Серов
2 °C
$93,44
99,58
Присоединяйтесь к нам:

Думаем о дружбе

Думаем о дружбе
Фото из личного архива Александра Бушуева

«Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести», - Бэкон.

«Любовь доступна всем, но дружба – это испытание сердца», - Удето.

В образовательной программе «Моё мировоззрение», реализуемой в Центре детского и юношеского творчества,  сквозная тема этого года – «Как стать счастливым?». Одно из важных условий счастья – наличие круга верных друзей, или хотя бы одного настоящего друга. Что такое настоящая дружба, как обрести друзей – об этом старшеклассники спорили на дебатах, писали эссе, рассуждали над высказываниями писателей. В этой статье предоставим некоторые выводы.
От одиночества страдают не только пожилые, «бездружие» - проблема и для многих молодых. В чём причина? Всё начинается в детстве – к трём годам уже видно, что один ребёнок дружелюбный, контактный, а другой – бука. И дело здесь не столько в генах, сколько в поведении родителей. Ведь именно они являются первыми «контактёрами» (особенно – мать). Если молодая мама не знает элементарные игры - потешки, если она кричит на ребёнка «Рот закрой!», если папа  не играет с ребёнком на его поле (на полу!), то вряд ли стоит ожидать, что у ребёнка закрепятся установка на общение и важные начальные умения эмпатии и взаимодействия. Если родители (особенно одинокие мамы) всячески опекают ребёнка, ограждают его от «опасных» контактов, то его общение со сверстниками уже никогда не будет полноценным. На самом деле в наше время привлекательного виртуала родителям надо специально стараться вытаскивать  ребёнка из гаджетов  и организовывать его контакты со сверстниками. Конечно, очень удобно, что ребёнок «на глазах» сейчас , но нужно думать и о последствиях для его будущей жизни – именно у «маменьких сынков» и «папиных дочек» возникают большие проблемы в налаживании дружеских контактов.
А что же школа? Получает ли в ней ученик представление о настоящей дружбе, опыт взаимодействия, умения бесконфликтного общения? Старшеклассники с немалым трудом вспоминают «уроки дружбы», которые они получали в школе. А ведь о дружбе можно и нужно говорить на любом предмете, только вот это не видится важным, есть дела поважнее – предметные знания, ЕГЭ, престиж учителя, престиж школы… А что уж говорить об организации совместной деятельности учащихся в современной школе... (А ведь настоящая дружба возникает именно в совместной деятельности). Но проще провести праздник с выходом в кафе или зал пейнтбола и боулинга, чем самим его готовить… А уж сводить детей в поход или на общественно-полезное дело – это почти неразрешимая проблема. Или разрешимая, если работать с родителями вместе? Автор сих строк в своё время учился в школе №23 и уже давно забыл все уроки, но прекрасно помнит замечательные туристические дни, посадку молодых сосен в лесничестве, шефство над отстающим по математике одноклассником… Именно в таких делах и возникала школьная дружба. 
Честь и хвала классному руководителю, администрации школы, выпускающим дружный класс. Школьная дружба – это подарок ребятам на всю оставшуюся жизнь, а от столь ценимых нами знаний через три года не останется и половины.
Интересные размышления и выводы проявились в эссе, написанных по афоризму  Лабрюйера: «В истинной дружбе таится прелесть, непостижимая заурядным людям».

В отличие от любви,  которая возникает спонтанно и неосознанно, дружба – осознанное отношение к другому человеку. Тот, кто дружит, отдаёт себе отчёт в том, насколько можно довериться другу, на какие жертвы ради него должен пойти, какое поведение можно ожидать с его стороны в разных ситуациях. Человек деградировавший будет иметь «в друзьях» собутыльников и  подельников. Человек ординарный, нацеленный на потребление, будет иметь в  друзьях «полезных людей». Человек неординарный, стремящийся не «иметь для себя», а «быть для других», то есть имеющий высокие идеалы и нравственные ценности, будет искать дружбу с подобными себе. Эта дружба создаётся не на симпатии и выгоде, а на общности идеалов, устремлений, на сотрудничестве и сотворчестве в общем значительном деле. Такую дружбу мы встречаем у настоящих патриотов, революционеров, участников освободительных движений, в экстремальных условиях войны за своё отечество. Дружба равновелика личности: людей, ищущих в свой отпуск останки солдат Великой Отечественной, и людей, встречающихся в отпуске на хмельных пикниках, связывают совершенно разные отношения. Открыть  «прелесть истинной дружбы» удастся только тому, кто «растёт над собой», «выделывается в личность», присоединяется к историческим, непреходящим делам своей Родины. 
Притча. На одном кладбище была могильная плита, на которой было написано, что человек, похороненный под ней, прожил всего 3 года, 2 месяца, 5 дней и 8 часов. Один прохожий, увидев надпись, стал горевать о столь короткой жизни покойного. На это кладбищенский сторож сказал: «Этот человек всё время скрупулёзно записывал время, проведённое со своим самым верным другом, вот оно и указано на плите… И он утверждал, что прожил счастливую жизнь».
Если вы испытываете искренние, бескорыстные  дружеские чувства хотя бы к одному человеку, дорожите этой дружбой, бережёте её, если вы стараетесь быть дружелюбным, не поощряете ненависть и раздор, то можете считать, что ваша жизнь проходит не зря. А если это не так, то меняйтесь, находите в себе хорошее, находите хорошее в других. Никогда не поздно!
20 октября 2020 г. Александр Бушуев


Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных