бездарью и в горы не ходил. Я был предметом насмешек, потому что даже на Фудзияму не поднялся ни разу. Это было унизительно. И в альпинистских лагерях я постоянно испытывал чувство огромного стыда. Тогда, не желая выказывать свое неумение, я тайком от своих товарищей по секции стал уходить в горы, постепенно все больше и больше испытывая удовольствие от занятий альпинизмом. Так и начались мои самостоятельные походы…»
Стремление побороть свою слабость стало для него важным стимулом заняться альпинизмом серьезно. Он начал упорно тренироваться и через несколько лет совершил сольные восхождения на Монблан, Маттерхорн и Килиманджаро. Затем он поднялся на высочайшую гору Южной Америки Аконкагуа. Чуть позже Уэмура в одиночку совершил сплав на плоту по Амазонке длиной более чем в 6000 километров. В 1970 году Уэмура покорил Джомолунгму, затем совершил первое в истории одиночное восхождение на Мак-Кинли. Таким образом к 29 годам он сумел поднялся на пять из семи высочайших точек разных континентов, причем на четыре из них — сольно. Затем он предпринял полуторагодовое путешествие по Гренландии, Канаде и Аляске: он прошел на собаках расстояние в 12 000 километров, вслед за этим он совершил одиночное путешествие на Северный полюс. 
Как же связаны друг с другом мечта и характер? У психологов есть на этот случай вопрос: слабость воли или слабость цели? Если у человека незначительные цели, то и волю напрягать не приходится, волевые качества характера деградируют. Если у человека сильная цель (мечта), то он постоянно напрягает свои волевые качества - воля становится сильнее, а с более сильной волей человек может подвигать себя на более сложные цели. Вот такая диалектика. Воистину прав П. Кальдерон, утверждая: «Величайшая победа в этой жизни есть победа над собой».
28.10. 2021. Александр Бушуев. 



Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных