Серов
2 °C
$93,44
99,58
Присоединяйтесь к нам:

Кто такой «манкурт» и почему надо приглядывать за собой

Кто такой «манкурт» и почему надо приглядывать за собой
Фото из личного архив Александра Бушуева

«У нас всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга», - И. Тургенев.

В Клубе молодых философов при Центре детского творчества мы работаем с проблемой эскапизма: стремлением человека устраниться от решения проблем в реальном мире. Способов дезертирства из реального мира множество: серфинг в социальных сетях, безудержный гейминг, наркотики, алкоголь, бесконечные сериалы, завлекательное чтиво…
Есть еще одна категория дезертиров - люди, которые не хотят вкладываться в обживание реальности: «перекати-поле», бичи, «граждане мира», «золотая молодежь», тусовщики разного рода… 
С одной стороны, они как бы живут именно в реальном мире, но при этом они совершенно отстранены от проблем настоящего и от забот о будущем – это люди, которые выпали из цепи поколений: им нет дела до предков и потомков. «Я никому ничего не должен!» – вот их девиз. Именно такие люди готовы продать Родину за «тридцать серебряников», расхищать ее богатства, зарабатывать на производстве поддельного смертельного алкоголя и прочего.
Чингиз Айтматов в романе «Буранный полустанок», описал манкурта, взятого в плен человека, превращенного в бездушное рабское создание, полностью подчиненное хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни. В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими историческими, национальными корнями, забывшего о своем родстве. 
А ведь именно духовная связь с предками, чувство долга перед ними укореняет человека в настоящем, не дает ему бездумно шарахаться в «новом дивном мире».
Во время бесед с молодыми людьми я частенько задаю вопросы: смотрели ли они, к примеру, фильм «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, читали ли книги-свидетели: реальные воспоминания людей о войне, блокадные дневники ленинградцев, воспоминания узников фашистских концлагерей? Увы, очень часто ответ отрицательный. Примеров равнодушия к истории своего народа, исторической безграмотности молодых (и не только молодых) людей можно найти массу.
Что отвращает нас от прошлого?
Во-первых, преобладающая и насаждаемая гедонистическая идеология: цель жизни – максимум удовольствий. В средствах для получения удовольствий нет недостатка и на этих средствах зарабатываются очень большие деньги. Реклама удовольствий порождает потребности в удовольствиях, потребность в удовольствиях увеличивает спрос на удовольствия – колесо крутится. Вот так и происходит застревание в благополучном, сладком настоящем. И если спрашиваешь человека, почему он не смотрит фильмы о войне, не читает книги-свидетели вроде «Блокадной книги» Даниила Гранина или «Последние свидетели» Светланы Алексиевич, то ответ примерно таков: «Не хочу себя расстраивать». И тогда хочется сказать словами из книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»: «Но ты же советский человек!» Говоря себе подобную фразу безногий летчик возвращался в строй защитников Родины, несправедливо осужденный властью просился на фронт, эмигрировавший из России «не советский» человек отказывался от сотрудничества с фашистами… Мы все, хотим мы того, или не хотим, - «советские люди», ибо мы их потомки… Отказываться узнавать о жертвах своих предков ради сохранения своего благодушного настроя – значит предавать их. 

«Можно считать себя потомком отчаянных людей, храбрых землепроходцев, пешком прошедших через весь континент.., но если в твоих глазах похмельная муть, между зубов застрял непережеванный бургер, а все физические усилия ограничиваются нажатием кнопок на телевизионном пульте, то кому какое дело до твоих предков? И традиции превращаются в карнавальные забавы…» - Вадим Панов.
Еще одна из причин исторического беспамятства – это влияние идеологии постмодернизма. Суть ее в том, что все относительно, нет национальных ценностей, нет никаких постоянных моральных норм, отдельный сенсационный факт важнее тенденции… Сколько исторического негатива выливается на наши бедные головы! Нет, я вовсе не против того, чтобы мы знали ошибки, просчеты, неблаговидные и аморальные факты из своей истории – только так мы можем преодолеть негативное наследие. Но почему мы с таким же рвением не ищем в истории то, что вдохновляло бы нас, помогало бы справляться с проблемами в настоящем, настраивало бы нас на заботу о потомках? Или таких примеров мало? Но разве каждый из нас не жив именно потому, что в кровавом горниле истории наши конкретные предки проявили терпение, мужество, интеллект, верность общечеловеческим ценностям?
Загляните на сайт - https://xn--80aaxridipd.xn--p1ai/velikie-lyudi-velikie-dostizheniya-rossii/
Вот что пишет один из пользователей: «Когда вам в следующий раз скажут, что Россия — это родина дураков, лаптей и балалаек, усмехнитесь этому человеку в лицо и перечислите хотя бы 10 пунктов из этого списка. Считаю, что стыдно не знать такие вещи».
Или взять, к примеру, модную идеологему «Я – гражданин мира!». За броской прогрессивностью этой фразы скрывается следующее: мое национальное, народное – это некий пережиток, атавизм, глупость, узость взгляда, у меня нет долга перед моими предками. Еще 150 лет тому назад Иван Сергеевич Аксаков писал: «Нагло лжет или совсем бездушен тот, кто предъявляет притязания перескочить прямо «во всемирное братство» через голову своих ближайших братьев – семьи и народа, или служить всему человечеству, не исполнив долга службы во всем объеме своим ближним». 
Если в романе Ч. Айтматова манкуртов делали перегревая их мозги на солнце, то сейчас перегревают мозги «нужной информацией». Все мы в наше переломное время так или иначе подвержены процессу манкуртизации… Надо приглядывать за собой.
Александр Бушуев.


Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных