Как всем известно, Уильям Шекспир родился в 1564 году в небольшом английском городке Стратфорд-на-Эйвоне, прославился как автор многочисленных пьес и сонетов и является национальной гордостью Великобритании. «Наше всё» - Пушкин, «английское всё» - Шекспир.
26 апреля 1564 года – день именин (крещение), 23 апреля 1616 года - день смерти. Словом, апрель – месяц для него знаковый. Это в том случае, если Шекспир БЫЛ.
Дело в том, что время от времени у литературоведов возникает определенного рода зуд сомнения, и начинается очередной виток расследований-исследований шекспировского «жизненного и творческого пути», как пишется в учебниках.
После того, как молодой Шекспир покинул Стратфорд, на целых семь лет его жизнь окружена покровом тайны. Где он был? Чем занимался? И вдруг он появляется в Лондоне в качестве актера, драматурга, совладельца театра – успех, карьерный рост, слава. Но... Успешный драматург не оставил после себя рукописей, успешный делец не оставил после себя подписанных контрактов, а в завещании подробно расписано всё до последнего пенни, что должно отойти родственникам – кроме творческого наследия, так сказать… Полученное Шекспиром «церковно-приходское» образование не предполагает таких глубоких знаний истории, мифологии, литературы и прочая, прочая, прочая, какое демонстрирует автор пьес; его словарный запас невероятно богат: по некоторым подсчетам, от 17,5 тысяч слов до 29 тысяч (для сравнения, словарь Пушкина включает 21-23 тысячи слов)… В общем, как в «Алисе…»: Много неясного в Странной стране, можно запутаться и заблудиться. Даже мурашки бегут по спине, если представить, что может случиться…». Вот литературоведы и блуждают уже три с лишним столетия.
На конкурсной основе на честь быть Шекспиром претендуют его современник поэт и драматург
Кристофер Марло, философ
Фрэнсис Бэкон, граф
Ратленд… короче, очередь из нескольких десятков человек, в которой стоит даже… королева
Елизавета I Английская.
Но кто бы ни был Шекспиром, он гений. Его пьесы продолжают идти на сценах театров всего мира, его экранизируют. Когда-то считавшийся классическим и лучшим перевод сонетов
С. Маршака давно уже оспорен и стал предметом соревнования множества переводчиков, в том числе и непрофессиональных. О Шекспире пишут книги – научные и художественные (Наш
Дмитрий Урнов в серии ЖЗЛ, к примеру;
Энтони Бёрджесс. Влюбленный Шекспир;
Бернард Шоу. Смуглая леди сонетов;
Илья Гилилов. Игра об
Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса… и т.д.).
По его пьесам нельзя изучать историю: слишком вольно трактует факты. Но их художественная сила такова, что они сами становятся альтернативной историей. Чего стоит созданная им репутация Ричарда III! (Кстати, очень советую почитать про это историко-детективный роман
Джозефины Тэй «Дочь времени».)
Что касается постановок… Один из самых знаковых персонажей – принц Гамлет. Меня в школе всегда коробило от определения «тучен и одышлив». А ларчик просто открывался: Шекспир писал все роли героев «под Бербеджа» - актера-премьера и своего друга. А тот именно и был весьма корпулентным мужчиной. Потому и персонажи по мере старения Бербеджа тоже «стареют»: от Ромео до Лира. «Тучен и одышлив»! А ведь мы привыкли видеть стройного молодого Смоктуновского, Высоцкого… Между прочим, Гамлета играли и женщины. Первой из них была эпатировавшая публику 19 века более тридцати лет англичанка
Сара Сиддонс. Затем -
Сара Бернар...
Интерес к Шекспиру подогревается в том числе и тайной его личности. Так был он на самом деле - или не было его? И кто в таком случае написал пьесы Шекспира? А может, и не надо знать? Пьесы-то останутся теми же, не лучше и не хуже. Пусть и он остается загадкой, с ней интереснее.