«Судьба играет в жестокую игру. Надо либо играть по ее правилам, либо заставить ее играть по своим», — Антуан де Сент-Экзюпери.
С древнейших времен люди ищут средства противодействия ударам коварной судьбы: связь с некой высшей силой (богом, абсолютом, вселенной…), отстранение от жизни и минимизация привязанностей к ее благам (аскетизм, буддизм, стоицизм…), повышение личной вооруженности (сила, воля, способности…).
Последнее особенно распространено в наше время: несть числа курсам, тренингам, практикам, развивающим способности и возможности человека. Здесь мы можем обнаружить и совсем уж «цыганские тренинги» вроде наделения персональным магнетизмом по притягиванию денег. Вспоминаются песенка
Б. Окуджавы из фильма «Буратино» («Пока живут на свете дураки, обманывать нам, стало быть, с руки… На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хошь») и меткие рассказы
О’ Генри о жуликах всех мастей.
Конечно, тренинги по развитию способностей важны и нужны, НО, являются ли способности главным средством повышения нашей жизнестойкости?
Когда человек преодолел какой-то «удар судьбы», говорят, что он «собрался с духом», а если не преодолел – «потерял присутствие духа». Так что же это такое - таинственный «дух»? Обратимся к жизненным примерам.
Неисчислимое число людей, потерявших во время экономических кризисов деньги, покончили жизнь самоубийством. Почему? Потому что деньги, богатство, положение в обществе были для них более ценными, чем жизнь.
Невозможно сосчитать всех тех, кто расстался с жизнью из-за неразделенной любви. Почему? Потому что чувства другого человека к ним оказалось ценнее их единственной и неповторимой жизни.
Миллионы и миллионы расстались и расстаются с жизнью из-за употребления наркотиков, алкоголя, табака… Почему? Да потому что для них удовлетворение сиюминутной страсти важнее ценности своего здоровья.
И каков вывод? А вывод следующий: пожалуй, самую большую роль в жизнестойкости человека играют его ценностные ориентации: идеалы, принципы, убеждения, цели.
Что означает «собрался с духом и преодолел что-то, возразил кому-то, вступился за кого-то, отказался от чего-то…»?
Это означает, что ясно осознал некую ценность и оперся на нее («На том стою и не могу иначе!»). Например, осознал ценность справедливости и потому не побоялся вступиться за слабого; осознал ценность истины и посмел сказать правду; осознал ценность красоты и отказался от намерения испохабить какой-то уголок природы…
В истории и в современной жизни мы можем обнаружить огромное число примеров того, как духовные ценности обеспечивали и обеспечивают выживание отдельного человека.
Один из самых примечательных примеров: плавание
Алена Бомбара на надувной лодке через атлантический океан.
Ален Бомбар, врач по профессии, знал, что многие люди, потерпевшие кораблекрушение, погибают в спасательных лодках в первую же неделю, так как теряют присутствие духа. Он решил доказать, что человек, не имеющий никаких запасов еды и воды, может длительное время выживать в океане – для этого переплыть Атлантический океан на спасательной лодке. В ходе своего эксперимента он находился в океане 65 дней, преодолел 4400 километров, питался рыбой, планктоном, похудел на 25 килограммов, но доплыл до цели, так и не распечатав взятый с собой неприкосновенный запас! Ален писал позднее, что ему не удалось бы выдержать это убийственное путешествие, если бы он руководствовался какой-то низкой целью: популярность, деньги, карьера. Великой ценностью, на которую он опирался, была ценность человеческой жизни – он всей душой хотел помочь тем, кто попадет в подобные условия, убедить их, что выживание возможно. (Есть замечательный фильм: «За бортом по своей воле».)
Еще один показательный пример: плавание
Тура Хейердала с командой на самодельном плоту через Атлантический океан. Команда хотела доказать, что еще в глубокой древности люди уже могли путешествовать через океан. Семеро совершенно разных людей, даже не моряков, должны были преодолеть на слабо управляемом плоту 8000 километров, и несмотря на огромный риск и неимоверные трудности, это им удалось. Участник той экспедиции советский врач
Юрий Сенкевич в своей книге «С Хейердалом через Атлантику» писал: «Слабый становится сильным, робкий – отважным, обидчивый – великодушным, если ими движет единая достойная цель». (Об этой удивительной экспедиции есть фильм: «Кон - Тики»)
Важно помнить и о том, что ценности – это осязательные органы нашей души: именно благодаря им мы обнаруживаем близких по духу людей (настоящих друзей, любимых, соратников); и наша жизнестойкость неизмеримо возрастает, когда рядом есть люди, с которыми мы можем жить «душа в душу». Наши ценностные ориентации помогают нам найти себе «дело по душе» - твердо стоит на ногах в жизни тот, кто говорит про свою работу: «Это мое!».
Итак, чтобы повысить свою жизнестойкость, нужно возвысить силу своего духа, а сила духа, или духовная сила, – это наличие у человека высоких идеалов, принципов, целей. Где они приобретаются? Прежде всего в доброй семье. Ну, а если нет? Тогда надо обретать их самому.
В наше время сделать это крайне трудно – слишком много навязывается нам извне норм, стандартов, эталонов, трендов… Весь этот красочный цветомузыкальный фонтан внешних ценностей заглушает робкие роднички ценностей индивидуальных. Как результат – отсутствие у человека собственных устойчивых принципов и убеждений. Примером могут служить несчастные судьбы тысяч и тысяч игроков, завороженных ценностью больших выигрышей, сделавших ставку на выигрыш и пожертвовавших ему в угоду ценностью благополучия своей семьи, а также несчастная тюремная судьба многих и многих позарившихся на разрекламированную роскошную жизнь.
Ценности нельзя выучить - их можно обрести в диалоге с самим собой, с умной книгой, трогающим фильмом, доброй песней, но более всего в общем деле с другими людьми. Нужно как можно раньше найти важное, достойное дело, в котором можно соединиться с одухотворенными людьми: разнообразная волонтерская работа, забота об экологии, здоровье, «братьях наших меньших»…
Можно уверенно утверждать, что праздная, шатающаяся по клубам «золотая молодежь» в итоге не совладает с жизненными испытаниями и раньше или позже не сможет «держать удар» судьбы – таких печальных жизненных историй более чем достаточно.
В ходе яростного отрицания советского идеализма сложилось представление, что не стоит «париться» по поводу идеалов, значимых общественных целей, а стоит жить максимально прагматично. Что ж, прагматизм – тоже нужная вещь. Но если в человеке есть только прагматизм, то чем он отличается от свиньи или курицы?
Человек - единственное существо способное страдать от своего несовершенства, сознательно менять себя, подниматься над собой сегодняшним. Как только он перестает это делать, то сразу же начинает скатываться вниз, к животному состоянию. Куда там, даже ниже! Животное хоть инстинктивно, бессознательно, но способно защищать свое потомство с риском для жизни: та же курица, защищая цыплят, способна вступить в смертельную схватку с ястребом. Человек же, переставший утверждать в своем сознании идеалы и достойные цели, становится даже не животным, а совершенно безжалостным скотом – его человеческая судьба на этом заканчивается.
А стоит ли обретать высокие ценности? Ведь это может привести к разочарованиям и дополнительным страданиям…
Что ж, надо признать, что обретение идеалов неминуемо связано с разочарованиями – только так удается получить идеалы не наносные (поверхностные), а истинные, «просоленные жизнью», но ведь именно такие и делают человека стойким к ударам судьбы. Решить отказаться от обретения идеалов – все равно что отказаться навсегда от солнечного света и решить прожить всю жизнь в мрачных сумерках. Отказ от идеалов – признак малодушия. (Отличная иллюстрация такой ситуации есть в романе
Ч. Диккенса «Большие надежды»: богатая дама мисс Хэвишем, разочаровавшаяся в любимом, навсегда останавливает все часы в доме, закрывает все окна от солнечного света, в общем, долго существует, перестав жить.)
Французский писатель Жюль Мишле чеканно выразил свою мысль: «Человек – сам себе Прометей». Нести в свою жизнь (и не только в свою!) свет идеалов, либо смириться с серым существованием – третьего не дано. Каждый выбирает за себя.
Александр Бушуев.
Иллюстрация в
анонсе: Константин Бобылев, архив "Глобуса"